• Добро пожаловать на Форум пользователей ПО АСКОН. Пожалуйста, авторизуйтесь.
 

Уважаемые пользователи,

Хотим проинформировать вас о режиме работы регистрации на нашем сайте.

Зарегистрироваться возможно в рабочие дни, с 8:00 до 20:00 (мск).

Если у вас возникнут вопросы или потребуется дополнительная информация, не стесняйтесь обращаться к нашей службе поддержки. Вы можете связаться с нами по указанным контактным данным на нашем сайте.

Благодарим вас за понимание и сотрудничество. Мы ценим ваше терпение и стремимся предоставить вам лучший опыт использования нашего сервиса.

С уважением,
Команда Ascon

Зацепление цилиндр-зуб. Сравнение с эвольвентой.

Автор НЕБ, 28.03.13, 17:22:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

НЕБ

Здравствуйте!
С товарищем хобби ради хотим сделать небольшой планетарник для электродвигателя. Сначала, конечно же, вооружившись готовыми моделями и чуть теплящимися после института знаниями дет. маша сваяли модель планетарника с эвольвентой и шевронным зубом. Но готовая модель нас не устроила, а в ходе переделки вдруг задались следующим вопросом: а чем хуже, если вместо эвольвенты в чистом виде, сделать зацепление цилиндр-зуб, как на велосипедной звезде? Я даже не знаю, как такое называется толком, потому не смог найти подробностей где-либо. Для того, чтобы было понятно, о чем идет речь (знаю, что плохо объясняю без жестов), выкладываю фото прототипа:


P.S.
Хотелось бы услышать людей, имеющих бОльший опыт в машиностроении. В чем разница между такими зацеплениями, какие есть недостатки и достоинства (если они вообще есть). На первый взгляд только малый размер зуба звезды смущает, а следовательно пониженные прочностные характеристики.

feniks

Не углубляясь в основы  построения машин, эвольвентное зацепление не критично к ошибке в межосевом расстоянии и точности изготовления, обеспечивает плавную безударную работу, возможно предлагаемый вами вариант будет лишен этих качеств.

студент

Цитата: НЕБ от 28.03.13, 17:22:54
а чем хуже, если вместо эвольвенты в чистом виде, сделать зацепление цилиндр-зуб, как на велосипедной звезде?
У велосипедной цепи, которая роликовая, ролики ведь вращаются, там скольжения нет. ну по крайней мере не должно быть :)

НЕБ

А ведь и правда. Наверное, я давно не катался на велосипеде. Интересно, есть ли достоинства у такой схемы.

SHS71

Цитата: НЕБ от 28.03.13, 17:22:54
если вместо эвольвенты в чистом виде, сделать зацепление цилиндр-зуб, как на велосипедной звезде? Я даже не знаю, как такое называется толком, потому не смог найти подробностей где-либо.

Цевочное зацепление. Гугл Вам в помощь
+ Благодарностей: 1

niklas

Цитата: НЕБ от 28.03.13, 17:22:54
Здравствуйте!
С товарищем хобби ради хотим сделать небольшой планетарник для электродвигателя. Сначала, конечно же, вооружившись готовыми моделями и чуть теплящимися после института знаниями дет. маша сваяли модель планетарника с эвольвентой и шевронным зубом. Но готовая модель нас не устроила, а в ходе переделки вдруг задались следующим вопросом: а чем хуже, если вместо эвольвенты в чистом виде, сделать зацепление цилиндр-зуб, как на велосипедной звезде? Я даже не знаю, как такое называется толком, потому не смог найти подробностей где-либо. Для того, чтобы было понятно, о чем идет речь (знаю, что плохо объясняю без жестов), выкладываю фото прототипа:


P.S.
Хотелось бы услышать людей, имеющих бОльший опыт в машиностроении. В чем разница между такими зацеплениями, какие есть недостатки и достоинства (если они вообще есть). На первый взгляд только малый размер зуба звезды смущает, а следовательно пониженные прочностные характеристики.
Лет эдак с 8 назад видел кандидатскую одного из наших бывших работников, тема типа "Цевочные планетарные механизмы". Также взгляните на это, может на душу вам ляжет: http://www.youtube.com/watch?v=Gm940RA-hM8

FuG4s

29.03.13, 05:30:03 #6 Последнее редактирование: 29.03.13, 06:28:55 от FuG4s
Я думаю,что трудности возникнут в изготовлении венца зубчатого.Если звезду вы сможете изготовить по цепям ПР, а вот с венцом как быть?

