Шестерня с разной высотой зуба

Автор pruwait, 04.11.25, 09:01:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

СВ

#20
Цитата: GenTAPo от 05.11.25, 12:51:34... Сразу в 2D увидите выход фрезы и он сформируется при генерации.
Вот сейчас задумался:
если посмотреть (как мы недавно говорили в теме про шлицы https://forum.ascon.ru/index.php?topic=40450.msg346776#msg346776) построение 3Д со шлицами по 2Д-генерации с "Выходом" фрезы, то там выход фрезы получается с помощью такого же Эскиза, что и профиль самих впадин шлицев. Почему же этот момент не получается реализовать напрямую в 3Д-шестерне? Или какие-то другие варианты, но именно построение в 3Д-шестерне. Существуют какие-то НЮАНСЫ?
А также: почему у эвольвентных шлицев и эвольвентных зубьев  с "Выходом" фрезы разные алгоритмы построения?
Может быть шлицам достаточно небольшой точности построения - в отличии от шестерен? Или из-за "унификации" с прямобочными шлицами? Или ...

СВ

Цитата: designer811 от 05.11.25, 13:35:03А это что? извините не знал про такое есть литература почитать?
Да, есть. (Если вам менее 10-ти лет - подскажу. А если больше, то - Сама-сама-сама.)

designer811

Цитата: СВ от 05.11.25, 13:41:41Да, есть. (Если вам менее 10-ти лет - подскажу. А если больше, то - сама-сама-сама.)
Эйджизм какой-то  :)))))  :-)))  вот так и уносят тайны в могилу...  :-)))  :)))))

СВ

#23
 Да, странно, вроде бы и смайлики подходящие
Цитата: designer811 от 05.11.25, 14:10:03...  :)))))  :-)))  ...  :-)))  :)))))
и в то же время - Агнозия ...  Парадокс!

алексst

Всё-таки терзает меня любопытство. Посмотрел я на "сборочный чертёж" и возник вопрос, не по теме.
В чём суть всего этого привода?
В том, что у нас есть электродвигатель с определённой частотой вращения вала. Он соединён редукторором с "червяком" позиция 27. Таким образом мы вращаем "червяк" 27 с определённой частотой и моментом, чтобы обеспечить заданную скорость движения втулки ведущей (гайки) поз.31.
Я, случайно, "ткнул" на этого "червяка" и обнаружил, что он четырёхзаходный! Вопрос : это правда?
Если это так, то зачем?
Какая разница с однозаходным?
- технология изготовления сложнее, зазоры больше
- частота вращения ниже в четыре раза, при одинаковой скорости "гайки"
- необходимый момент вращения выше, при одинаковом усилии на "гайке"

Если бы был применён однозаходный червяк, то редуктор, в тех же габаритах, можно было бы сделать с меньшим передаточным числом, на меньший момент на выходе. То есть, более "крепким".
Вот у меня и вопрос: действительно ли там червяк поз.27 четырёхзаходный? Или я не в то описание залез?

СВ

Цитата: алексst от 05.11.25, 16:11:50Какая разница с однозаходным?
- технология изготовления сложнее, зазоры больше
- частота вращения ниже в четыре раза, при одинаковой скорости "гайки"
- необходимый момент вращения выше, при одинаковом усилии на "гайке"
Типичное: скорость "гайки" задаётся, у подобранного двигателя есть номинальные обороты, отсюда однозначно получаются общее передаточное число и разбивка его по ступеням.

GenTAPo

Шестерни перекрёстной передачи это вот такое. Перекрещивание может быть под любым углом, не только 90 градусов. Строится в ВиМП. Это с конкретного итальянского ДО  12-ти шпиндельного станка, который из деревянного дрына фрезерует балясины. Конкретные шпиндели могут отключаться, если там прямой участок.
Здесь угол перекрестия 90 градусов. Шибко любознательные сделав такую передачу истерят, было такое, караул, угол наклона зубьев не 45 градусов, а разный у пары, с минутами и секундами!!! Глючиииит!!! Напомню, расчёт углов ведётся по начальному диаметру, а по делительному он чуть другой. Хотя, если сделать оба 45 градусов, погремит передача, (опять скажут, неправильно считают), и приработаются. Ну, так у нас принято.
Цилиндрическая перекрёстная.png
+ Благодарностей: 1

