Генератор зубчатых колес. Как выбор сопряжения влияет на размеры модели?

Автор Ольга Б, 12.02.25, 20:00:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ольга Б

Привет всем! Возник такой вопрос по генератору з.к.: изменяются ли там размеры твердотельной модели при изменении вида сопряжения? В документации что-то не получается найти нужную информацию. И если не меняются, то что Компас будет строить для любого колеса? Номинальный контур, который Н? Мне с этим нужно разобраться чтобы понять, подойдет ли этот генератор для реверса без замеров, только по сетке.

GenTAPo

Вы придумали новый термин - Генератор зубчатых колёс. Начиная с 1970 года и по сей день такого не знал. Вот ссылка на ролики по использованию приложения ВиМП для всех видов передач. Даже, которые Вам никогда не встретятся.
Называется Азбука ВиМП и это от разработчиков самого приложения. От самоостийных кинооператоров иногда удачные, не спорю, иногда просто вредные.
Посмотрите, будет полезно.

https://rutube.ru/channel/25905650/videos/

Golovanev

Отвечаю. При изменении степени точности и вида сопряжения трехмерная модель формируется по другому. Все зависит также от опций формирования в конфигураторе. По среднему значению поля допускаю, по верхнем, нижнему или по номиналу...
+ Благодарностей: 1

Ольга Б

Цитата: Golovanev от 13.02.25, 18:48:21Отвечаю. При изменении степени точности и вида сопряжения трехмерная модель формируется по другому. Все зависит также от опций формирования в конфигураторе. По среднему значению поля допускаю, по верхнем, нижнему или по номиналу...
Большое спасибо за ответ. Хотела посмотреть функционал, но в пробной версии home этот модуль не работает, а из информации из инета сложно заключения делать. Поэтому такой еще вопрос возник: таким образом можно менять размеры твердого тела только с гостированными параметрами? Как я поняла, в ПО есть возможность строить нестандартные колеса. Для них будут действовать функции допусков (сопряжений)? Еще в идеале хотелось бы понять, какие размеры при построении реализует программа в модели. Возможно это не так существенно при конструировании колес, но для реверса это важно знать.

СВ

Совпало, что как раз занимаюсь этой темой.
Имеется многодисковая фрикционная муфта, детали в которой соединяются через внутренние и наружные зубья, как бы шестерня с нар.зубьями и колесо с вн. зубьями с одинаковым числом зубьев. Расчёт этой "передачи" заключается в построении одной шестерёнки и подборе таких параметров у другой, чтобы получить конкретный зазор между зубьями.
Вот строю я шестерню и её "вид слева" по нижнему и по верхнему пределу допуска, совмещаю их - а они одинаковые. Измеряю: никакой не допуск, а "чистый номинал". И что делать, куда нажимать?

Ольга Б

Цитата: СВ от 14.02.25, 15:27:14Совпало, что как раз занимаюсь этой темой.
Имеется многодисковая фрикционная муфта, детали в которой соединяются через внутренние и наружные зубья, как бы шестерня с нар.зубьями и колесо с вн. зубьями с одинаковым числом зубьев. Расчёт этой "передачи" заключается в построении одной шестерёнки и подборе таких параметров у другой, чтобы получить конкретный зазор между зубьями.
Вот строю я шестерню и её "вид слева" по нижнему и по верхнему пределу допуска, совмещаю их - а они одинаковые. Измеряю: никакой не допуск, а "чистый номинал". И что делать?
Вот я этого варианта как раз и боюсь. А у Вас шестерня с измененными параметрами? Или прямо все по ГОСТУ?

СВ

В данный момент - разбираюсь.
Вот совместил фото и эпицикл, построенный по внутреннему диаметру. Видно, что часть вершины зуба срезана. Видно также, что впадины у "сателлита" не имеют скруглений (как будто зубья получены строганием или фрезерованием пальцевой фасонной фрезой), а поверхности зубьев смахивают на эвольвенту.
По всему выходит, что это стандартный профиль (подошёл модуль 6,3), но с изрядным смещением. Остаётся понять - какой именно, железяка-то импортная. Хотя скорее всего будем делать по ГОСТ.

Ольга Б

А не шлицы ли это эвольвентные? Это бы объяснило форму впадин.

