Расчёт шестерен: скольжение профиля зубьев

Автор СВ, 07.02.20, 11:14:01

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

СВ

 Возникла проблема в редукторе: износ ведущей шестерни (поищу фото, вроде как питтинг в середине зуба). Рассматриваем все возможные мероприятия. Среди прочих - изменить смещение в сторону улучшения параметра "Удельное скольжение профиля зубьев в нижних точках активных зубьев". Мои знания сводятся к тому, что скольжение должно быть как можно меньше (абсолютно точно) и на обеих шестернях они должны, скажем так, стремиться к равенству (в абсолютной точности этого утверждения не уверен).
 Но, с другой стороны, есть размышления (общеизвестные): т.к. зубья шестерни вступает в контакт чаще зубьев колеса, то скольжение на них должно быть поменьше. В данном нашем случае сильный износ именно ведущего колеса (m12, z16, 40ХН, зубья ТВЧ 45-55; ведомое - z83, 30ХНМЛ, НВ 260-300).

Поделитесь своими знаниями про "Удельное скольжение..." (желательно со ссылками и без научных заумностей, требующих перевода).

Вячеслав

Цитата: СВ от 07.02.20, 11:14:01Возникла проблема в редукторе: износ ведущей шестерни (поищу фото, вроде как питтинг в середине зуба). Рассматриваем все возможные мероприятия.
... В данном нашем случае сильный износ именно ведущего колеса (m12, z16, 40ХН, зубья ТВЧ 45-55; ведомое - z83, 30ХНМЛ, НВ 260-300).

Лично я бы шестерню делал цементованной из 12ХН3А, 20Х2Н4А или 18ХГН2МФБ...

СВ

Вот любопытный пример (это другой случай) - немецкий редуктор: шестерня срезана в НОЛЬ, колесо - нормальное.
Что творят, сволочи. Неужто шестерня без т/обработки?
IMG_8904.JPG
IMG_8903.JPG

Kirilius83

гдеж колесо номральное если там зубьев не хватает?
ну и опять же, не путайте износ по профилю и отламывание зубов - это вообще разные расчеты на прочность, разная механика работы.

СВ

13.02.20, 12:54:39 #4 Последнее редактирование: 13.02.20, 13:34:52 от СВ
Отчего поломки - никто точно не скажет, т.к. "свечек" не имеет. Но имеется немало схожих, и без поломок, просто из-за мелкости зубьев на фото не обратил внимания.
Вопрос - про ИЗНОС: связь смещения/удельного скольжения (да и передаточного числа) и износа. Есть что сказать/научить конкретно?

Kirilius83

Есть связь контактных напряжений на зубе и твердости поверхности зуба. Напряжения зависят от ширины зуба, перекоса в зацеплении (в том числе за счет изгиба и вообще смещения вала под нагрузкой), от модуля зуба, от угла наклона. Если ничего не перепутал.
А пример на фото - к этому вопросу не относится, там не износ - там разрушение зуба. Больше твердость - выше хрупкость, хуже усталостная прочность, от резких перегрузок возникли трещины по ним и отвалился, при этом поверхность зуба износа вообще могла не иметь - если твердость поверхности достаточно высокая.

https://helpiks.org/6-68510.html
http://window.edu.ru/resource/676/36676/files/dvgtu08.pdf

GenTAPo

Если есть приложение "Валы и механические передачи", рассчитайте передачу. На второй странице ввода данных есть кнопка возле поля "Суммарный коэффициент смещения", нажмите. Откроется много чего интересного. Надо только нужные данные ввести. Построится блокирующий контур. Меня в 70-е годы в институте по курсу ТММ этим контуром задолбали. В то время ЭВМ "Наири" считала его неделю. А преподаватель хотел от студентов раз и готово, ну, что с них взять. Так вот вам посчитается 32 варианта, выбрать есть из чего. Погоняете, поймёте. И, как правильно заметили выше, не всегда мелкие зубья закалённые побольше, не будут "покрепше". Они быстрее сломаются.

СВ

13.02.20, 14:16:31 #7 Последнее редактирование: 13.02.20, 20:13:44 от СВ
ВСЁ ЭТО давно сделано. И именно из этого расчёта и возник вопрос: при изменении смещения меняется и удельное скольжение, причём связь сильная (связь смещения с другими выходными параметрами слабее). Ясное дело, удельное скольжение нужно уменьшать, СОЛЬ вопроса - до какой степени?
1 - добиться примерного равенства на обеих колёсах?
2 - на шестерне сделать поменьше, т.к. её зубья чаще вступают в контакт (из-за разного z)? Но на шестерне твёрдость может быть значительно больше, чем на колесе, тогда как?
3 - с какой величины уд.скольжения оно считается нормальным, а с какой - плохим.
И т.д.
Вся эта полезная информация ( https://helpiks.org/6-68510.html ) давно известна, просто НИ В ОДНОМ МЕСТЕ я не встречал ВЫВОДЫ для передачи в целом.
Надеюсь, понятно разжевал вопрос?
Расчёт шестерен.png

Golovanev

мой ответ - выравнять и минимизировать

Valery-Moscow

Цитата: СВ от 07.02.20, 11:14:01Возникла проблема в редукторе: износ ведущей шестерни (поищу фото, вроде как питтинг в середине зуба). Рассматриваем все возможные мероприятия. Среди прочих - изменить смещение в сторону улучшения параметра "Удельное скольжение профиля зубьев в нижних точках активных зубьев". Мои знания сводятся к тому, что скольжение должно быть как можно меньше (абсолютно точно) и на обеих шестернях они должны, скажем так, стремиться к равенству (в абсолютной точности этого утверждения не уверен).
 Но, с другой стороны, есть размышления (общеизвестные): т.к. зубья шестерни вступает в контакт чаще зубьев колеса, то скольжение на них должно быть поменьше. В данном нашем случае сильный износ именно ведущего колеса (m12, z16, 40ХН, зубья ТВЧ 45-55; ведомое - z83, 30ХНМЛ, НВ 260-300).

Поделитесь своими знаниями про "Удельное скольжение..." (желательно со ссылками и без научных заумностей, требующих перевода).

прежде чем чего-то изменять = нужно понять что на самом деле происходит ?

ничего не мешает - для начала - просто смоделировать контакт между шестернями при движении/повороте ..??

получив распределение напряжений на поверхностях контактов и в деталях - можно будет провести анализ, а не заниматься гаданием/фантазированием на тему "мне так кажется..."...