Проблема расшифровки зубчатого зацепления

Автор techmashtlt, 18.07.24, 07:52:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

techmashtlt

Цитата: UU от 02.09.24, 17:14:17Насос прецизионный?
Честно говоря, критерии, когда насос считается прецизионным, не знаю, но зазоры по корпусу измеряются в десятых.

СВ

#21
 Не скажу что знаток шест.насосов, но насколько знаю, главное в них - минимальный осевой и радиальный зазор между шестернями и корпусом. Т.е. точно выполнить наружный диаметр шестерен, а в осевом направлении - подогнать мин.зазор. (Есть классическая конструкция: шестерни выполняют съёмными и для очень малого осевого зазора их шлифуют совместно с корпусом насоса.)
Чаще всего шестерни делают прямозубыми - чтобы не создавать осевую нагрузку и соответственно лишний износ, а здесь, предположу, косозубость сделали для вписывания в требования к зубьям - неподрез, незаострение, коэф.перекрытия. А также для снижения пульсаций давления. Кстати, желательно вершины зубьев делать как можно шире - будет лучше объёмный кпд.
В общем, при малом числе зубьев обеспечить всё это - НЕ ПРОСТО!

techmashtlt

Цитата: СВ от 03.09.24, 08:38:39Не скажу что знаток шест.насосов, но насколько знаю, главное в них - минимальный осевой и радиальный зазор между шестернями и корпусом. Т.е. точно выполнить наружный диаметр шестерен, а в осевом направлении - подогнать мин.зазор. (Есть классическая конструкция: шестерни выполняют съёмными и для очень малого осевого зазора их шлифуют совместно с корпусом насоса.)
Чаще всего шестерни делают прямозубыми - чтобы не создавать осевую нагрузку и соответственно лишний износ, а здесь, предположу, косозубость сделали для вписывания в требования к зубьям - неподрез, незаострение, коэф.перекрытия. Кстати, желательно вершины зубьев делать как можно шире - будет лучше объёмный кпд.
В общем, при малом числе зубьев обеспечить всё это - НЕ ПРОСТО!
Все верно, и чаще, да зуб прямой, но вот на этой паре у оригинала есть и заострение зуба, и небольшой подрез выкружкой, возможно обусловленный, технологией изготовления. В стороннем софте, можно сказать любительском, мне удалось определить параметры для расчета и смоделировать венец. Далее я его наложил на скан образца, получил хорошее совпадение геометрии. Теперь хочу это сделать в ВиМП, но из-за вышеописанного казуса не могу закончить расчет и смоделировать венец.

techmashtlt

Цитата: max_tlt от 03.09.24, 09:03:28Далее я его наложил на скан образца, получил хорошее совпадение геометрии.

СВ

 А компасовский вариант насколько отличается? (Желательно увидеть с графикой.)
Или даже варианты: полностью повторяющий и свой собственный.

techmashtlt

Самому интересно, но не могу смоделировать венец, ВиМП не дает мне фактические значения диаметров выступов сравнять с расчетными. Может кто сталкивался, подскажет? Причем, такое и в v20 было и теперь в v23.

СВ

 Приложите ваш расчёт или все исходные данные.

techmashtlt

Исходные данные для расчета

Golovanev

Проблема в очень маленьком коэф.радиального зазора.
Он вам зачем вообще такой то? Заклинит же насос ваш

techmashtlt

Мне конечно он не очень нравится, но пока что задача выйти максимально точно на исходную геометрию. Если производитель заложил такой зазор, то я уж оспаривать вряд ли буду. Так ведь и работала передача с таким зазором. А если я начинаю увеличивать коэфф. радиального зазора, то ухожу от действительных значений диаметров выступов и впадин - этого не хотелось бы. А почему при малом зазоре ВиМП так себя ведет? Защита от дурака?  :angel:

Golovanev

Вот смотрите что будет... Если я разрешу вам это вводить...

01.png
+ Благодарностей: 1

Golovanev

И что касаемо шестеренчатых насосов. Их банально не посчитать правильно в нашем приложении пока.
Там ширина зуба уменьшается на потребный боковой зазор 0,08 от модуля.

У меня в планах отдельный модуль расчета шестеренчатых насосов.
+ Благодарностей: 1

techmashtlt

Цитата: Golovanev от 03.09.24, 10:53:21Вот смотрите что будет... Если я разрешу вам это вводить...

