Геометрически правильное построение конической шестерни с круговым зубом

Автор Golovanev, 24.04.15, 14:53:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Алхимик

1. Если понадобится делать иллюстрацию так и сделаю, даже если будет в доступе Шафт на 12-14 часов расчета.
2. См. цитаты. Есть погрешность у имитации нарезки и есть погрешность при фрезеровании, получается они будут складываться.
3. Вроде как об этом и говорил.

Цитата: Golovanev от 13.05.15, 12:29:40
На них делаются конические шестерни, которые лишь только приближаются к идеальному зацеплению, которое может быть получено только путем обкатки одного по другому....
Хорошо, но может не понял вот этот пост:
Цитата: Golovanev от 13.05.15, 11:16:38
Колесо теперь получается по методу имитации зубообработки зуборезной двухсторонней головкой с расчетным разводом резцов.
А шестерня в свою очередь формируется (делается имитация зубообработки) зубом колеса, преобразованным в зуб конической червячной фрезы.

Одно но - если колесо "режется" в течение примерно часа, то шестерня "режется" 12-14 часов в КОМПАСЕ.

Golovanev

Чтобы стало Алхимику понятно...
Вопрос ему - Как на специализированых зуборезках обрабатываются колесо и шестерня?

Мой ответ - А обрабатываются они с разными настройками станка, и даже разными зуборезными головками. Так что ни о каком идеальном зацеплении там и речи не идет.  Только приближение.

В нашем же случае.  Читай ниже....



Kirilius83

А после построения эти модели сильно тормозить будут, в сборке?
Ситуация: делается модель редуктора, подробно со всеми элементами. Соответственно прямозубые, косозубые и конически колеса  - все с  зубьями, а не упрошенные цилиндры и конуса. Насколько знаю, там даже можно наложить сопряжения что бы все вращалось, ну а зубом в ответную впадину попасть не проблема.
Так вот, вопрос: оно сильно тормозить будет? Как при состыковке всего в сборке, так и при демонстрации? А если нажать кнопочку "перестроить"? Вариант сделать колеса упрощенно не всегда прокатывает - зачастую требуется красивое и реалистичное отображение деталек, иногда просто потому что начальство так захотело. Иногда заказчику продемонстрировать , что все "на уровне". Да и самому хочется видеть зубья, а не цилиндры.
Так же другая, рабочая ситуация: построили колесо, запихнули в сборку, посмотрели - на миллиметр с размером ошиблись, надо подправить. И если колесо целиком (не только венец, но и отверстия, втулка и прочее) сделано в Шафте - открывать в шафте, там менять размер ступени, и снова заново часами перестраивать? Либо тогда в шафте делать только венец, а остальное уже стандартными средствами - но до этой хитрости еще надо додуматся.


Я в свое время так редуктор проектировал (http://forum.ascon.ru/index.php/topic,10703.msg116884.html#msg116884) - все шестерни в шафте 2д делал, потом с них модель готовую нажатием кнопочки. Валы и прочее без зубьев - просто компасом. Компас 11, комп без видяхи отдельной, чуть ли не меньше гига оперативки, если не напутал.
Конкретно к шафту - претензий не было никаких, все оч удобно строилось, разве что на построение венца до минуты уходило, но эт ерунда. Но в процессе вылизывания изделия детали корректировались и переделывались по десять раз, в том числе и шестерни.
И просто построить модель - это еще только часть дела, там еще куча работы по вылизыванию. Если модель нужна именно подробная под ЧПУ - то это да, уже конечный продукт, тут допустимо пару смен на построение - всем можно объяснить и поймут что такая точность требует жертв. Но если просто надо построить модельку - то уже никому не объяснишь, почему она строится дольше минуты и потом один размер изменить целая проблема,  и сборка вешается. И запросто реакция может быть из серии "какое г... этот ваш компас".

