Как определить отклонение диаметра впадин зубьев зубчатого колеса?

Автор techmashtlt, Вчера в 14:07:05

« назад - далее »

techmashtlt и 9 гостей просматривают эту тему.

techmashtlt

Здравствуйте.
Рассчитал шестерню в ВиМП. Получил расчетный диаметр впадин. В настройках генерации модели при выборе по верхнему, нижнему, среднему полю допуска получаю разный диаметр впадин зубьев на модели, причем разница существенная - в десятых.  В ГОСТ 1643-81 не нашел какой параметр точности влияет на этот размер.
Вопрос: как определить это отклонение, каким параметром(ами) точности оно задается?
Снимок.JPG

СВ

 Если ИМЕННО про точность и конкретный размер разговор идёт, то, наверное, это "степень точности" и "боковой зазор" - циферки и буковки, типа 8-В. Это  в самом простом виде. А в более сложном - см. ГОСТ, весь п.1, особенно п.1.5.
- - -
А для чего нужны эти знания? Что с шестернями хотите делать, особенно с внутренним диаметром (который, как неуловимый Джо - никому не нужен)?

techmashtlt

Менял степень точности и вид сопряжения - изменения незначительные - сотые. При изменении коэфф. радиального зазора - изменения значительные, это ожидаемо.
Расшифровка передачи (только шестерни). Есть замер диаметра впадин, но при расчете, чтобы на него выйти нужно либо увеличить коэфф. высоты головки зуба, либо коэфф. радиального зазора, что совсем не хотелось бы. Отходить от стандартного исходного контура - считай получить уникальный профиль со спец. инструментом. Может быть дело в том, что мои измерения дают действительный размер диаметра впадины с учетом допущенного отклонения, а я его пытаюсь получить расчетным (номинальным) числом, что неверно. Зная допускаемое отклонение на диаметр впадин (или величину радиального зазора) я смогу выйти на номинальное значение, которое вероятно позволит применить мне стандартные параметры исходного контура. В конце концов, ВиМП же какое-то отклонение использует, если размер меняется при генерации по верхнему и нижнему полю допуска.

techmashtlt

Цитата: СВ от Вчера в 15:18:30(который, как неуловимый Джо - никому не нужен)?
Как это не нужен? Это величина радиального зазора в зацеплении, которая в сборе контролируется (самое простое) щупами. Но ведь должны же быть у него предельные отклонения, как у и любых других параметров, размеров.

СВ

Радиального или бокового?
- - -
Радиальный зазор между вершинами одной шестерни и впадинами другой такой большой, что нет смысла о нём думать. Тем более, что получается он "автоматически" при обеспечении других, ГЛАВНЫХ параметров зубьев.

techmashtlt


techmashtlt

Цитата: СВ от Вчера в 16:03:44Радиальный зазор между вершинами одной шестерни и впадинами другой такой большой, что
это понятно, но должно же быть какое то допустимое отклонение для поверхности впадин. его не может не быть. в расшифровке передач при отсутствии пары это вот важно знать. есть еще подозрение, что заниженная вадина на моей шестерне возникла по причине финальной шлифовки зуба (видно, что зуб шлифован, чистота хорошая) после обката фрезой и т/о.

Петрович-47

Цитата: techmashtlt от Вчера в 16:10:45...но должно же быть какое то допустимое отклонение для поверхности впадин. его не может не быть...

Общие допуски по ГОСТ 30893.2 - mK

techmashtlt

Цитата: Петрович-47 от Вчера в 16:13:15Общие допуски по ГОСТ 30893.2 - mK
допустим. а что за номинал брать? диаметр впадин или радиальный зазор или высота зуба? а может номиналом коэффициенты могут быть?

СВ

Цитата: techmashtlt от Вчера в 16:10:45... есть еще подозрение, что заниженная впадина на моей шестерне возникла по причине финальной шлифовки зуба
Заниженная впадина - это увеличенный вн.диаметр или уменьшенный?
На сколько ваш реальный диаметр не совпадает с расчётным?
И причём тут шлифовка? Когда шлифуют (правильно), припуск даётся на боковые поверхности, а вн.диаметр делается в размер (т.к. после нарезания больше не обрабатывается). Или у вас по-другому?
- - -
Допуск на диаметр должен быть в минус, а потому не важно - большой он или малый, ведь от допуска зазор только растёт, т.е. предотвращает заклинивание передачи.

techmashtlt

Цитата: СВ от Вчера в 16:35:11Заниженная впадина - это увеличенный вн.диаметр или уменьшенный?
На сколько ваш реальный диаметр не совпадает с расчётным?
И причём тут шлифовка? Когда шлифуют (правильно), припуск даётся на боковые поверхности, а вн.диаметр делается в размер (т.к. после нарезания больше не обрабатывается). Или у вас по-другому?
Уменьшенный диаметр впадин.
По расчету со стандартным (AGMA 201.02 (20 гр.)) коэфф. рад. зазора 0,25 - диаметр 48,44 мм.
При генерации модели по нижнему пределу размер 48,06 мм.
У меня замер в среднем 47,86 мм - коэфф. получается нужен 0,43. В нижний предел по модели тоже не укладываюсь.
А как шлифуют эвольвенту так, чтобы переходную кривую не тронуть и впадину? Ступенька же останется. Я точно не знаю, но полагал, что профильный шлиф.круг обрабатывает и зуб и скругление и впадину одновременно. В таком случае ступенек не останется.
 

