Компоновка подвижного узла.

Автор СВ, 13.10.17, 14:29:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

СВ

 Имеется узел (рис.1): на основании закреплён рельс, по которому движется каретка (всё вместе - линейная направляющая), к каретке шарнирно )прикреплён подвижный упор: вверху - ось, внизу упор опирается на ролик (самоустанавливающийся, хотя это и не важно). Пропорции конструкции - примерно как на рисунке, масса упора около 60 кг.
Возник вопрос: не велико ли усилие, воздействующее не каретку? (60*800/250=190 кг) Затем возник вопрос: - А вообще правильно ли сделана конструкция? Анализ (см. рис.2,3,4) вроде бы показывает, что на каретку воздействует момент Мх, стремящийся "обломать" рельс (да и каретку). Как результат, предполагается модернизированная конструкция (рис.5).
Какие будут мысли, коллеги?
-  -  -  -  -  -
Другие варианты (которые кто-то обязательно предложит), конечно, интересны, но хотелось бы услышать мнение о правильности подхода к изменению именно этой конструкции.

Kirilius83

На рисунке 5 момент только возрастет.
Для начала посчитайте момент, векторами - нарисуйте силу, которая действует на шарнир около танкетки (она будет перпендикулярно радиусу 250, который из центра вращения узла), а потом разложите её на вертикальную и горизонтальные составляющие.

СВ

 Вначале я тоже так думал. Потом обратил внимание, что опорный ролик не ограничивает движение упора вниз. Потом заменил каретку на поворотный шарнир - т.е. убрал противодействие повороту выступов на рельсе и получился Рис.2. Естественно, все подвижные детали тут же опустятся вниз и получится Рис.3. А когда механизм покатается туда-сюда, он неизбежно опустится чуть ниже - Рис.4. "Переводим" Рис.4 в реальную конструкцию и получаем Рис.5, где каретка не будет выворачивать выступы на рельсах.

В принципе на Рис.4 показана линейная цилиндрическая опора, отличие от "рельсовой" опоры - возможность ещё и вращаться. Вот она (цилиндрическая) провернулась и, как говорится, нашла своё место, остаётся только заменить цилиндр на рельс.

- - - - - -
Наверное, я забыл задать вопрос: - Где оптимально должен быть шарнир? (Или: как самоустановится устройство на Рис.2 ?)
Мой ответ: - Как на Рис.5 (4)
Получил ещё ответ - с моим не совпал. Жду дальше. С разъяснениями, разумеется: что, как и почему?

Kirilius83

Эм, опорный ролик не ограничивает вниз? Т.е. конструкция упора вся может легко скользить вертикально вниз? Тогда весь вес приходит на танкетку. И тогда действительно на танкетку действует момент, но момент этот равен весу всего упора, помноженному на расстояние от точки А (кремление уопора к танкетке) до рельса, причем в горизонте! И этот момент примерно одинаков на обоих рисунках, и таким переносом его не убрать - только если вообще убать шарнир, жестко закрепив упор к танкетке. Ну либо сделать что бы опиралось на опорный ролик - и он воспринимал весь вес конструкции на себя.
На средних картинках - да, поскольку за рельс цепляемся шарниром то передать момент туда впринципе не может, но это совсем другой тип релься, с текущим так не прокатит!

ЗА прметить бы буквами все точки, но мне лень рисовать

tiger

Схема для расчета вероятно будет выглядеть так, как показано на рисунке.
Из схемы видно, что система статически неопределимая.

СВ

#5
 С поправкой:
в точке В реакции Ryв нет, т.к.
Цитата: Kirilius83 от 13.10.17, 19:28:22
... опорный ролик не ограничивает вниз...
т.е. шарнир подвижный, а "массу" нужно нарисовать не горизонтально, а вертикально,
и немного левее точки А должен быть ещё один шарнир (см.Рис.1, Рис.2), назовём его Д;
а пропорции примерно такие:
а=АВ(горизонтально)
б=3а=АВ(вертикально)
с=10а
d=0,5а=ДВ(горизонтально)
Сможете поправить?


СВ

#6
Цитата: Kirilius83 от 13.10.17, 19:28:22
...
На средних картинках - да, поскольку за рельс цепляемся шарниром то передать момент туда впринципе не может, но это совсем другой тип рельса, с текущим так не прокатит!
ЗА пометить бы буквами все точки, но мне лень рисовать
Действительно, с буквами было бы удобнее разговаривать.