В общем, прошу помнить что реальная работа конструкторов несколько отличается от тестовой - это не просто один раз нарисовать и показать, это потом еще десять раз все переделать, отдать в работу, и еще двадцать раз после доработать под бракованные детали. При этом модель должна отображать реальное изделие, модель тоже корректировать надо - иначе толку с неё ноль...
:shu:

Алхимик

Чтобы Алхимику стало понятно, то напишите примерный алгоритм по которому строится 12-14 часов деталь.

А то в одном месте вы говорите что изменили подход в формировании деталей и теперь они делаются имитируя процесс нарезания, а потом говорите что при такой нарезке не может быть идеального зацепления.
Цитата: Golovanev от 13.05.15, 11:16:38
Колесо теперь получается по методу имитации зубообработки зуборезной двухсторонней головкой с расчетным разводом резцов.
А шестерня в свою очередь формируется (делается имитация зубообработки) зубом колеса, преобразованным в зуб конической червячной фрезы.

Цитата: Kirilius83 от 13.05.15, 13:24:38
При этом модель должна отображать реальное изделие, модель тоже корректировать надо - иначе толку с неё ноль...
Видели вопросы на форуме: "В эскизе круг, а в 3д модели шестигранник, как это исправить?")) вот как при таком отображении увидеть пересечение? Включили все точности на максимум ПК потянет?!

Golovanev

Отвечу Алхимику.

Не надо путать имитацию обработки шестерни червячной фрезой (а по сути зубом сопряженного колеса) и нарезание колеса и шестерни зуборезными головками. 

Если бы я и шестерню нарезал как колесо - то было бы тоже самое, как из под станка зуборезного.

А шестерня режется у меня совсем не так. 

Теперь понятно?

Kirilius83

просто есть "имитация зубообработки" а есть "имитация обкатки" точнее просто обкатка.

Цитата: Алхимик от 13.05.15, 13:28:49
Видели вопросы на форуме: "В эскизе круг, а в 3д модели шестигранник, как это исправить?")) вот как при таком отображении увидеть пересечение? Включили все точности на максимум ПК потянет?!
Делается вид с модели в чертеже, в нужном месте разрез, там все просто образмеривается. В самой сборке кое-что можно померить стандартными линейками, кое-то спроецировав на плоскость. Но на чертеже - проще, правда строится он долго. Это кстати тоже к вопросу о подробности модели - ассоциативные виды в чертежах не повиснут?

Golovanev

Цитата: Kirilius83 от 13.05.15, 13:24:38
А после построения эти модели сильно тормозить будут, в сборке?
Ситуация: делается модель редуктора, подробно со всеми элементами. Соответственно прямозубые, косозубые и конически колеса  - все с  зубьями, а не упрошенные цилиндры и конуса. Насколько знаю, там даже можно наложить сопряжения что бы все вращалось, ну а зубом в ответную впадину попасть не проблема.
Так вот, вопрос: оно сильно тормозить будет? Как при состыковке всего в сборке, так и при демонстрации? А если нажать кнопочку "перестроить"? Вариант сделать колеса упрощенно не всегда прокатывает - зачастую требуется красивое и реалистичное отображение деталек, иногда просто потому что начальство так захотело. Иногда заказчику продемонстрировать , что все "на уровне". Да и самому хочется видеть зубья, а не цилиндры.
:shu:

Почему долго - потому что идет расчет по сути. При этом делается масса (сотни) расчетных построений.  И после вычисления всех сечений - ВСЕ РАСЧЕТНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ УДАЛЯЮТСЯ и в модели остается ОДНА обычная операция выреза-лофтинга по сечениям.+ плоскости на которых они сидят.  Модель шестерни совсем небольшая. 10 зубьев - 3,5 Мб. 


