Регулировка конических подшипников

Автор СВ, 24.05.24, 10:49:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

СВ

Для регулировки конических подшипников применяют такую конструкцию:
для исключения перекоса наружнего кольца подшипника (и компенсации погрешностей изготовления) нажимная шайба 2 имеет возможность самоустанавливаться по кольцу подшипника
Конические подшипники. Регулирование осевого зазора -3.png

Меня интересует вариант справа, а именно:
левая деталь 1 (нажимной винт) имеет сферу, а правая деталь 2 (нажимная шайба) может иметь либо конус ("классика"), либо тоже сферу. Особенность этого места: в контакте деталей имеется трение, и самоустановка прекращается на угле, соответствующему что-то типа тангенсу угла трения. Вопрос такой: - Знает ли кто, что в этом плане предпочтительнее - конус или сфера?
Сдаётся мне, что где-то видел: сфера лучше. Возможно потому, что контакт там не по "тонкой линии", а по "широкому пятну".
НО - конус гораздо проще. В этом и проблема выбора.

IgorT


СВ

 R - это ТОЧНО у винта 1, но не обязательно у шайбы 2. (Вопрос от этого не меняется.)

IgorT

Цитата: СВ от 24.05.24, 10:49:14... Возможно потому, что контакт там не по "тонкой линии", а по "широкому пятну".

Ну да. Иногда конус-сферу применяют в гидравлических соединениях, для уплотнения. Для подвижных пар: сферу-сферу.

feron

В случаях погрешности геометрии - сфера в данном случае будет предпочтительней.

feron

Также не стоит забывать о правиле золотой середины - налить 100 гр токарю - не долил, налил 300 гр - перелил => 150 самое то! и детали точные  :laugh:

Николай

Вы никогда не добьётесь полного совпадения сфер. Понятно, что внутренняя сфера должна быть немного больше наружной, т.е контакт- линия. А раз так- то делайте внутренний- конус. Из-за упругих деформаций всё равно получится небольшой плоскостной контакт, а выигрыш в технологии очевиден.

IgorT

Вспомнилось. Приходилось ремонтировать передние подвеску автомобиля ЗАЗ-968. Менять пальцы и вкладышы. У владышей была сфера
, а не конус. Хотя конус сделать технологически проще.

СВ

 Шаровые опоры/шарниры или что?

СВ

Цитата: Николай от 24.05.24, 15:23:27Вы никогда не добьётесь полного совпадения сфер.
Полное не требуется.
Вопрос в другом: насколько отличается трение сферы по сфере от сферы по конусу? (В присутствии смазки.)

feron

Цитата: СВ от 24.05.24, 15:49:15насколько отличается трение сферы по сфере от сферы по конусу?
и тут предпочтительней - сфера - больше площадь тем лучше будет работать пленка из смазки и ввиду того что нагрузка распределена.

IgorT

Цитата: СВ от 24.05.24, 15:47:19Шаровые опоры/шарниры или что?
у Запорожца в передней подвеске сферы и в шаровых опорах и в трапеции. Полусферы.

Николай

Даже если трение и отличается, то совсем немного и разницей можно пренебречь.  Это же не быстровращающаяся пара, а редко применяемая регулировка подшипника.

IgorT

Цитата: Николай от 25.05.24, 21:45:00Даже если трение и отличается, то совсем немного и разницей можно пренебречь.  Это же не быстровращающаяся пара, а редко применяемая регулировка подшипника.
Сильно зависит от конусности конуса. Имхо при малой может заклинивать и подвижность будет потерена.

СВ

 Конусность примерно как на рисунке.

designer811

99% сфера конус сопряжения типа шайб по ГОСТ 13439-68 и ГОСТ 13438-68. так проще изготовить тогда было

СВ

Ну это все знают. Вопрос можно уточнить так: на сколько система "сфера-сфера" имеет преимущество перед "сфера-конус"? Если немного, а тем более мизер, - это одно, если десяток-другой процентов - тогда выбираем её. Примерно как в выборе передаточного числа червячного редуктора: в какой-то момент наступает самоторможение и его нужно определить.

designer811

Цитата: СВ от 27.05.24, 14:31:24Ну это все знают. Вопрос можно уточнить так: на сколько система "сфера-сфера" имеет преимущество перед "сфера-конус"?
ИХМО сфера-сфера возможно даже хуже сделает пятно контакта все зависит от точности изготовления. а сфера-конус готовое решение с 100% контактом по замкнутой линии. на любую сферу можно насадить конус меньшего диаметра.
 
Цитата: СВ от 27.05.24, 14:31:24Примерно как в выборе передаточного числа червячного редуктора: в какой-то момент наступает самоторможение и его нужно определить.
самоторможение зависит от угла  :shu: и их четыре или пять видов (самоторможений)...

СВ

 Про самоторможение: если можно - подробнее.

designer811

Цитата: СВ от 27.05.24, 14:44:41подробнее.
ох... давно это было... я и не вспомню литературу даже, что пришлось прочитать... чп было... я тоже думал что все червяки тормозятся ан-нет типа ревесивность у пар бывает разная. некоторые растормаживаются под статикой, некоторые под динамикой, другие под вибрацией... что-то типо того... думаю сейчас можно  найти в интернете поподробней информацию черпнуть. естественно это определяется углом подъема. ввиду того это производная от передачи, мо и т.п.