Имеется две детали с трапецеидальной резьбой 350х3,175-8 ниток на 1" и 350х5,08-5 ниток на 1". Детали были в эксплуатации. Как замерить профиль и шаг резьбы? :um:
Для определения резьбы у нас делались шаблоны резьб из листового материала.
Шаблон для резьбы.JPG
Новый форум разрешает входить не ранее 8:00
Олеся, если вы уверены в названии резьбы то измерять ее профиль не надо.
Надо где то разыскать справочник.
Если же вы хотите проверить на вшивость 2 реальные трубы то шаблон от VIO отлично подойдет.
Но, что бы шаблон сделать вам все равно нужен справочник.
Цитата: VIO от 19.01.24, 07:30:12Для определения резьбы у нас делались шаблоны резьб из листового материала.
Шаблон для резьбы.JPG
На моей первой работе аналогично поступали. Лекальщик в инструментальном участке изготавливал шаблон. Размеры брались из справочника.
Цитата: Олеся_Орен от 19.01.24, 06:52:57Имеется две детали с трапецеидальной резьбой 350х3,175-8 ниток на 1" и 350х5,08-5 ниток на 1". Детали были в эксплуатации. Как замерить профиль и шаг резьбы? :um:
Уточните задачу.
Замеры бывают разные - одно дело просто понять что за резьба, а другое дело проверить на точность изготовления и соответствие заданному допуску.
ЗЫ проще и надежнее всего - на микроскопе. можно по слепку (продаются специальные слепочные массы) - мы все точные резьбы с хитрым профилем на крупных деталях именно по слепку контролировали.
Цитата: Kirilius83 от 19.01.24, 08:49:00другое дело проверить на точность изготовления и соответствие заданному допуску
именно этот вариант. надо понять в следствии износа соответствует ли деталь изначальным данным.
Просто из любопытства: а какие критерии допуска по износу резьбы? Имеются такие документы? Или же вы проверяете, можно ли малость изношенную деталь вставить в новую конструкцию?
Или это реинжиниринг?
Цитата: Олеся_Орен от 19.01.24, 09:50:25именно этот вариант. надо понять в следствии износа соответствует ли деталь изначальным данным.
Тогда по роликам.
Вам в первую очередь средний диаметр померить надо. Угол сложно именно замерить, а шаблон вам даст просто просвет, без понимания размера отклонения.
ЗЫ С другой стороны, у ходовых винтов от станков износ идет же в разных местах по разному, и там проблема что толщина витка в разных местах разная. А нагрузки сами по себе не велики. ПОтмоу мы просто не глядя калибровали (протачикали как чисто) и потом новые гайки под этот винт.
У Олеси резьба 350 однако.
Цитата: Валерий Изранов от 19.01.24, 10:30:34У Олеси резьба 350 однако.
И что? Микрометр побольше, без вариантов :)
Шаблон может на таком подъеме не вывезти в виду шага и диаметра просвет будет не уловим ИХМО
Цитата: Kirilius83 от 19.01.24, 10:26:31Тогда по роликам.
Если прям померить, то только так. Кроме оборудованной и оснащенной лаборатории для измерения еще нужны стандарты на эту ACME какие отклонения и т.п.
Если прям понять что с ней, а нужной лаборатории рядом нет, то проще будет сделать гайку :)
это видимо у Вас Олеся камеры приема запуска?
Цитата: designer811 от 19.01.24, 11:23:29Если прям понять что с ней, а нужной лаборатории рядом нет, то проще будет сделать гайку
Была гайка, что в паре работала. Люфт сильный. Гайку меняем однозначно. Но надо понять можно ли использовать старый винт. Суть в том, что это устройство довольно точное. И само служит для нарезания резьбы.
Так тогда вам не диаметры и углы мерить надо, а шаг и равномерность хода :-))) Гайку то вы по месту сделаете, диаметр не принципиален, он на перемещение не влияет.
Замерьте толщину витка в разных местах, например зубомером. Если разница больше чем вам хочется люфт - то точить обязательно, новая гайка же будет делаться по самому толстому месту, а работать в самой изношенной части. Ну а если калибровать - то вопрос уже другой, не как замерить а как сделать поточнее, всмысле как шаг точно выдержать,
Цитата: Kirilius83 от 19.01.24, 13:27:37Так тогда вам не диаметры и углы мерить надо
А разве в этом случае не будет люфтить и влиять на нарезание. Диаметр большой. Перекосит под нагрузкой, если не плотно будет гайка ходить по винту.