Алхимик

Цитата: Kirilius83 от 13.05.15, 13:36:33
Просто есть "имитация зубообработки" а есть "имитация обкатки" точнее просто обкатка.
Хорошо, но от автора темы не слышал намека на имитацию обкатки. Да и в любом случае режущий инструмент проектируется с некими упрощениями. Зачем использовать промежуточное звено?! Хотя может нет других способов рассчитать. :shu:

Kirilius83

ну, там подразумевалось, я так понял...

смысл точной модели не в том что бы понять как нарежеться на станке, а что бы понять к чему стремится, нарезая на станке. Это трехмерный эталон. Реальную шестерню после станка можно замерить и сравнить размеры с эталоном.

Вячеслав

За словопрениями Вы не заметили выхода новой версии КОМПАСа - 16-й!..
+ Благодарностей: 1

Golovanev

А шестерня в свою очередь формируется (делается имитация зубообработки) зубом колеса, преобразованным в зуб конической червячной фрезы.

Т.е. делали колесо. Сделали у него впадину. Взяли вторую впадину, между ними взяли зуб - сечения.

Потом когда начали делать шестерню. Спозиционировали как бы в зацепление колесо, построили ему этот зуб (но немного выше - радиальный же зазор нужен), и давай колесо туда-сюда катать по шестерне (обкатка), а по сути имитировать зубонарезание конической червячной фрезой, которая в нашем случае является нашим же спаренным колесом (зубонарезание)..

Kirilius83

кстати, а с учетом допуска профиль можно построить? там же зазор в зацеплении нужен - или у круговых коничек достаточно отодвинуть шестерню? Не сталкивался, но у цилиндрических колес это актуально.

Вячеслав

Для регулирования бокового зазора в конической передаче перемещают большее колесо (для этого нужны наборы прокладок различной толщины, у нас делали 3-х толщин: 0.22; 0,35 и 0,5 мм), а ритцель выставляют на монтажную дистанцию сразу и перемещают его вдоль оси только для получения правильного пятна контакта.
Зазор в передаче контролируется с помощью индикатора, в полевых условиях - при прокатке газеты "Комсомольская правда" в 4 слоя - режется бумага, в 3 слоя - не режется  :)
+ Благодарностей: 1

Golovanev

Думал я и про допуск. Можно конечно сделать будет и это. И я так и думал...

Но как мои профессора-зубчатники говорят - у коничек прокладками регулируют боковой зазор.

Так что пока сделана беззазорная пара.  А там видно будет.

А у цилиндричек я уже сделал генерацию 3D с учетом допусков. В 16 версии это уже есть.

Там и визуализацию зацепления с учетом допусков можно покрутить, и 3D-модель построить.
+ Благодарностей: 1

Ё

 ВсЁ дело в том, что по отношению конических передач с круговым зубом НЕЛЬЗЯ говорить о ПРАВИЛЬНОЙ геометрии! Такая передача - "родственница" передаче Новикова, которая "заработала" благодаря элементу "раздолбайства", внесЁнному Новиковым. Ответственные конички с круговым зубом "догоняются" на притирочно-регулировочных станках согласованным перемещением колеса и шестерни вдоль осей вращения. В условиях "цивильного" производства полученная пара имеет маркировку для быстрого подбора положения в редукторе.
Вообще, доскональное генерирование геометрии в конических передачах, по-видимому, имеет смысл только в ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ целях, т.к. "вес" моделей, полученных СТРОГИМ геометрическим расчЁтом составляет порядка 1Мб/зуб!

Вячеслав

Цитата: Ё от 09.06.15, 22:49:32
...Ответственные конички с круговым зубом "догоняются" на притирочно-регулировочных станках согласованным перемещением колеса и шестерни вдоль осей вращения. В условиях "цивильного" производства полученная пара имеет маркировку для быстрого подбора положения в редукторе...