Kirilius83

Рекомендую для начала углубится в теорию эвольвенты - почему именно она и что вообще на из себя представляет, какие свойства, какие способы изготовления шестерен есть. Дальше - поискать теорию про другие типы зацеплений, Новикова, циклоидное, эксценрико-циклоидальное ( http://клубё.рф/tehnologii-jo/zatseplenie-jo-mobil.html) и куча других.  88))

ZorGR

А нет ли тут чего-то общего с зацеплением Новикова?

НЕБ

Цитата: FuG4s от 29.03.13, 05:30:03
Я думаю,что трудности возникнут в изготовлении венца зубчатого.Если звезду вы сможете изготовить по цепям ПР, а вот с венцом как быть?
Так же, как и прототип - на принтере напечатаем, главное - модель.
Огромное спасибо за название, а уж гуглом пользоваться более-менее умею.

Дмитрий Никитенко

Цитата: ZorGR от 29.03.13, 08:44:03
А нет ли тут чего-то общего с зацеплением Новикова?
В данном случае ничего общего с зацеплением Новикова нет, оно принципиально не бывает прямозубым.
Цитата: НЕБ от 28.03.13, 17:22:54
Я даже не знаю, как такое называется толком, потому не смог найти подробностей где-либо
Сейчас все выглядит как забавные экзерсисы, не более. В целом вам правильно указали на вид зацепления - цевочное, частный случай циклоидального.

   Литература для сампо (из общедоступного):
Литвин Ф.Л., Теория зубчатых зацеплений, 1968
Литвин Ф.Л., Проектирование механизмов и деталей приборов, 1973
Тищенко О.Ф., Зубчатые передачи часовых механизмов, 1963
+ Благодарностей: 1

НЕБ

Ну, в принципе, это и есть забавные экзерсисы. Делается для хобби, о чем изначально и было сказано, поэтому и дали волю фантазии!

Kirilius83

Нужно знание и понимание теории. Судя по всему ы сейчас толком не понимаете как вообще рабоатет зубчатое зацепление, почему там зубья не прямоугольные....

НЕБ

Я в самом начале сказал, что с эвольвентой мне всё ясно, а с таким никогда не встречался. Попросил людей, которые встречались с данным зацеплением, рассказать вкратце или хотя бы название дать, чтобы самому поискать. Судя по всему, Вам просто нечего добавить к той исчерпывающей информации, что написана Выше, а написать очень хотелось.

Дмитрий Никитенко

29.03.13, 12:25:22 #14 Последнее редактирование: 29.03.13, 12:48:55 от Дмитрий Никитенко
Цитата: Kirilius83 от 29.03.13, 11:38:04
Нужно знание и понимание теории. Судя по всему ы сейчас толком не понимаете как вообще рабоатет зубчатое зацепление, почему там зубья не прямоугольные....
Пожалуй тоже не соглашусь, на фото видно, что это пусть и спорная, но все-таки обдуманная модель.

Один пример прямоугольных зубьев: http://www.freepatent.ru/patents/2134781

Цитата: НЕБ от 29.03.13, 11:26:31
Ну, в принципе, это и есть забавные экзерсисы. Делается для хобби, о чем изначально и было сказано, поэтому и дали волю фантазии!
Забавный экзерсис в моем понимании именно _интересное_ упражнение, в любом случае всегда на пользу!
У вашего хобби есть одно "НО" - оно уже не отпускает, проверено 88))
Цитата: НЕБ от 29.03.13, 10:15:50
Так же, как и прототип - на принтере напечатаем, главное - модель.
Хотя на кафедре была пластмассовая внецентроидная цевочная передача, но как не же хватало быстрого прототипирования для выхода фантазии ... это ведь пока там получишь уравнение профилей... :)

НЕБ

У нас 3д-принтер под рукой самодельный, так что от идеи до кручения руками пластикового прототипа - около часа + модель  :o:

Kirilius83

ОК.
Смысл эвольвенты в том, что там зубья не скользят относительно друг друга, а перекатываются.



Причем точка контакта перемещается по прямой, угол наклона которой - и есть угол зацепления, а прямая эта перпендикулярно поверхности зуба в точке контакта.
В данном зацеплении трение скольжения отсутсвует (берем идеальные условия), есть только трение качение - а согласитесь, это очень важно, резко снижается износ и потери, повышаются допустимые скорости вращения шестерен.