Цитата: Олеся_Орен от 19.01.24, 14:09:58А разве в этом случае не будет люфтить и влиять на нарезание. Диаметр большой. Перекосит под нагрузкой, если не плотно будет гайка ходить по винту.
Ну гайку вы же по месту? гайку нужного диаметра будете делать, а не по стандарту?
Цитата: Олеся_Орен от 19.01.24, 14:09:58... Перекосит под нагрузкой, если не плотно будет гайка ходить по винту.
Винт и гайка (скольжения) никогда не рассматриваются как направляющие друг для друга. Перекос не допускается другими мерами.
как исключение, центрироваться может по наружному диаметру, т.е. по внешнему цилиндру винта - благо у трапеции там ширина заметная. но это опять же - не по самой резьбе, и как исключение.
винтовая пара весчь "потянучая" :%: и в зависимости от прилагаемого усилия скорее всего Вы люфты с таким шагом выберете, другой момент на скольких витках это будет и будет ли достаточно для чего оно там нужно.
Бывает, что при изношенном винте у изношенной гайки делают пропил
приваривают ушки и новым болтиком стягивают до получения минимального зазора.
Ширина пропила должна быть в три раза длиннее предполагаемого зазора.
Цитата: designer811 от 19.01.24, 15:36:20винтовая пара весчь "потянучая" :%: и в зависимости от прилагаемого усилия скорее всего Вы люфты с таким шагом выберете, другой момент на скольких витках это будет и будет ли достаточно для чего оно там нужно.
эм, как это выберете?
с одной стороны витка прижалось - с другой зазор остался :o:
Наклонные стенки выступающего профиля резьбы на винте будут центрировать гайку.
Олеся, может это чем то поможет. Размеры в таблицах в долях от дюйма. Пересчитать в миллиметр и если у вас есть приложение ВиМП построить, как нестандартную трапецеидальную резьбу.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
Цитата: Kirilius83 от 19.01.24, 16:06:18одной стороны витка прижалось - с другой зазор остался
так это в любой винтовой паре. Возможность затяжки зависит от высоты подъема витка и силы трения в паре.
Цитата: Валерий Изранов от 19.01.24, 16:28:13Наклонные стенки выступающего профиля резьбы на винте будут центрировать гайку.
не смогут - гайка зажата в корпусе, ее не сдвинуть ;)
Цитата: designer811 от 20.01.24, 07:44:13так это в любой винтовой паре. Возможность затяжки зависит от высоты подъема витка и силы трения в паре.
не путайте болтовое соединение и передачу винт-гайка.
для выбора зазора в передаче гайка должна быть регулируемая, из двух половин, ну или хотя бы разрезана.
Цитата: Олеся_Орен от 19.01.24, 13:12:18Была гайка, что в паре работала. Люфт сильный
Вопрос у Олеси простой- как это починить.
А починить можно разрезав гайку и сжав ее до минимального зазора.
Цитата: Kirilius83 от 22.01.24, 09:10:38не путайте болтовое соединение и передачу винт-гайка.
для выбора зазора в передаче гайка должна быть регулируемая, из двух половин, ну или хотя бы разрезана.
я не путаю, а про что вы говорите - совсем не понимаю, извините.
Цитата: Валерий Изранов от 22.01.24, 09:18:10Вопрос у Олеси простой- как это починить.
А починить можно разрезав гайку и сжав ее до минимального зазора.
да, все знают, так тиски чинят :), там еще условие корпус должен быть у "гайки", а вопрос был как померить?
Цитата: Валерий Изранов от 22.01.24, 09:18:10Вопрос у Олеси простой- как это починить.
А починить можно разрезав гайку и сжав ее до минимального зазора.
При неравномерно изношенном винте - не поможет. В одном месте будет болтатся, в другом клинить.
Есть вариант с пружинами, но там надо считать усилие пружин по условию нераскрытия стыков под нагрузкой + это дом нагрузка на гайку.
Цитата: designer811 от 22.01.24, 09:38:57я не путаю, а про что вы говорите - совсем не понимаю, извините.
Когда вы крутите винт в одну стороны, да вы витками винта упираетесь в витки гайки и толкаете гайку. Но с другой стороны зазор-то остается, и при реверсе вы опять в холостую провернете винт пока не упретесь в в другую сторону витка. В итоге да, односторонне зазор вы выбираете под нагрузкой, но люфт-то никуда не девается :)
И даже делая гайку по месту - гайка всеравно с зазором будет, хоть и маленьким. Иначе не накрутите ее на винт. Но это сложно, выточить с минимальным зазором, и при износе зазор будет увеличиваться.
