• Добро пожаловать на Форум пользователей ПО АСКОН. Пожалуйста, авторизуйтесь.
 

Уважаемые пользователи,

Хотим проинформировать вас о режиме работы регистрации на нашем сайте.

Зарегистрироваться возможно в рабочие дни, с 8:00 до 20:00 (мск).

Если у вас возникнут вопросы или потребуется дополнительная информация, не стесняйтесь обращаться к нашей службе поддержки. Вы можете связаться с нами по указанным контактным данным на нашем сайте.

Благодарим вас за понимание и сотрудничество. Мы ценим ваше терпение и стремимся предоставить вам лучший опыт использования нашего сервиса.

С уважением,
Команда Ascon

Валы и механические передачи 3D и зубозакругление или затыловка...

Автор Golovanev, 29.11.17, 14:58:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Kirilius83

Цитата: Golovanev от 05.12.17, 11:10:44
ну похоже что так. грамотности морской у меня ноль... Тогда какой ваш вариант? Форштевневая что-ли?

Или так и назвать - затыловка "форштевень"
Будте проще - голованевская затыловка  :) Вполне себе типовое решение, назвать по фамилии придумавшего.



А по поводу ударов, износа и влетит не влетит - вот и приходим к тому, что от удара затыловка не спасает, силу удара прогнозировать как-то не выходит, а значит и износ толком не прикинуть, и повреждение боле чем возможны.
А начав анализировать углы контакта и соскальзывания - приходим к тому что затыловка хоть и в теории уменьшает износ при включении, но сам включение - затрудняет (в случае если колеса вращаются относительно друг друга), приводя к треску и множественным ударам.
А отсутствие же затыловки - если не устраняет, то резко уменьшает вероятность треска и множественных ударов. Что подтверждается практикой - лично я треск слышал только там где есть затыловка, при её отсуствии треска не наблюдал, более того - при отсутствии затыловки треск появлялся тогда, когда на контактирующих краях выбивались фаски - это сильно затрудняло включение передачи на ходу.
Из этого всего я могу сделать такой вывод: затыловка полезна когда неподвижные относительно друг друга  шестерни вводятся в зацепление, для облегчения попадания  зуба во впадину. В случае же включении передачи на ходу, при вращении шестерен относительно друг дуга, затыловка скорее вредна! Что подтверждается практикой - в современных кулачковых КПП затыловки нет ни на шестернях, ни на кулачках. А в синхронизаторах предусмотрен тормоз, останавливающий зубчатую муфту перед тем как она войдет в зацепление с ответной частью.
Поэтому как мне кажется. форма затыловки должна предполагать осевое перемещение шестерне при отсутствии вращения.

СВ

 Про треск при включении: это от нерешительности!
Шестерню осторожно подводят к другой, она входит - за счёт затыловки! - в зацепление и тут же выталкивается - за счёт скосов, - назад, а её снова осторожно подталкивают... Да при этом ещё и прождут столько, что скорости валов станут сильно отличаться. Монстры автодорог*, как известно, запросто перегазовкой/двойным выжимим выравнивают скорости валов/шестерен.
ПРАВИЛЬНОЕ же переключение на ДТ-75 на ходу - резко "воткнуть" передачу, благо всережимный регулятор не даст упасть оборотам.
- - - - -
* - Липецк забит ПАЗиками-маршрутками, так что различные варианты мастерства при включении 1-й передачи слышишь слышал постоянно. У многих и стоя на месте - сплошной скрежет и треск.

Kirilius83

Насчет резко включить - ну на мото так и есть, ногой щелкаешь и само влетает. Даже без сцепления. Но там нет затыловки, шестерня просто упирается в ответную и скользит по ней пока не совпадут зубья.
А на уазе я быстр наловчился вниз с 3 на 2 без сцепления втыкать - нейтраль, рычаг напротив 2ой, мотор уже на холостых - и плавно газом поднимаем обороты, как скорости совпадут -  рычаг сам под своим весом втыкает передачу, ну можно следка подтолкнуть. Удобно в повороте, когда руки баранкой заняты.

GenTAPo

На Запорожце ЗАЗ-968 после первой передачи все передачи и вверх и вниз насобачился включать без сцепления. Но если нужно автозаводам затыловка по их нормалям и её правильное построение, дайте автору свою методику.
Затыловка в приложении в основном ориентирована на станочные зубчатые передачи. А в руководстве любого станка, а то и на табличке на самом станке написано: "На ходу не переключать!" Хотя нетерпеливые так делают и трещат. И раньше времени станок в ремонт загоняют.

Golovanev

Затыловка типа "форштевень" можно сказать реализована в 3D.
Хитростей оказалось весьма много. Но есть еще одна проблема. В результате ликвидации "заусенцев" которые возникли при пересечении поверхностей образованы треугольные вырезы-площадки. Без них как оказалось никак. Их надо грамотно, гладко и красиво "залепить"..., так чтобы потом можно было это стабильно реализовать программно.  Мои попытки приводят к сообщениям по поводу "патологии" топологии...

Модель (17.1) по ссылке. https://drive.google.com/open?id=1_pl3zvlQsvEZ8sSiALAlmBK3IyZYjj7S

Жду Вашей помощи!

Ё

Цитата: Golovanev от 12.12.17, 18:40:11
Затыловка типа "форштевень" можно сказать реализована в 3D.
...Мои попытки приводят к сообщениям по поводу "патологии" топологии...
...
Жду Вашей помощи!

