• Добро пожаловать на Форум пользователей ПО АСКОН. Пожалуйста, авторизуйтесь.
 

Уважаемые пользователи,

Хотим проинформировать вас о режиме работы регистрации на нашем сайте.

Зарегистрироваться возможно в рабочие дни, с 8:00 до 20:00 (мск).

Если у вас возникнут вопросы или потребуется дополнительная информация, не стесняйтесь обращаться к нашей службе поддержки. Вы можете связаться с нами по указанным контактным данным на нашем сайте.

Благодарим вас за понимание и сотрудничество. Мы ценим ваше терпение и стремимся предоставить вам лучший опыт использования нашего сервиса.

С уважением,
Команда Ascon

Ортогональная передача червяк-косозубое эвольвентное колесо. Что ты такое?

Автор techmashtlt, 12.12.25, 10:34:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

techmashtlt

Коллеги приветствую.
Попалась на расшифровку такая парочка.
20251211_092222.jpg

Попытался классифицировать этот вид передачи, определить нишу ее применения и подобрать материалы для ее производства. Появились вопросы.

Итак, все мы знаем, что в ортогональных передачах применяются червячные передачи - на червяке нарезается винтовая поверхность это ZA, ZI, ZN, ZT, ZK. Причем, в литературе отмечается, что форма боковой поверхности мало влияет на работоспособность передачи и, в основном, связана с выбранной технологией изготовления червяка.

Червячное колесо нарезается червячной фрезой с почти идентичным профилем червяку. Получается вогнутый зуб с облегающим профилем зуб червяка. Упрощенно, это сопряжение аналогично резьбовому с вытекающим недостатком - трение скольжения, из-за чего есть низкий КПД, интенсивный износ.
Исходные контуры, термины, расчеты червяков стандартизированы. Передачи широко описаны в справочниках.

Передача же червяк-зубчатое эвольвентное колесо функционально подходит под червячные, но отличие в том, что не имеет линейного контакта зубьев, а имеет точечный контакт близкий  как в эвольвентных передачах. Это повышает КПД передачи и уменьшает трение. Червяк в такой передаче, насколько я понимаю, может быть исключительно эвольвентным. Тогда, эта передача ближе к винтовым эвольвентным. Но в винтовых эвольвентных зубья нарезаются стандартными червячными фрезами, а в этой передаче червяк можно нарезать резцом и прошлифовать на резьбошлифовальном станке плоской стороной круга, что относительно просто.

Такой вид передачи не описывается в справочниках (я пока не нашел ни одного), нет стандартов на расчеты.

Тот расчет, что есть в ВиМП, ссылается на статью Л.А. Лагутина и Е.А. Гудова "Червячные механизмы с винтовым движением звеньев", которую я не нашел в сети.
Это чей то патент, частная практика?
И почему вообще родилась такая передача? Это экономичный вариант классической червячной передачи, где колесо не нужно резать спецфрезой, а можно нарезать стандартное эвольвентное колесо стандартной фрезой для косозубых колес? Или это новаторское ноу-хау, сочетающее в себе технологические и функциональные преимущества червячных и эвольвентных передач? Какие рекомендации по подбору материалов для пары могут быть: как для червячных или как для эвольвентных? Что же ты такое?  :)


СВ

Цитата: techmashtlt от 12.12.25, 10:34:00И почему вообще родилась такая передача? 
Ответ:
Цитата: techmashtlt от 12.12.25, 10:34:00Это экономичный вариант классической червячной передачи, где колесо не нужно резать спецфрезой, а можно нарезать стандартное эвольвентное колесо стандартной фрезой для косозубых колес 
Не только экономичный, но и относительно (червячной передачи) маломощный. Вы сами всё и объяснили.
Распространены в простых (грубых) кинематических передачах. Или как "выход из положения" - когда нет оборудования/инструмента, материала, денех и пр.
- - -
(Вы в таком положении сканируете? Не лучше ли повернуть на 90° - чтобы сканировать ВКРУГОВУЮ?)

techmashtlt

Эвольвентные передачи тоже ведь бывают силовыми и в них пятно контакта меньше, чем в червячных, преимущественно трение качения. Червяк можно закалить, прошлифовать. Колесо под него сделать помягче на 20-50 HB как это делается для эвольвентных и будет работать как силовая. или нет?

СВ

 Всё верно!
В книжках всё расписано, почитайте.
Кстати, есть у этой передачи очень большой плюс - не требуется осевая регулировка червячного колеса, вообще никакая не требуется! А если у колеса возможно ещё и какое-то рабочее осевое перемещение, а-а?

techmashtlt



techmashtlt

Вы думаете я не искал? Нет в поисковике.
В статье по первой ссылке также ссылаются на статью Л.А. Лагутина, но недостатки такой передачи не рассматриваются.
Но вот в одном из источников из той статьи нашел следующее:
Малышев А.П. Кинематика механизмов.JPG

То есть, проблема все-таки из-за точечного контакта.

