Вопрос по скосам на зубьях шестени

Автор chueoko, 17.03.20, 13:17:59

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

chueoko

Попался мне тут на глаза чертеж шестерни редуктора от ж/д техники (но не суть). На одном из видов показан скос зубьев.

Как я понял, это для компенсации отжатия шестерни от колеса в процессе работы.
Вопрос в том, как назначают/считают величину этого скоса? Чисто геометрически, зная силу и вылет хвостовика двигателя, или как-то еще?
В ГОСТах по передачам пока такое не нашел.

Наши спецы на работе развели руками и отправили в самостоятельное путешествие.

Kirilius83

Первый раз такое вижу, это что-то спец применение. К тому же не представляю как получить такой профиль - симметричный можно сделать придав колесу конусность, но несимметричный?!!! В принципе не проблема посчитать изгиб вала под нагрузкой, но скорей всего там вообще эмпирически подбирали угол, сначала посчитав а потом катая на ресурс.
По науке, изгиб вала надо в любом случае считать, т.к. отжим шестерен всегда есть, а потом сравнивать с допускаемыми перекосами. Вот не знаю, где смотреть данные именно по допускаемым деформациям во время работы, но в ГОСТе на точность передач (где все степени точности расписаны) есть допуски на перекосы и отклонения межосевых расстояний, в зависимости от степени точности, правда не знаю - они только для сборки, или в том числе учитывают деформации при работе.

СВ

 Может, чертёж и шестерни, и редуктора, и головной сборки покажете?

Дядя Костя

Цитата: Kirilius83 от 17.03.20, 13:44:09Первый раз такое вижу, это что-то спец применение.

ГОСТ 30803
КОЛЕСА ЗУБЧАТЫЕ ТЯГОВЫХ ПЕРЕДАЧ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

4.8 Исходный контур зубчатых колес -- по ГОСТ 13755.
Допускаются следующие отклонения от исходного контура, установленного в ГОСТ 13755:
а) в зависимости от особенностей конструкции передачи зубья могут быть подвергнуты модификации по всей их длине:
- для прямозубых колес -- посредством одно- или двустороннего прямолинейного или криволинейного скоса;
- для косозубых колес -- изменением угла наклона линии зуба (выполняют в вариантах: на шестерне; на колесе; на шестерне и на колесе)


Цитата: chueoko от 17.03.20, 13:17:59Вопрос в том, как назначают/считают величину этого скоса?

Ищите литературу по проектированию локомотивов:

Цитата: undefinedКонструкция, расчёт и проектирование локомотивов. Камаев А.А.
Зубчатая передача при опорно-осевом подвешивании двигателя работает в тяжелых условиях, обусловленных переменными режимами работы и динамическими нагрузками. Ухудшению условий работы способствует деформация оси и вала якоря при консольном креплении шестерни, а также перекос остова двигателя вследствие зазоров в моторно-осевых подшипниках, которые в эксплуатации могут достигать 3 мм и более. Перекос зубчатых колес приводит к неравномерному распределению нагрузки по длине зуба и к чрезмерной концентрации напряжений в некоторых точках. Компенсировать влияние этого перекоса можно, если выполнить зуб по длине в виде трапеции. Например, зубья ведущей шестерни тяговых электродвигателей тепловозов ТЭ3 и 2ТЭ10Л имеют скос 0,16-0,20 мм.

chueoko

Цитата: СВ от 17.03.20, 13:55:53Может, чертёж и шестерни  ... покажете?

Да там ничего особого нет - шестерня и шестерня. Кроме, как этот вид зуба сверху, ни что не заинтересовало.)



chueoko

Цитата: Дядя Костя от 17.03.20, 13:56:46ГОСТ 30803
КОЛЕСА ЗУБЧАТЫЕ ТЯГОВЫХ ПЕРЕДАЧ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


Ищите литературу по проектированию локомотивов:


Да, ГОСТ 30803 я тоже нашел. Но интересно именно обоснование выбора той или иной величины скосов и их несиметричность, хотя и та и другая сторона зуба может работать.
Почитаю литературу повнимательнее - спасибо за совет.