GenTAPo

А червячная ортогональная, это вот какая. Кстати, ступень длиннее зубьев и выход фрезы на ступень. Всё не так просто, как учат в Деталях машин.
Червячная ортогональная.png

designer811

Цитата: GenTAPo от 05.11.25, 18:29:51Шестерни перекрёстной передачи это вот такое.
Конечно вряд-ли мне пригодится, но все же автора книжки и названия с расчётом, буду очень признателен :beer:

И Большое спасибо создателям системы "Валы и механические передачи"! если даже у меня была перекрестная передача её посчитал как червячное колесо.
:shu: Так вот почему деталь имеет несколько не характерный вид, из-за чего заказчик назвал её шестерней косозубой, да я и сам, пока компоновку и вал не увидел, так считал.

Цитата: алексst от 05.11.25, 16:11:50Вот у меня и вопрос: действительно ли там червяк поз.27 четырёхзаходный?
ТС сказал один. на фото не понятно, и на мой взгляд точно не 4.

GenTAPo

Цитата: designer811 от 06.11.25, 07:23:29Конечно вряд-ли мне пригодится, но все же автора книжки и названия с расчётом, буду очень признателен

В расчёте цилиндрических зубчатых передач она называется Винтовая зубчатая передача. Потому что работает по сути, как винт.
Про такую передачу в большинстве литературы написано очень скупо. Иногда вообще пол страницы. Пара формул по геометрии, а там сам догадывайся. Главная сложность рассчитать углы на шестернях. Если у цилиндрической пары всё ясно, одна левая, другая правая и с углами понятно. У этой передачи обе шестерни или правые или левые.  Теоретически бывают направления зуба, на практике не встречено. И в расчёте ради теории не отражено. Легко общим методом рассчитать при одинаковом угле наклона зубьев. По отдельности, но, греметь будет, не буду вдаваться в подробности.
Литература указана в окне запуска расчёта. Есть ещё очень удачная книга - Птицин, Кокичев. Расчёт и изготовление зубчатых передач в ремонтном деле, 1961. Пусть не смущает, что в ремонтном деле. Там про такую передачу очень хорошо написано.
Выбор расчёта передачи.
Винтовая_1.png

Окно выбора построения. Три варианта расчёта. Для винтовых передач наиболее качественное зацепление, когда угол наклона шестерни примерно треть от угла наклона колеса. При этом коэффициент трения меньше коэффициента скольжения, передача более прочная и долговечная. Но расчёт углов сложный. Приходилось считать, когда из компьютеров был только калькулятор Электроника, это с ума сойти, чтобы сошлось межцентровое, число зубьев и сумма углов.

Винтовая_2.png
+ Благодарностей: 1

GenTAPo

Если посмотреть фото червяка, возникает вопрос, а стандартный ли он. Смущает непропорционально узкие витки и широкая впадина. Было предложение расширить возможность проектирования нестандартной передачи. Что и было реализовано. Пара от импортного оборудования. Буржуины думали, будут у них заказывать. Характеристики передачи были известны.
Считаем, как нестандартную передачу.
Нестандартное_1.png

Тип червяка ZI. Число заходов червяка 10. Число зубьев колеса 15 не рекомендуемое, поэтому красное. Но строить дальше можно. Угол зацепления 10 градусов. Вот в какую такую буржуинскую голову пришло такое придумать.

Нестандартное_2.png

Вот такой профиль получается у червяка. Похожий на ваш червяк. В конце концов, потратив некоторое время можно перебрав варианты, сравнить профиль впадины с реальным червяком.

Нестандартное_3.png

И модель червяка. Колесо червячное на внешний вид не особо отличить, какого оно типа. Делалось потом всё на ЧПУ.

Нестандартное_4.png



designer811

значит, называется Annotation 2025-11-06 143434.png спасибо

тут понятней стало... спасибо, это было...
"винтовая" передача на ремонте у радиалки вроде :shu: её нашел тогда в паспорте...