Поэтому делают регулируемую гайку - из двух половин (по длине), и смещают их относительно друг друга разными способами. Но это не тоже самое что "потянучая гайка".
ЗЫ Разрезать гайку вдоль, и смещать по диаметру - бестолку, гайка быстро упрется по наружному диаметру, да и некруглой она станет, овальной.
А почему разговор пошёл про РЕГУЛИРУЕМУЮ гайку?
Потому что все гайки для точного движения - регулируемые.
А вообще началось с "выбрать люфт усилием"
Потому, что никто не читает название темы.
Я в смысле - это регулирование имеет отношение к Олесиному вопросу, хотя бы косвенное?
Гайка не регулируемая, а разрезанная поперек и сжатая до устранения чрезмерного зазора.
Kirilius83, а у вас есть что такое КОНКРЕТНОЕ для симпатичной женщины?
Вы предлагаете Олесе сделать новую гайку для точного движения - регулируемую?
Цитата: designer811 от 20.01.24, 07:44:13так это в любой винтовой паре. Возможность затяжки зависит от высоты подъема витка и силы трения в паре.
сами написали что зазор даже в разрезной так? так, что я путаю? болтовое или ходовое имеет зазор и если протягивать оно тянет витки (до 10 шт. по Анурьеву в зависимости от точности изготовления) и выбирает зазор? логично? откуда люфт?
Байонет винтовой видели, по сути частный случай резьбы например головка ГР-100 люфт есть?
Цитата: СВ от 22.01.24, 10:04:05Я в смысле - это регулирование имеет отношение к Олесиному вопросу, хотя бы косвенное?
Олесин вопрос не совсем соотвествует задаче, которая перед ними стоит.
А с учетом того, что у них проблемы с замерами, предположу что и с точным изготовлением гайки тоже могут быть проблемы, и тогда возможно понадобиться переделать конструкцию на разрезную, если она еще не разрезная.
ЗЫ Ну и пофлудить, да :sun:
Начинаю догадываться:
Цитата: Олеся_Орен от 19.01.24, 06:52:57Имеется две детали с трапецеидальной резьбой 350х3,175-8 ниток на 1" и 350х5,08-5 ниток на 1". Детали были в эксплуатации. Как замерить профиль и шаг резьбы? :um:
Цитата: Олеся_Орен от 19.01.24, 13:12:18Была гайка, что в паре работала. Люфт сильный. Гайку меняем однозначно. Но надо понять можно ли использовать старый винт. Суть в том, что это устройство довольно точное. И само служит для нарезания резьбы.
Да, искажение профиля от разрезания гайки и последующего сжатия вряд ли хорошо. Разве что
размер выбран с большим запасом (так сказать, защита от износа) и люфт постоянно проверяется/регулируется.
С другой стороны, при работе в одну сторону (как на токарно-винторезных) зазор не страшен,
главное, чтобы шаг был точным. А шаг становится неточным на участках ВИНТА, где переход от сильно изношенного к слабо изношенному.
Лучше было бы посмотреть всю конструкцию.
Олесе надо что то конкретно делать. Что вы ей конкретно посоветуете?
Так было уже: калибровать винт и резать гайку по винту.
Винт калибровать не надо- известно, что он изношен.
Цитата: Kirilius83 от 22.01.24, 10:38:59резать гайку по винту
что бы это могло означать?
Кому надо тот поймет - это специализированный цеховой сленг, для практиков а не для теоретиков.
Цитата: Kirilius83 от 22.01.24, 10:45:19Кому надо тот поймет - это специализированный цеховой сленг, для практиков а не для теоретиков.
Правильное резюме на всё то, что много написано. Все мы предлагаем умные решения, но, диаметр резьбы 350 мм. Вкупе с шагом резьбы получается заниженный по отношению со стандартным дюймовым диаметром. У нас ремонтировали изношенные на станках резьбы и по ним делали гайки. Это потому, что сами делали винты длиной до 7 метров и было на чём. Есть ли у Олеси на предприятии такая возможность, сомневаюсь. Эта часть советов отпадает. Раз такой диаметр, то что-то очень серьёзное. И встанет ли на место разрезная гайка, как советуют.
Олеся вообще то спрашивала, как измерить, а не как отремонтировать. Сначала измерить, потом будут делать выводы. 19 числа приложил размеры профиля американской резьбы. На предприятии КБ ОГТ на резьбы, особенно крупные и нестандартные, делали шаблоны для контроля профиля витка. Две детали, сверху шаблон, снизу контршаблон. Вполне достаточно было. Для тех, кто сейчас взовьётся с критикой, чтобы зря не утруждались писать, прецезионных винтов не делали. Станочные для станков класса точности Н и П.