Вернусь к началу, так сказать, к более подробному пояснению вопроса (которое не сделал, а надо бы).
Верхняя картинка (Рис.1) - реальная конструкция. Пропорции примерно похожие, разве по вертикали размеры ужаты.
Задача: разобраться, где лучше всего расположить шарнир (рядом с шарниром буква "А", да и он там единственный).
То, что вес упора полностью приходится на каретку и рельс, да ещё и умножается за счёт соотношения плеч (800/250), это естественно и неизменно, вопрос - в какую точку перенести шарнир, чтобы на каретку/рельс  не действовал ещё и изворачивающий момент Мх.
У меня получается- на одну линию (или чуть ниже) между центром тяжести упора и "центром каретки" - как на Рис.3, 4, 5.
(Как побочный вопрос: а не поведёт ли себя система на Рис.2 совсем по другому?)
Для решения составлена эквивалентная схема, в которой жёсткая заделка каретки на рельсе заменена на  цилиндрический шарнир (Рис.2) и далее рассматривается, как  система поведёт себя (самоустановится, так сказать), а на основании этого разработать новую схему с оптимальным расположением шарнира "А" (это не то А, что на схеме у tiger, у него вообще нет шарнира "А" (в предыдущем сообщении для tiger я назвал его как Д).

Kirilius83

Момент на рельсе равен расстояние от шарнира А умножить на массу узла. Соответственно пока шарнир на расстоянии от релься - будет момент. Разве что расположить шарнир над рельсом.

tiger

Цитата: СВ от 14.10.17, 10:35:27
С поправкой:
в точке В реакции Ryв нет, т.к. т.е. шарнир подвижный, а "массу" нужно нарисовать не горизонтально, а вертикально,
и немного левее точки А должен быть ещё один шарнир (см.Рис.1, Рис.2), назовём его Д;
а пропорции примерно такие:
а=АВ(горизонтально)
б=3а=АВ(вертикально)
с=10а
d=0,5а=ДВ(горизонтально)
Сможете поправить?
Да. Там опора скользящая в B, поэтому одна реакция горизонтальная. И моментов в опорах А и B не должно быть, поскольку имеем дело с шарнирами. Это при заделке опоры неподвижно будет две реакции и момент. Вообщем получится нечто такое.

tiger

#9
Цитата: СВ от 14.10.17, 10:55:07
Действительно, с буквами было бы удобнее разговаривать.

Вернусь к началу, так сказать, к более подробному пояснению вопроса (которое не сделал, а надо бы).
Верхняя картинка (Рис.1) - реальная конструкция. Пропорции примерно похожие, разве по вертикали размеры ужаты.
Задача: разобраться, где лучше всего расположить шарнир (рядом с шарниром буква "А", да и он там единственный).
То, что вес упора полностью приходится на каретку и рельс, да ещё и умножается за счёт соотношения плеч (800/250), это естественно и неизменно, вопрос - в какую точку перенести шарнир, чтобы на каретку/рельс  не действовал ещё и изворачивающий момент Мх.
У меня получается- на одну линию (или чуть ниже) между центром тяжести упора и "центром каретки" - как на Рис.3, 4, 5.
(Как побочный вопрос: а не поведёт ли себя система на Рис.2 совсем по другому?)
Для решения составлена эквивалентная схема, в которой жёсткая заделка каретки на рельсе заменена на  цилиндрический шарнир (Рис.2) и далее рассматривается, как  система поведёт себя (самоустановится, так сказать), а на основании этого разработать новую схему с оптимальным расположением шарнира "А" (это не то А, что на схеме у tiger, у него вообще нет шарнира "А" (в предыдущем сообщении для tiger я назвал его как Д).
Дополнительный шарнир кажется излишен. Он ничего не даст, кроме лишней степени свободы.
Лучше ваш первый вариант. Жесткое крепление самого упора через каретку к рельсу будет оптимальным вариантом, Причем линию крепления упора расположить на уровне соединения каретки с рельсом. Иначе будет создаваться дополнительные момент.

СВ

#10
 В третий раз поясняю: на Рис.1 - реальная конструкция и она останется.
Рис.2,3,4 - для понимания, куда перенести шарнир А, чтобы не было изворачивающего момента Мх в жёсткой заделке каретки на рельсе. Вы же всё время полагаете, что я хочу убрать рельс с кареткой.

По Вашей схеме (последней): всё верно нарисовано, но из-за прямоугольника, символизирующего груз (Q=600 н) и положения связей - шарниры А, С и соединение А с прямоугольником груза, создаётся эффект, что данной положение - устойчивое. Оно не так. Если соединить А, Q и В треугольником, сразу станет видно - это не положение равновесия, шарнир А не будет находиться на одной горизонтальной линии с С.
Положение равновесия находится из взаимосвязи реакций и сил; студенту/молодому специалисту/расчётчику уровня "хорошист/отличник" такое - как семечки, потому и обратился к форуму ...