"Догонялка" конической пары на таком станке - один из вариантов. Самый простой - эрозионно-обкатной станок: ставится оба элемента зубчатой пары и включается на обкатку. Весьма эффективен при изготовлении средне- и крупномодульных КПКЗ из хромоникелевых цементуемых сталей, особенно с учетом того, что цементация и закалка с отпуском для таких пар выполняются с разрывом во времени для механической обработки (обработка отдельных поверхностей или снятие цементационного слоя с поверхностей, на которых не допускается цементация - упорные торцы, шпоночные пазы, канавки, участки под резьбу и др.).
После такой обработки пара маркируется одним порядковым номером.
А вот установка на обкатку всё же идет с зазором, при этом на обкатку вал-шестерня выставляется по монтажной дистанции, для упрощения чего на колесе наружная поверхность выполняется достаточно широкой и изготовляется по 3 классу точности (9 квалитет). Делается мерный шаблон (щуп с двумя квадратными сторонами - ПР и НЕ), по нему вал-шестерня выставляется за несколько секунд (как и в редукторе потом на сборке, также щуп входил в ЗИП для шахты).

Ну а по поводу моделей - там всё правильно сделано, и дело не только в чисто исследовательских целях, но и в практических - иногда нужно увидеть модель чего-то, чтобы оценить достоинства и недостатки. На старой работе с этим встречались постоянно, как пример - осваивали производство новых редукторов, в них первая ступень - КПКЗ, по расчетам - вроде всё нормально, а после нарезки увидели, что на у внешнего торца ленточка очень тонкая, что она после цементации и закалки может расколоться, а поэтому сделали часть венца с некоторым уменьшением угла внешнего конуса. А была бы модель - увидели бы сразу.
+ Благодарностей: 1

Ё

"Ну а по поводу моделей - там всё правильно сделано, и дело не только в чисто исследовательских целях, но и в практических - иногда нужно увидеть модель чего-то, чтобы оценить достоинства и недостатки. На старой работе с этим встречались постоянно, как пример - осваивали производство новых редукторов, в них первая ступень - КПКЗ, по расчетам - вроде всё нормально, а после нарезки увидели, что на у внешнего торца ленточка очень тонкая, что она после цементации и закалки может расколоться, а поэтому сделали часть венца с некоторым уменьшением угла внешнего конуса. А была бы модель - увидели бы сразу."


1) Да, вот, как раз-таки: НЕПРАВИЛЬНО! Я имею ввиду получение др. колеса по УЖЕ ИМЕЮЩЕМУСЯ колесу. Зацепление-то будет ПРАВИЛЬНЫМ, но оно будет совершенно отличным от случая "боронования" обеих колёс!
2) Получение ТЕОРЕТИЧЕСКИ правильного конического зацепления задача банальная и... "скушная". Банальная: потому что получение уравнения сф. эвольвенты не представляет труда для всякого, осилившего задачу пана СемЁна про "кусок шара". Скучная: потому что поле зацепления будет совершенно таким же, как у простой конической прямозубки.
3) Однако, польза от моделей м.б. ещЁ и по др. причинам: литьЁ, прессование с газостатич. уплотнением, многокоординатное изготовление уникальных передач ( например, эписиноидная... Прости, Господи! ), "принтерование"...

Ё

 Да! Кстати!!! ВсЁ это - "фигня по сравнению с мировой революцией"!

Нонешний-то год - ЮБИЛЕЙНЫЙ! 250 лет! ЧЕТВЕРТЬ(!) ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Великой Мировой Революции в области зубчатых передач! Какое-никакое, но "немытая Россия" всЁ ж имела отношение к этому событию! ( Обсуждаемые вопросы самым непосредственным образом связаны с этой Революцией... )

Golovanev

Всё имеет право на существование...

Ну а вообще цель получить передачу с учетом условий эксплуатации, а не теоретический вариант.  Теоретический вариант как раз так и не будет нормально эксплуатироваться, и скорее всего заклинит.  Ибо есть погрешности изготовления и погрешности монтажа. Т.е. необходимо еще и геометрическое решение задачи обеспечения локализации площадки контакта. А также контроль ее размещения (устранение диагональности и т.п.).