P.S. Сильно изношенные винты иногда протачивали и шлифовали или просто перешлифовывали. Главное, сохранить шаг.
Шаблон для Tr 60х9-8с.png
Цитата: GenTAPo от 22.01.24, 13:00:49Олеся вообще то спрашивала
Не имеет значения, что спрашивала женщина.
Надо ответить так, что бы в результате она была довольна.
Шаблон для профиля резьбы по определению должен содержать несколько зубьев подряд.
Иначе это плохой шаблон.
Цитата: GenTAPo от 22.01.24, 13:00:49Олеся вообще то спрашивала, как измерить, а не как отремонтировать.
Олеся, не побоюсь этого слова, уже ветеран форума, и ПОТОМУ было бы неплохо
задавать вопрос шире. В ответах, само собой, много чего наотвечают, и наверняка там будут всяческие полезные подсказки по ремонту резьбы, да и механизма в целом. Одна сплошная польза...
Цитата: GenTAPo от 22.01.24, 13:00:49Олеся вообще то спрашивала, как измерить, а не как отремонтировать. Сначала измерить, потом будут делать выводы. 19 числа приложил размеры профиля американской резьбы. На предприятии КБ ОГТ на резьбы, особенно крупные и нестандартные, делали шаблоны для контроля профиля витка. Две детали, сверху шаблон, снизу контршаблон. Вполне достаточно было.
А что вы шаблоном померяете? Как он покажет вам фактический угол профиля?
А далее - резать гайку вы будете либо стандартным инструментом соответственно со стандартным углом ( и тогда какой толк от замера профиля), ну либо вам надо делать спец резец, а это отдельный квест если нет своего оборудования)))
И с шагом, самым важным - это никак не поможет.
Но опять же, если калибровать винт - то пофиг какое там было отклонение профиля, сделаете новый :)
Kirilius83, вы упорно предлагаете Олесе делать новую трубу Д=350 мм и неизвестно какой длины?
Цитата: Kirilius83 от 22.01.24, 13:19:27А что вы шаблоном померяете? Как он покажет вам фактический угол профиля?
Шаблон не угломер. Угол им не измеришь. Он позволяет токарю, для его точности обработки, проверять профиль витка, без измерительных инструментов. И если это делалось десятилетиями на предприятии, то значит есть эффект. Я вот до прихода на это предприятие тоже такого не видел. Оказывается, то что мы не видели не означает, что такого нет. А для проверки ШАГА резьбы, как раз шаблон такого типа, как в первых постах показано, но посложнее. Кромки затачиваются, иначе толщина листа шаблона будет искажать. Одно другому не мешает и не заменяет. Ключевое слово, есть ли соответствующее оборудование у Олеси на предприятии, с этим согласен и даже уже писал ранее. Однажды обратились на наше предприятие с другого, по поводу капремонта чешского токарно-карусельного станка Skoda. Диаметр планшайбы 6,3 метра. Наш РМЦ свои такие ремонтировал. Приехал посмотреть и определиться. Потенциальные заказчики сказали, нам бы его отремонтировать, но чтобы не разбирать, а то у нас производственная программа. "Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями".
Цитата: Валерий Изранов от 22.01.24, 13:17:32Не имеет значения, что спрашивала женщина.
Надо ответить так, что бы в результате она была довольна.
Можно модератору форума призвать товарища к ответу за его сексистские высказывания. Как ветерану надоело это читать.
Гайку будем однозначно переделывать. Болт сделать сложнее. Сами не сможем скорее всего. Поэтому хотелось бы избежать. Идея с шаблонами понравилась. Пока хотим заказать на стороне шаблон плоский. И посмотреть. Ужас-ужас. Или не сильно отклонения профиля.
За справочник на резьбу спасибо. В чертеже есть профиль. Но не все размеры. И похоже это она. 29 градусов чисто американское изобретение. У них все не как у людей. Живу в цехе, поэтому пишу редко. Но когда вырываюсь к компу, то ваши идеи читаю. Пишите ещё. :kiss:
Я, вообще то, здесь ничего обидного не вижу. Но раз Вам не понравилось, то:
Уважаемый Валерий Изранов, не обижайте Олесю. Следите за своими высказываниями :um:
Цитата: GenTAPo от 22.01.24, 18:00:24Шаблон не угломер. Угол им не измеришь. Он позволяет токарю, для его точности обработки, проверять профиль витка, без измерительных инструментов. И если это делалось десятилетиями на предприятии, то значит есть эффект.
О чем и речь. Как проверка выставки резца на универсальном станке - да, причем грубая. Но это не имеет отношение к замеру профиля.