-   -   -   -
На Рис.11,12,13 показаны варианты, пришедшие на ум чисто интуитивно (в порядке их "пришествия").
В каждом из них явно видны противоречия.

tiger

Вы получите дополнительную степень свободы в шарнире. Ваш упор или балка будет находиться тогда не в строго горизонтальном положении при постоянном положении стены опоры B. См. рис.

СВ

 Абсолютно не понял: каким образом упор поднимется вверх? У меня, знаете ли, почему-то всё наоборот. Может, покажите действующие для этого силы и прочее?

(А горизонтальное положение не при чём. Но за заботу о нём спасибо, только волноваться не стоит - для этого есть регулировки.)

tiger

См. последний рисунок в предыдущем посте (в нем показал шарнир D) .
Рычаг AD или d имеет постоянный радиус, который будет вращаться относительно опоры А. Он будет тянуть за собой шарнир D, и соответственно упор с весом Q. Поскольку стенка у опоры B вертикальная и находится на постоянном расстоянии от опоры А, то свободный торец упора будет подниматься.
+ Благодарностей: 1

СВ

 У нас есть только одна сила - Q, она и может тянуть, и думаю - только вниз, а рычаг АД ничего не имеет, он может только "реагировать".

Kirilius83

рис 10 - в точке С в реале ведь нет шарнира и потому там момент?
Да, что бы убрать момент надо в С сделать шарнир, но поскольку рельс менять не выйдет (и как на рис 11..13 вы не сможете реализовать), значит надо сделать тягу А-С, с двумя шарнирами по концам. Хотя точка С все равно будет не на рельсе, и момент все равно останется, но поскольку С ближе к рельсу чем А - момент будет ниже.
Либо - не трогайте А и танкетку, а сделайте упор в точке В - тогда масса будет приходится на В, и на танкетку момент действовать не будет. Можно даже просто перенести рельс с танкеткой в В,  а в С перенести упорный ролик - будет просто цепляться за уступ и испыпывать небольшие нагрузки.
+ Благодарностей: 1

СВ

#16
 Жаль, что мало люда откликнулось, а потому Большое Спасибо тем, кто думает над вопросом.

По вопросу:
ничего никуда не будет переносится - такова конструкция.
Нужно всего лишь найти оптимальное положение точки А (по Рис.10), т.е. определить положение, в которое самоустановится механизм и момент на каретке/рельсе будет минимальным. И здесь нужен "учебный термех".

Kirilius83

Повторяю: момент будет минимальный, когда будет минимальное плечо АС. Возможно, когда А над рельсом, а не сбоку.
Так же возможно конструкция справа (она же тоже на рельс опирается?) своей массой (создающей свой момент) уравновесит танкетку.

tiger

#18
Давайте еще с терминологией и упрощенной схемой разберемся.
Упор, каретка, рельс, противовес. Точка С - опора шарнирная неподвижная (каретка на рельсе), Точка В - опора шарнирная подвижная (ролик).
(на основании http://sopromat.org/info/3/3_2.php)
СВ, поправьте если что не правильно сказал.
СВ, у вас еще появился один новый элемент на чертеже - это противовес (электродвигатель).
Вот схема с учетом последнего вашего чертежа и вашей расстановки букв опор.
Это верно? Сейчас каретка жестко связана с упором и с противовесом.
Потом добавим на этот рисунок шарнир А.
Задача без шарнира решается. Все опорные реакции находятся.
Дополнительно вводится точка О и система координат.
Ниже решение. Составляем систему линейных уравнений. Сумма моментов всех сил, действующих на систему относительно точки О (два неизвестных), сумму моментов всех сил, действующих на систему относительно точки С (одно неизвестное) и сумму всех действующих сил на систему (одно неизвестное). И все должно быть равно 0.
Отсюда найдете значения реакций опор.Если знак минус, значит действующая сила направлена в противоположную сторону от того, как показано на рисунке.

СВ

 Ладно, расскажу в пятый раз.
Есть конкретная конструкция, и в неё не стоит влезать (и противовесов там нет, двигатель и редуктор - это привод поступательного движения каретки зубчатым ремнём).
Есть схема, в которой каретка/рельс заменены на шарнир С (Рис.10).
Нужно
Цитата: СВ от 16.10.17, 09:20:03
... всего лишь найти оптимальное положение точки А (по Рис.10), т.е. определить положение, в которое самоустановится механизм ...
Оптимальное положение точки А будет перенесено на конкретную конструкцию.
Всё.
- - - - -
Лично я склоняюсь к решению по Рис.13 (с чуть другими углами - не равными между собой), но с учётом динамики (когда устройство будет двигаться взад-вперёд) - к Рис.11.