По поводу "патологии" топологии. - это, скорей всего, к АСКОН-овскому патриарху Н.Н.Голованову... Если в "ядро" "зашит" алгоритм из его книги, то что-то мне говорит: куча проблем с "топологией" в моделях - оттуда! Что-то там "не сходится"... Я год назад пытался "поднять" эту тему на Форуме, но заинтересованных "ушей" не нашлось. Дело в том, что бывают случаи, когда ОЧЕВИДНО: в модели НЕТ никаких таких изъянов, подпадающих под "нарушенную топологию"! А "Компас" "клинит".



Разница есть, где то уже на форуме обсуждали, нужно анализировать алгоритм.
PS. По картинке видно, не одну проблему.

СВ

  Мыслишка навскидку: что, если взять 4 линии - 2 кривые линии пересечения впадины и затыловки, одну - по дну впадины, - соединяющие эти кривые и одну, соединяющую концы кривых на торце и полученную площадку вырезать.

Golovanev

Сергей Васильевич, мыслишку сначала бы попробовать руками...

Излагаю алгоритм.

1. Построен профиль выреза зуба (два эвольвенты, две переходные кривые, и участок диаметра впадин).
2. Этот выдавливание сделано на всю длину зуба
3. Этот же профиль построен в сечениях лофта (3 сечения - одно на расстоянии 3/4 от ширины зуба, второе на расстояние 3,05/4 от ширины зуба, и третье перпендикулярно торцу) . Цель получить тот самый форштефень. (почему сечения разнесены - чтобы уйти от патологии при объединении тел).
4. Получено некое тело, которое будет потом вырезано из болванки колеса
5. Но. есть гребешки-заусенцы, их я убираю площадкой трапециевидной. Как? Считаю на торце зуба самые нижние точки, потом беру точки на диаметре впадин в сечении на 3/4. - формирую плоскость по трем точкам, далее делаю ей параллельную на небольшом отступе, и собственно формирую эту площадку - залепляю заусенцы.
6. но остается некая некрасивость.

Все это делается программно на ядре КОМПАСА, а не операциями в КОМПАСЕ вручную. Иначе очень долго. Итак то не быстро... хоть и на ядре.

На выходе имеем тело, оно булевой операцией и вычитается.

Так вот, Борис Николаевич на мой взгляд все сделано правильно. (Чуть не сказал - Борис, ты не прав....). Но. Может быть я и ошибаюсь. Но мы протестировали около 50 вариантов шестерен - никаких патологий не возникает. Так что - пока мне не понятно, на чем основаны ваши выводы.

НО! Обозначенная задача пока не решена.... Ведь все же должно быть гладко и красиво.


СВ

Цитата: Golovanev от 13.12.17, 07:29:43
Сергей Васильевич, мыслишку сначала бы попробовать руками...
...
5. Но. есть гребешки-заусенцы, их я убираю площадкой трапециевидной. Как? Считаю на торце зуба самые нижние точки, потом беру точки на диаметре впадин в сечении на 3/4. - формирую плоскость по трем точкам, далее делаю ей параллельную на небольшом отступе, и собственно формирую эту площадку - залепляю заусенцы.
Моими руками? Ну так я не владею программными средствами ...
А мыслишка эта вот такая, та же площадка, только "криволинейная трапеция", "опирающаяся" на  имеющиеся точки и линии (см. рис.). Мыслишка элементарная, Вы наверняка о ней думали, но, наверное, программные средства не желают слушаться...
+ Благодарностей: 1

Golovanev

Мысль правильная, сделать ее программно можно, хоть и не просто. Я по той же аналогии сделал просто трапецию. Да и все равно останутся выступы. Линии то эти не в одной плоскости.

А и не надо никому кроме меня делать это программными средствами. Надо именно руками предложить свои варианты.

Вот модель в состоянии до трапецеидального выреза - https://drive.google.com/open?id=1jakJnZy3LMMtpWuPuBU2K4-1PshPhNe4

=============
Есть еще вариант - забить на эту заусенку, и оставить модель с ней)))

СВ

 Тогда, например, эту же Вашу трап.площадку, но повыше - чтобы не врезалась в тело. Снимется основная, так сказать, часть заусенца. Но главное в этом месте, думаю, то, что очень много лишних линий не чертеже получится. Как бы всё это хитро скруглить?
- - - - -
Вопрос: почему скругления во впадине не симметричны?

Golovanev

Не кузяво все одно...  гладкости хочется....  у нас в Зауралье сугробы в степи гладкие.

Валерий Александрович, я и не говорю, что я прав, но мне, эти места не нравятся.
PS.
Цитата: tramp_m от 13.12.17, 07:57:57
:)
Такие, вещи тоже не нравятся, смысл Вашего сообщения?

Warlock-72

Цитата: Sabahs от 13.12.17, 09:17:27
Такие, вещи тоже не нравятся, смысл Вашего сообщения?
Более того...

Golovanev

Борис Николаевич, эти места есть и будут, нравятся они кому-то или нет. Без них была бы как раз патология. Здесь в математике идет работа с нурбсами, а не с аналитическими поверхностями (а упрощать геометрию этой затыловки до простых тел совершенно не хочется - тогда весь ее смысл потеряется). И приходится избегать совпадения тел. А уж "пятнышко" на торце - это вообще ерунда, просто след от среза по торцу.

Elaeagnus

 А существует ли возможность избавиться от "хвостика"?
Затем подобрать контур (или два) и сделать вырез по дуге, например?