ЗЫ Я карусель аж на 19 метров как-то капиталил, хотя именно в ней мало участвовал. Больше горизонтально-расточные.
Цитата: Олеся_Орен от 23.01.24, 12:18:52Болт сделать сложнее. Сами не сможем скорее всего. Поэтому хотелось бы избежать. Идея с шаблонами понравилась. Пока хотим заказать на стороне шаблон плоский. И посмотреть. Ужас-ужас. Или не сильно отклонения профиля.
Что такое калибровка: винт ставится на токарный станок и резьба прогоняется резцом. А потом под эту, уже откалиброванную резьбу делается гайка.
Соответственно если отдавать на сторону - то в любом случае с гайкой и винт везти, там специалисты сами разберуться что надо (ну главное везти спецам а не в гараж), вам при приемке лишь проверить что гайка проводит по всему винту и не болтается. Просто руками туда-сюда прогоняете и все. Вам большего всеравно не сделать.
Если делать самим - для начала просто сравнить размеры винта в разных сечениях, насколько они скачут. Это либо средний диаметр резьбы (по роликам, точнее но сложнее), либо просто штангелем толщину витка в разных местах (лучше всего зубомером - там высота настраивается). На основании этого вы поймете что там с износом, надо ли калибровать. После этого - если у вас нету профилешлифовального станка что бы резец в размер заточить, то вам нужен токарь, который ручками заточит резец прямо под винт. Ну а потом под этот винт нарежет гайку.
ЗЫ В идеале конечно винт шлифануть, но это надо станок найти. Гайка в любом случае будет из под резца, но тогда будет иметь смысл точить гайку на хорошем ЧПУ и хорошим резцом, там и чистота и точность будет заметно выше.
ЗЫЫ Так же под эту трапецию есть стандартные резбовые пластины полного профиля - т.е. пластина уже в точный размер профиля всего витка, фасонная, просто ставится на ЧПУ и получаете точный профиль. Просто там и державку надо покупать + комплект пластин, под каждый шаг свое. Оно каталожное, есть на складах, хотя конечно не бесплатно и не быстро.
Если "Суть в том, что это устройство довольно точное. И само служит для нарезания резьбы.", то нужно проверять отслеживание шага винта. Поворачивать винт и, например плитками или микрометром измерять перемещение гайки.Если отклонения будут больше нормированных- то перешлифовать или углубить витки винта. Если просто изготовить новую гайку с минимальным зазором по виткам, или стянуть разрезную гайку, то она может клинить на менее изношенных концах винта. Был совет стягивать гайку нормированным усилием. Зазор по боковым сторонам витков будет выбираться, но будет повышенный износ винтовой пары.
Kirilius83, вы с завидным упорством толкаете Олесю на решение непреодолимых для нее проблем.
Вы может быть забыли, что у Олеси труба Д=350 мм длиной 4280 мм.
Вы почему то считаете, что за свой длительный срок службы труба не приобрела
ни овальность, ни конусность, ни концентричность стенок.
Вы предлагаете трубу обработать на хорошем ЧПУ и хорошим резцом.
У Олеси не фабрика по ремонту ходовых винтов.
Заказ на стороне обойдется в несколько годовых окладов их КБ.
"Если стянуть разрезанную существующую гайку минимальным зазором, то будет повышенный износ винтовой пары"
Эта труба и эта гайка на ней пожили достойно и еще немного с защтопанными носками проживут.
Цитата: Николай от 23.01.24, 15:11:23Если "Суть в том, что это устройство довольно точное. И само служит для нарезания резьбы.", то нужно ...
Был совет стягивать гайку нормированным усилием. Зазор по боковым сторонам витков будет выбираться, но будет повышенный износ винтовой пары.
"Устройство довольно точное ... для нарезания резьбы" - это практически станок, серьёзная вещь. А к станкам нельзя подпускать советчиков/разрезателей из гаража, верно, Николай!
Цитата: Валерий Изранов от 23.01.24, 16:06:05Kirilius83, вы с завидным упорством толкаете Олесю на решение непреодолимых для нее проблем.
Вы может быть забыли, что у Олеси труба Д=350 мм длиной 4280 мм.
Зато вы с завидным упорством играете в ясновидящего. Где было хоть слово о длине винта? Длина винта где то полметра. Суть не в длине. Суть в затратах, если их можно избежать.
Ну так я и пытаюсь помочь вам избежать затрат.
Вы тоже считаете что за свой длительный срок службы труба не приобрела
ни овальность, ни конусность, ни концентричность стенок?