Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи

Автор Golovanev, 13.02.15, 15:02:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Golovanev

Столкнулся тут с фотографией эпицикла от планетарной передачи автоматической коробки передач.

И никак не могу решить - зачем на вершине зубьев ступеньки?

Будут у кого какие реальные соображения?

Dometer

Вариант a.
Выступы служат для какого-то технологического базирования при обработке эпицикла.

Вариант б.
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.

Вариант г.
Выступ, контактируя с дном впадины зуба саттелита, препятсвует перетеканию масла в процессе зацепления. (Что отъ этого улучшается я пока не думал.)
+ Благодарностей: 1

niklas

Цитата: Golovanev от 13.02.15, 15:02:48
Столкнулся тут с фотографией эпицикла от планетарной передачи автоматической коробки передач.

И никак не могу решить - зачем на вершине зубьев ступеньки?

Будут у кого какие реальные соображения?
А в ответных деталях что?

Golovanev

АКПП от Митсубиси Лансер

Похоже именно то, что предположил Dometer

==================
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
==================


+ Благодарностей: 1

FuG4s

Цитата: Golovanev от 14.02.15, 18:05:27
АКПП от Митсубиси Лансер

Похоже именно то, что предположил Dometer

==================
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
==================



Я тоже согласен с Dometer.Это как в шлицевых прямобочных соединениях с вариантом базирования по дну впадин(впадина с подрезом по сторонам) по гост 1139-80.А тут аналогично,только по выступам.Если память не изменят,то нечно подобное используется в ГМП БелАзов,и ,если изменяет, то в других гидравлических механизмах(забыл уже,давно дело было).

JIK

Мое мнение - для масла. Не думаю, что выступ контактирует с дном, скорее просто разбивает "ванночку" (или как ее назвать?) масла у дна, одновременно уносит, дополнительно смазывая венец. Может еще кавитация была, если скорости большие. Дополнительно базировать какой смысл? И требования к точности с этих выступов никто не снимает, и потом, что проще точнее сделать: зуб или выступ, еще вопрос...

Dometer

Ответная деталь немного озадачила. Ибо по картинке эпицикла можно подумать, что зацепление прямозубое. Однако, фотка саттелита опровергает такое представление.
Но если зубья косые, то базирование "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита"  работает при любом положении зубьев (в постоянном контакте а не только в моменты "зуб саттелита во впадине эпицикла"). Значит версия "базирования" обрела больше правдоподобия.
Цитата: JIK от 15.02.15, 20:59:21
...И требования к точности с этих выступов никто не снимает, и потом, что проще точнее сделать: зуб или выступ, еще вопрос...
Проблема не в точности зубьев, в сопряжении, в боковом зазоре зубьев. Не предусмотреть бокового зазора - получить заклинивание передачи когда что-то неравномерно нагреется. Но если зазор в зацеплении (боковой), предположим 200 мкм, то при отсутствии нарузки или в момент реверса нагрузки зуб саттелита может [радиально] провалиться на 600 мкм (а это уже ощутимо).

niklas

Цитата: Golovanev от 14.02.15, 18:05:27
АКПП от Митсубиси Лансер

Похоже именно то, что предположил Dometer

==================
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
==================
Похоже так и думаю - просто центрирование. Смотрю в рис. АКПП похоже минимум подшипников, а стало быть она получилась более компактная

Dometer

Цитата: niklas от 16.02.15, 08:17:04
...более компактная
Наиболее загружены подшипники саттелитов. А остальные подшипники практически не испытывают радиальный нагрузки (вес воспринимают и толчки).
Но в таких агрегатах подшипники "выкидывают" не для пущей компактности (яко был вариант с большим количеством подшипников), но чтобы вообще всё как-то компоновалось, а потом ещё и из отдельных деталей собрать можно было.

Golovanev

Идея была хороша с центрированием, но инициатор вопроса прислал следующее фото и видео.... (((
Ни о каком центрировании по этой ступеньке и речи быть не может...  Ступенька даже не касается впадины сателлита.

Видео - https://cloud.mail.ru/public/493955a1d825/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0.mov


FuG4s

Как подсказал коллега-это внутренняя база под кулачки или центровки, или база для зубомера(подсказал технолог по мех.обработке).