GenTAPo

Сергей Викторович. Ну я вами прямо удивляюсь, вы же не новичок. То, что показано, это не зубчатое зацепление с внутренними зубьями, а зубчатая соединительная муфта. И рассчитывается она не так, как передача. Внутреннюю передачу с одинаковым числом зубьев шестерни и колеса не рассчитать. И тут начинаются фантазии и подгонки. Сколько я тыкаю роликов на всякие непонятные новичкам вопросы. И всякие в интернетах не смотрите. А эти ролики, как раз от разработчиков приложения ВиМП. Это наш отчёт ДЛЯ ВАС. И чтобы новички из первых рук смотрели, как делать. Посчитаь числа зубьев, определить модуль и построить. И не надо фотографировать, обчертить, облизать и вставить.

https://rutube.ru/video/be97a8bd17e6bacc8a7dab99bfc68a94/

СВ

Цитата: Ольга Б от 14.02.25, 16:07:35А не шлицы ли это эвольвентные? Это бы объяснило форму впадин.
Так я и говорю - начал разбираться. Оборудование вроде бы американское, причём - возможно, - само изготовление - не американское.

Цитата: GenTAPo от 14.02.25, 16:54:41То, что показано, это не зубчатое зацепление с внутренними зубьями, а зубчатая соединительная муфта.
Геннадий Валентинович, я сам об этом и говорю.
Цитата: СВ от 14.02.25, 15:27:14Имеется многодисковая фрикционная муфта,
Но насколько она соответствует НАШЕЙ ЗУБЧАТОЙ муфте - посмотрим.

Ольга Б

В-общем, с трудом, но нашла где все это реализуется в программе (почему-то глубоко запрятано в неочевидном модуле, который 2д, а не в 3д), по допускам колеса делать действительно получается, но не понятно, как менять сгенереное колесо (каждый раз перестраивать заново?), и искать нужно было по "с учетом допуска", а не "сопряжения", как я искала. Всем спасибо за помощь)

Golovanev

В 23 версии надо работать в этом приложении сразу в детали. Т. Е. Не ВиМП 3d, а ВиМП 3d+2d

Lemieux

Цитата: Ольга Б от 15.02.25, 11:20:26В-общем, с трудом, но нашла где все это реализуется в программе (почему-то глубоко запрятано в неочевидном модуле, который 2д, а не в 3д), по допускам колеса делать действительно получается, но не понятно, как менять сгенереное колесо (каждый раз перестраивать заново?), и искать нужно было по "с учетом допуска", а не "сопряжения", как я искала. Всем спасибо за помощь)
Работая с продуктами АСКОН, у меня сложилось впечатление, что разработчики, проектируя архитектуру своих приложений, подрузомевают, что все пользователи думают как они и имеют такой же опыт. Посты GenTAPo чего только стоят.

GenTAPo

Цитата: Lemieux от 15.02.25, 11:34:55Работая с продуктами АСКОН, у меня сложилось впечатление
Вариант построения в Shaft 3D забудьте и не используйте. Он снимается с поставки в 24 версии. Это был компромисс построения в 3D с использованием библиотечных элементов из библиотеки стандартных изделий. Ну так вынужденно было на момент создания. Обладал ограниченными возможностями, а они вам нужны? даже если у вас версия КОМПАС до 23-й, то лучше использовать построение в 2D с генерацией. Замена старой версии детали на вновь сгенерированную делается по запросу, как и в обычной 3D сборке при изменении детали. Как настроить, показывал, поэтому смотрите ролики. И вообще, многие игнорируют настройки, как бы не нужны.
В приложении как раз таки всё сделано для пользователя. И если есть какие то кнопочки справа от поля данных, из любопытства можно нажать. А также иногда ПКМ в поле ввода, в некоторых интересная информация. В общем то, общие правила пользования. И любопытные увидят и справочную информацию и нестандартное построение и не надо книжки листать.
Обращаюсь к Ольге. Кто-то написал, возможно это американское, а значит, расчёт в питчах. А кто не даёт его рассчитать в питчах. Модуль выбираете, справа кнопочка со стрелочкой для чего? Вот для людей и сделано, а не для себя. И по стандартам любых стран считайте.
Если зубья питчевые и делать надо обе детали. У нас на авиазаводе было много станков американских и немного английских. Ясное дело, шестерни питчевые. Так вот, за время эксплуатации зубчатые пары пересчитали в модели и не морочили себе голову с инструментом.
И как разработчики думают. Они думают, как раз так, как рассчитывается передача. Даже с флагом и ура, модель сделаем сразу, надо понимать, что для чего в расчёте. А приложение как раз даёт возможность новичкам без опыта рассчитать и построить правильно.