В вашем же зацеплении скольжение присутсвует в полном обьеме - а значит будет повышенный износ и потери на трение, нагрев зубьев (что для пластика вообще недопустимо, сплавятся прямо на ходу - я такое уже видел, причем на эвольвенте, только зацепление было нарушено).
Смысл тогда такого зацепление? Оно во первых хуже работает, а во вторых - не шибко-то технологично, в отличии от эвольвенты - эвольвента потому и получила такое широкое применение, что позволяет изготавливать колеса не расчитываю нужный профиль зуба - он появляется автоматически. Дело в том что профиль бесконечного клеса (рейки) - прямозубый, т.е. поверхность зуба - плоскость. Независимо от диаметра парного колеса - с рейкой могут зацеплятся любые колеса, лишь бы размер зуба был такой-же.
Соотвественно одной рейкой с простыми трапецивидными зубьями мы может нарезать любые колеса (с таким же размером зуба разумеется), и профиль зуба при этом автоматически получается нужной формы!!! Эго даже проверять не нужно, только габаритный размер.



Ну а что бы повысить производитльность - надо производящую рейку двигать не вверх/низ, а вперед назад, для чего вполне подходит шнек/червяк. Его лиш нужно повернуть таким образом, что бы нормаль к винтовой линии была перпендикулярна оси вращения нарезаемого колеса - это для прямозубых шестерен, для косозубых доворачиваем еще.





ЗЫ все написанное - так как я это понял и по памяти, поэтому вполне мог допустить ошибку в рассуждениях. Давайте дискутировать  :)

ЗЫЫ Тема скорее для курилки, чем для конструкторского раздела....



А если нужно просто что бы вращалось - то вот, вполне рабочий вариант:


FuG4s

Если провести аналогию с цепными передачами (Цепи ПР),то к недостаткам относят повышенной износ цепи(в вашем случае цилиндры) и и большой шум.Звездочки по сравнеию с цепью(расходный материал) стойки к истиранию, следовательно венец(цилиндры) ваш будет быстро изнашиваться, отсюда "постоянная" замена венца. Нужно найти золотую серединую :um:

niklas

Цитата: Kirilius83 от 29.03.13, 13:02:33
ОК.
Смысл эвольвенты в том, что там зубья не скользят относительно друг друга, а перекатываются.



Причем точка контакта перемещается по прямой, угол наклона которой - и есть угол зацепления, а прямая эта перпендикулярно поверхности зуба в точке контакта.
В данном зацеплении трение скольжения отсутсвует (берем идеальные условия), есть только трение качение - а согласитесь, это очень важно, резко снижается износ и потери, повышаются допустимые скорости вращения шестерен.

В вашем же зацеплении скольжение присутсвует в полном обьеме - а значит будет повышенный износ и потери на трение, нагрев зубьев (что для пластика вообще недопустимо, сплавятся прямо на ходу - я такое уже видел, причем на эвольвенте, только зацепление было нарушено).
Смысл тогда такого зацепление? Оно во первых хуже работает, а во вторых - не шибко-то технологично, в отличии от эвольвенты - эвольвента потому и получила такое широкое применение, что позволяет изготавливать колеса не расчитываю нужный профиль зуба - он появляется автоматически. Дело в том что профиль бесконечного клеса (рейки) - прямозубый, т.е. поверхность зуба - плоскость. Независимо от диаметра парного колеса - с рейкой могут зацеплятся любые колеса, лишь бы размер зуба был такой-же.
Соотвественно одной рейкой с простыми трапецивидными зубьями мы может нарезать любые колеса (с таким же размером зуба разумеется), и профиль зуба при этом автоматически получается нужной формы!!! Эго даже проверять не нужно, только габаритный размер.



Ну а что бы повысить производитльность - надо производящую рейку двигать не вверх/низ, а вперед назад, для чего вполне подходит шнек/червяк. Его лиш нужно повернуть таким образом, что бы нормаль к винтовой линии была перпендикулярна оси вращения нарезаемого колеса - это для прямозубых шестерен, для косозубых доворачиваем еще.





ЗЫ все написанное - так как я это понял и по памяти, поэтому вполне мог допустить ошибку в рассуждениях. Давайте дискутировать  :)

ЗЫЫ Тема скорее для курилки, чем для конструкторского раздела....



А если нужно просто что бы вращалось - то вот, вполне рабочий вариант:


К сожалению профили скользят относительно друг-друга, отсюда и износ.

Николай

Kirilius83, немного отклонюсь от темы. Так как точка контакта постоянно перемещается туда-сюда, надо полагать, что в эвольвентном зацеплении при плавном вращении входного звена приводная шестерня будет вращаться рывками из-за изменения угловой скорости?