IgorT

А как деталь изготовлена? Может быть чисто технологическое?
Эти ступеньки как-то обработаны?

Kirilius83

Скорей всего да, база, а выступы - просто в место фасок выборки сделаны, что бы заусенец не мешался и кромка зуба не забивалась.

JIK


Вячеслав

17.02.15, 10:45:19 #14 Последнее редактирование: 17.02.15, 11:00:05 от Вячеслав
База для зубомера - весьма сомнительно.
База для центровки - весьма сомнительно. В самом крайнем случае, если уж нет возможности забазироваться нормально, или если деталь нежесткая, то перед долбежкой зубьев внутреннюю поверхность проходят беззубым долбяком, потом меняют долбяк - и вперед.
В качестве фаски - ну можно же сделать долбяки с таким профилем, что будет и самая красивая фаска. А судя по фото, сделаны они неаккуратно. Это самое корректное определение, которое приходит на ум.
Если речь идет об обработке, где эти поверхности используются в качестве базы, то я мало верю в это. Проще уж и надежнее по поверхности зубьев центрироваться.

Ничего в голову не приходит, как только пробный проход для проверки наладки станка. Таким мы на старой работе увлекались весьма часто... И результат был весьма похожий, только мы не так уж сильно заглублялись в тело эпицикла. Да и пробный прорез либо срезается дальше при окончательной обработке, либо он не такой.

Весьма перемудрили изготовители...


obesov

Цитата: IgorT от 17.02.15, 09:10:40
А как деталь изготовлена? Может быть чисто технологическое?
Эти ступеньки как-то обработаны?
А ведь правильно вопрос поставлен!
Если заготовка выполнена литьём, то напрашивается наличие "пимпочки" для равномерного остывания зуба по всей высоте.

Вячеслав

Цитата: obesov от 17.02.15, 10:57:19
  Если заготовка выполнена литьём, то напрашивается наличие "пимпочки" для равномерного остывания зуба по всей высоте.
Нет, равномерного остывания зуба по высоте при такой форме с пимпочкой не будет.
Да и этот эпицикл наверное еще и цементирован, тогда наличие пимпочки явно отрицательно. Срезали кромки зуба между цементацией и закалкой для уменьшения вероятности скола кромок - ??? Маловероятно...

В общем, темный лес...

Dometer

17.02.15, 11:27:36 #17 Последнее редактирование: 17.02.15, 12:03:36 от Dometer
А почему качество поверхности эпицикла (судя по певой фотки) несопоставимо лучше, чем грубая обработка саттелитов ? (На фотке с сопряжёнными зубьями другой экземпляр эпицикла или другой (но то же со ступеньками) эпицикл ?)

Цитата: Kirilius83 от 17.02.15, 09:21:16
Скорей всего да, база, а выступы - просто в место фасок выборки сделаны, что бы заусенец не мешался и кромка зуба не забивалась.
То есть подозрения, что зубья эпицикла "заточены" для приработки зубьев саттелитов "со снятием стружки". (Для этого твёрдость эпицикала должна заметно выше быть, чем у зубте саттелитов). (Автовладельцам остаётся надеяться, что эта [индивидуальная] приработка совершается в производственных условиях, а не в период обкатки автомобиля)

Вячеслав

Цитата: Dometer от 17.02.15, 11:27:36
То есть подозрения, что зубья эпицикла "заточены" для приработки зубьев саттелитов "со снятием стружки".

Зубья сателлитов прирабатывать по эпициклу?  :%:
Та бросьте...

Dometer

Цитата: Вячеслав от 17.02.15, 12:04:53
Зубья сателлитов прирабатывать по эпициклу?  :%:
Та бросьте...
Логика в том, что если приработкой желать поправить взаимопригрешения угла наклона зубьев [косозубой передачи], то "инструментная" деталь должна быть одна, а "поправляемых" может быть много. Но не наоборот. При "инструментальном" эпицикле все саттелиты подгонятся под эпицицикл. Если же "заточить" все саттелиты, то каждый будет пытаться "догрызть" эпицикл "под себя". И если все эпициклы не идеально идентичны, этот процесс-спор не придёт к завершению.