Петрович-47

techmashtlt, для стандартного контура, эти параметры даже не указываются... и в данных для контроля его нет

techmashtlt

Цитата: СВ от Вчера в 16:35:11ведь от допуска зазор только растёт, т.е. предотвращает заклинивание передачи.
бесконечно расти он не может, увеличенный радиальный зазор не также конечно плох как и уменьшенный, но может оказывать негативное воздействие

techmashtlt

Цитата: Петрович-47 от Вчера в 16:52:32для стандартного контура, эти параметры даже не указываются.
не указывается, но используется в инструменте и получится отличающийся от моего размер. мне как разработчику нужно понимать: почему занижен диаметр на образце, нужно ли воспроизводить именно этот размер, а если нет, то насколько его можно изменить.
есть еще такое предположение, что в ВиМП указаны не все исходные контуры по стандартам. например, в нашем ГОСТ тоже ведь не один контур, а четыре - они указаны. а в AGMA 201.02 может и еще есть. но пока этот стандарт мне не удалось найти

СВ

Цитата: techmashtlt от Вчера в 16:56:54бесконечно расти он не может, увеличенный радиальный зазор не также конечно плох как и уменьшенный, но может оказывать негативное воздействие
Ну не на сантиметры же он увеличенный!!!

Цитата: techmashtlt от Вчера в 16:50:21По расчету со стандартным (AGMA 201.02 (20 гр.)) коэфф. рад. зазора 0,25 - диаметр 48,44 мм.
При генерации модели по нижнему пределу размер 48,06 мм.
Рассматривают НОМИНАЛЬНЫЙ размер, а что получается по нижнему пределу - это уже от допуска идёт.
Цитата: techmashtlt от Вчера в 16:50:21А как шлифуют эвольвенту так, чтобы переходную кривую не тронуть и впадину? Ступенька же останется. Я точно не знаю, но полагал, что профильный шлиф.круг обрабатывает и зуб и скругление и впадину одновременно. В таком случае ступенек не останется.
А это уже другая епархия, не расчёт шестерен, а технология изготовления и расчёт инструмента под неё.
Обычно шлифуют боковую сторону. Но бывает по-всякому, лучше наберите в ПОИСКЕ "шлифование зубьев шестерен" - если не связаны с реальным производством.

- - - - -
 У нас какой-то странный разговор получается - про Фому и Ерёму.
Вы лучше скажите - что вы делаете и что не так? Изготавливаете шестерни? И никто в них не шарит?

techmashtlt

Методом пробных генераций и замеров вычислил, что у диаметра впадин номинал 48,44; верхний предел 48,21 мм, нижний 48,06 мм. Получается отклонения с двумя минусами и допуском 0,15 мм, что приблизительно соотв. IT11 (0,16) и самое близкое поле - b, если считать за номинал диаметр впадин. И это при точности передачи 5-B.
Так что, это ссылочка "Общие допуски по ГОСТ 30893.2 - mK" тут не работает )
Подозреваю, что это отклонение возникает в конце размерной цепи как у справочного размера.
А может просто другой коэфф. должен быть, но нужно стандарт искать.

techmashtlt

Цитата: СВ от Вчера в 17:35:22Вы лучше скажите - что вы делаете и что не так? Изготавливаете шестерни? И никто в них не шарит?
Реинжиниринг. Есть образец (шестерня) и нужен чертеж. Где будет изготавливаться и как - неизвестно. В первом варианте чертеж должен быть максимально приближен к образцу.


GenTAPo

Вопрос высосан из пальца и ни о чём. Особенно, о том, что в сборке контролируется щупом. Вы, товарищЪЧЬ о чём? Глубина впадины образуется зуборезным инструментом, а не хотением или не хотением зуборезчика. ВАМ ЭТО ЗАЧЕМ? И в здравом уме и твёрдой памяти ещё НИКТО не догадывался делать расчёт шестерни от впадины зуба. А допуск, тут вы догадались, зависит от заданной степени точности. Но и у неё есть три значения при генерации, как вы и писали. И это не просто так, дай ка я сделаю модель по верхнему полю допуска. По большому счёту надо знать технологию изготовления. Если будут шлифовать зубья, то может и по верхнему полю, как скажет технолог. Им нужен припуск. Ну и много чего нужно согласовать.

techmashtlt

При переходе на 6 степень точности меняется только минимальный предельный размер 48,03 вместо 48,06 у 5 степени. Допуск становится 0,18. Есть зависимость от степени точности, но образование именно такого поля допуска и самого допуска остается загадкой.

GenTAPo

Цитата: techmashtlt от Вчера в 17:46:46Реинжиниринг. Есть образец (шестерня) и нужен чертеж.
Надо же, чуть не всю жизнь, а именно, с 1977 года столько наделал чертежей разных шестерён по образцу, так оно и называлось, а теперь гордое слово "Реинжиниринг". Как звучит! И без этого слова все обходились штангенмаузером, большим штангенциркулем и металлической линейкой. И за столько лет ни разу не ошибся никто. Найдите вот эту книгу, Птицин, Кокичев. Расчёт и изготовление зубчатых передач в ремонтном деле, 1961. По сравнению с современными, там наиболее точно всё описано. Научитель, вам цены не будет. А вот распространённое мнение, что теперь без 3D сканирования, ну не обойтись, это вообще кошмар. Простым измерением наружного диаметра, зная число зубьев можно определить модуль. А дальше, дело техники. И приложение ВиМП вам в помощь, лучше не найдёте. И не надо расчёты в ВиМП подвергать сомнению. И подгонять чертёж шестерни под диаметр впадины зуба, такое ещё никто не придумал.