01.png
Я, конечно, не виртуозный зуборасчетчик, визуально все огрехи могу и не определить, но что радиальный зазор мал это видно.
Цитата: Golovanev от 03.09.24, 10:55:07на потребный боковой зазор 0,08 от модуля.
Читал об этом в Е.М. Юдин "Шестеренные насосы" 1964г, а точнее стр. 38. Но ведь это советская школа, да еще очень старая. А тут ведь европейская, может у них другие представления о зазорах.

В любом случае, я все свои эксперименты с зазорами сравниваю на 3D-анализе. И тот, что наиболее ближе и будет для меня верным и применимым для проектирования. Но вот конечно, такого рода ограничения мешают сейчас.

Golovanev

Я посоветовался с товарищами профессорами, сейчас я дам возможность делать такой маленький радиальный зазор.
Это войдет в ЭО 23 версии. но насос у вас все одно не получится... Причина - выше указана.
+ Благодарностей: 1

СВ

Например: Ремонт маслонасосов  https://studfile.net/preview/10019708/page:5/

Осевой зазор (зазор между торцами шестерен и крышки) должен быть равен 0,05 – 0,15 мм. Измеряется он с помощью свинцовых оттисков: кусочки свинцовой проволоки укладывают на торец шестерен и затягивают гайки крышки. Толщина сплющенной проволоки, измеренная после снятия крышки, равна величине зазора. Чтобы уменьшить осевой зазор, надо уменьшить толщину прокладки между крышкой и фланцем корпуса насоса.

Зазоры между шестернями и корпусом (радиальные зазоры) проверяют щупом; они должны быть в пределах 0,05 – 0,25 мм. При износе внутренней поверхности корпуса и наружной поверхности (головки зубьев) шестерен и зазоре между ними выше 0,25 мм изношенные части заменяют. Шестерни с поврежденными зубьями также заменяют.

Уменьшение создаваемого напора и производительности в маслосистеме вызывается также чрезмерным износом втулок осей шестерен. При этом увеличиваются боковой и радиальный зазоры в зацеплении зубьев шестерен насоса, нормальная величина которых не должна превышать 0,05 мм. Боковой и радиальный зазоры в зацеплении зубьев измеряют при помощи оттиска свинцовой проволоки. Если шестерни имеют в зацеплении увеличенные зазоры, то их заменяют.
+ Благодарностей: 1

techmashtlt

#35
Пробую вручную считать, так сказать, для закрепления темы.
У меня расхождение по коэфф. смещению с расчетом Компаса (см. пост 27)
Компас считает по данной формуле
Снимок 1.jpg

Альфа д в знаменателе это угол профиля исходного контура, я его определил как 15 градусов.

Но есть еще и такая формула в моем справочнике в разделе про косозубые передачи №5
photo_2024-10-03_12-52-12.jpg:

Здесь уже Альфа ds угол профиля в торцовом сечении.

Как написано в моем справочнике у косозубых могут стандартные параметры исходного контура  быть в нормальном сечении или в торцовом. Чаще в нормальном. Я считаю, что определенный мною угол профиля 15 градусов это в нормальном сечении.
А в расчетах нужно пересчитывать на торцовый.
Если с нормального угла 15 по формуле № 3 пересчитываю на торцовый, то угол станет 15,079 градуса.
Вот и не сходится.

Что я тут путаю, кто подскажет?

Golovanev

КОМПАС считает согласно ГОСТ 16532-70. Дальнейшие комментарии излишни.

techmashtlt

Разобрался сам. Не обратил внимания, что в п. 5 это формула для суммарного коэфф. смещения в ТОРЦОВОМ сечении.
А нужно считать в нормальном, как в ГОСТ.
Если я переведу в нормальное сечение 1,497282/cos(6)=1,50552945, то расчет с Компас сходится.
Видимо, опечатка или какая-то непонятная странность в моем справочнике.

Golovanev


techmashtlt

Цитата: Golovanev от 03.10.24, 15:30:00Справочник в топку, ГОСТ на стол
Не, справочник уникальный.
В нем я нашел стандартные параметры исходной рейки, которых, почему-то нет, в восстановительном расчете ВиМП.
2.jpg