Ольга Б

Цитата: GenTAPo от 15.02.25, 12:35:50Вариант построения в Shaft 3D забудьте и не используйте. Он снимается с поставки в 24 версии. Это был компромисс построения в 3D


Это все испорченность интуитивно понятным ПО. Вроде такого: "вот генератор (не знаю, как по-другому называть), вот так он управляет моделью", как в том же ансис. Это не претензия - зная, куда там нажимать, наверное, удобно, функций много интересных типа проверок всяких, а скорее оправдание, хотела разобраться просто делая ту модель, которую нужно. А тут прям много усилий нужно приложить для поисков. И всё таки: как в готовом колесе вернуться в построение (то место, где вводятся числовые значения переменных данных) и перестроить колесо? Это вообще возможно? А то я еще два дня искать буду :cheesy:

Golovanev

Да возможно. Просто надо показать. Напишу вам в личку как со мной связаться

GenTAPo

Валерий Александрович, если заняты, можете мои координаты дать в Телеграмм. Покажу вживую, что там Ольге надо построить.

СВ

Цитата: Ольга Б от 15.02.25, 13:22:33И всё таки: как в готовом колесе вернуться в построение (то место, где вводятся числовые значения переменных данных) и перестроить колесо? Это вообще возможно?
Это зависит от того, КАК строили шестерню.
В 2Д она строится как картинка и затем МОЖНО построить 3Д-модель. Модель как шестерня - не редактируемая. Придётся делать, как указывал Геннадий Валентинович
Цитата: GenTAPo от 15.02.25, 12:35:50... даже если у вас версия КОМПАС до 23-й, то лучше использовать построение в 2D с генерацией. Замена старой версии детали на вновь сгенерированную делается по запросу, как и в обычной 3D сборке при изменении детали. Как настроить, показывал, поэтому смотрите ролики.
(Лично мне это НЕ нравится: нет прямой (интуитивно понятной) команды для этого и потому никто сходу сообразить не может. А в остальном построении - может.)
В 3Д - строится, разумеется, как модель, а построения зубьев в 2Д и в 3Д - ОДИНАКОВЫЕ. Главное, что в 3Д есть прямое редактирование и возможность строить абсолютно любую конструкцию. Как это будет в 24-й - не представляю.
- - -
Ольга, к своим сообщениям прикладывайте скриншоты (с пояснениями), а то у вас терминология может совсем не совпадать с общепринятой и тогда - проблемы на разборки полётов.

СВ

Цитата: GenTAPo от 15.02.25, 12:35:50Вариант построения в Shaft 3D забудьте и не используйте. Он снимается с поставки в 24 версии. Это был компромисс построения в 3D с использованием библиотечных элементов из библиотеки стандартных изделий.
Проблем с совместимостью  старших версий, сделанных в 3Д, полагаю, не будет?

Цитата: GenTAPo от 15.02.25, 12:35:50... это американское, а значит, расчёт в питчах. А кто не даёт его рассчитать в питчах. Модуль выбираете, справа кнопочка со стрелочкой для чего? Вот для людей и сделано, а не для себя. И по стандартам любых стран считайте.
Если зубья питчевые и делать надо обе детали. У нас на авиазаводе было ...
Вопрос:
для наших (метрических) зубчатых муфт инструмент есть, а для ИХНИХ питчевых - ?
Делать питчевые - это только если ремонт с заменой ОДНОЙ детали, тогда да. А менять обе - никакого резона на питчевых оставаться.
- - -
Кстати, сравнил (в ВиМП) построение глухой муфты и шестерни, оказалось - одно и то же (на картинке видно - они совпадают).
Вообще не представляю, как методом обкатки можно получить ножки зуба БЕЗ скруглений (имею в виду не теоретически, а реально). Сравните построение (слева) и детали (справа).

Ольга Б

Это все таки шлицевое соединение скорее всего, и судя по зазорам - с центрированием по боковым сторонам шлицев (если не гост 6033, то какой-то забугорный нтд), требования к такому соединению и к эвольвентной передаче разные. Вряд ли размеры шлицевого вала будут совпадать с размерами зубьев на валу в передаче, даже номиналы, хотя я не сравнивала специально, так что это чисто предположение. А что касается нарезки - их продольным фрезерованием + продольной шлифовкой обработают, даже выходы от инструмента часто видны бывают - часть в конце шлицев с поверхностями вращения с осью перпендикулярной оси детали, прямоугольные и треугольные шлицы так обрабатываются, или проволокой вырежут. Зубчатые колеса прямозубые при достаточной точности оборудования тоже можно проволокой резать (не все, конечно), при этом форму впадин можно любую делать.