Тогда странно, что этот расчет входит в доп. модуль ВиМП, за который надо прилично доплатить. Ведь это передача "для бедных", кто не может себе позволить нормальную червячную пару. Откуда у них деньги на доп. модуль?  ;)
В связи с вышеизложенным, предложение для Валерия Александровича - добавить расчет таких передач в базовый пакет ВиМП.

СВ

Цитата: techmashtlt от 12.12.25, 11:48:09Тогда странно, что этот расчет входит в доп. модуль ВиМП, за который надо прилично доплатить. Ведь это передача "для бедных", кто не может себе позволить нормальную червячную пару. Откуда у них деньги на доп. модуль?  ;)
В связи с вышеизложенным, предложение для Валерия Александровича - добавить расчет таких передач в базовый пакет ВиМП.
Логично!
И бензин для бедняков на дешёвых машинах - подешевле.

techmashtlt

На машиностроительных заводах продукция, приносящая прибыль - продукция с производства. КБ является вспомогательным подразделением. Так вот, чем дороже и уникальнее станки и оборудование на производстве, тем оно позволяет производить более сложные и дорогостоящие изделия. На таких предприятиях целесообразно для КБ покупать расчеты, обеспечивающие изделия с более сложной геометрией и технологическими процессами. КБ не должно быть узким горлышком, из-за которого будут простаивать станки. В контексте проектирования червячных передач для такого КБ более интересны не дешевые передачи типа червяк-шестерня, а полноценные, и помимо ZA червяков им вполне пригодятся расчеты пар и с другими червяками, потому как они смогут отфрезеровать и прошлифовать.

А есть много немашиностроительных предприятий, где есть небольшое КБ и ремонтных цех с простыми универсальными станками, которые закрывают сугубо свои потребности в запчастях и ремонтах. Для КБ таких предприятий, в контексте проектирования червячных пар, хватило бы только расчетов пары с червяками ZA и как раз этот расчет - червяк-шестерня для аварийного ремонта. Все это можно сделать на универсальных станках без термообработок и шлифовок.

Если говорить для обособленных КБ (ныне инжиниринговых фирмах), то зависит от специализации. Если их профиль детали машин, то они по-любому купят максимальный пакет - расчеты и чертежи это их хлеб. Если они проектируют, например емкостное, то ВиМП они не купят вообще.

Какая-то логика в распределении расчетов в пакеты базовый и дополнительный должна же быть.



GenTAPo

Цитата: techmashtlt от 12.12.25, 11:48:09В связи с вышеизложенным, предложение для Валерия Александровича - добавить расчет таких передач в базовый пакет ВиМП.
Ну это не всегда зависит от Валерия Александровича. Есть заказчик на приложение, это АСКОН. И они часто определяют, когда и куда добавить. Всем понятно, что для любой новой версии заранее готовятся дополнения и изменения. Если разработано сейчас, в бытность 24 версии, то могут включить в новую версию.
И что это за новомодное слово, расшифровка. Как то никогда и никому не было шифром особым. По измерениям штангенциркулем можно построить.
Такой вариант применяют для малонагруженных передач, для кратковременной работы, как регулировочные. Вам показали ролик, часть 37. Это мой ролик. Все мои ролики, как правило, не из головы придуманы, а с реальных передач. Так вот это и есть регулировочная пара. Об этом даже говорит внутренний шестигранник. Воткнули ключ, подкрутили, сколько надо.

techmashtlt

Цитата: GenTAPo от 12.12.25, 13:35:23И что это за новомодное слово, расшифровка.
Новомодное? К примеру, название справочника 1972г. Б.А. Курлов "Расшифровка цилиндрических и конических зубчатых передач". Я бы сказал старомодное. Новомодное - реинжиниринг.

СВ

 Реинжиниринг - по применению скорее является синонимом Копированию. А расшифровка - ближе к ремонту, к определению/нахождению неизвестных параметров ("потерянных" по причине поломки, износа).  Новое тоже расшифровывают - в рамках реинжиниринга.

GenTAPo

Цитата: СВ от 12.12.25, 14:27:14А расшифровка - ближе к ремонту, к определению/нахождению неизвестных параметров ("потерянных" по причине поломки, износа).
ТОчно выразился. Богат русский язык на синонимы. Мы говорили, определить параметры. Литературы много разной по теме, но не вся библиотека была в наличии, а интернета, к удивлению, раньше не было.