История одного зубчатого зацепления…. А также небольшой экскурс к танку Т-34.

Автор Golovanev, 24.02.15, 13:44:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dometer

Ещё цитата из той же книги Я.Резника.
"Гудериан подходил к книжным шкафам во всю стену, хранящим не менее двух тысяч томов. Раскрыв дверцы и выдвинув одну из полок на себя, отводил в сторону легко скользящую в своей выемке тыльную фанерку. За ней был тайник с книгами Фрунзе, Тухачевского, Триандафиллова... "
Чего только писатели не напишут ради заработка...

Dometer

Цитата: Golovanev от 24.02.15, 20:26:55
А реальные чертежи деталировок раздобыть к сожалению большому не удалось. Пытался обращаться на УралвагонЗавод, но безуспешно.
А тот чертёж, что попал в публикацию в качестве иллюстрации, он такой изначально размытый, или после вставки в pdf ?

СВ

Цитата: Вячеслав от 25.02.15, 16:11:10
Последняя фраза не устарела за 75 лет. Ни денег, ни материалов, ни хороших мастеров...
При разговорах о технике в В.О.войну всегда невольно вспоминаю пересказ от моего друга: его отец служил зенитчиком на аэродроме и вспоминал так: - У нас там были  и наши самолёты и американские*. Наши от американских отличить было просто - все моторы запачканы маслом. А американские - чистенькие.
- - - - - -
*-предполагаю, какие-нибудь истребители типа Аэрокобра

Golovanev

Цитата: Dometer от 25.02.15, 16:26:42
А тот чертёж, что попал в публикацию в качестве иллюстрации, он такой изначально размытый, или после вставки в pdf ?
+ Благодарностей: 1

Golovanev

Дополнительно по Т-34 - схема трансмиссии,  фото шестерен борт.передачи (образца 1940 года) и борт.передача Т-34 (образца 1944 года) воспроизведенная в КОМПАС-3D
+ Благодарностей: 2

Ё

 Валерий, статья Ваша замечательна прежде всего тем, что вызвала замечательную дискуссию! Как сказали бы "борзописцы": "в ней, как в капле воды..." и т.п. А, вообще-то, Вы описали ЭПИЗОД! А если "расширить и углубить"? В виде тезисов:
1. Эйлер, Гохман и т.д. закладывают основы теории зацеплений. В России!
2. Бурное развитие капиталистических производительных сил в России в начале 20-го века. Строятся промышленные гиганты с ПЕРЕДОВОЙ технологией. "Анжинеры" живут как "сыр в масле". ( См., например, "Молох" А.Куприна. Кстати, он ведь Юзовку описывает? ) В политико-экономическом плане вырисовываются СШЕ - "от Атлантики до Урала". Офицерство готовится к грядущей войне с... АНГЛИЕЙ! В союзе с Германией! ( См., например, С.П.Залыгин, "После бури" )
3. В результате деградировавшей системы госуправления и ОСТРОУМНОЙ политики соперников по геополитической арене Россия вступает в войну против ГЕРМАНИИ! По тем же причинам в стране Ма... Тьфу, блин: "Великая Октябрьская и т.д." И на долгие годы страна под управлением недалёких людей! Секрет экономических успехов - отсутствие свободного ВЫВОЗА капитала.
4. Да, МНОГИЕ профессора не уехали! Но учить НЕКОГО! Т.к. много лет люди просто ВЫЖИВАЛИ! ( См., например: "Доктор Живаго". Ага, Платонов отдыхает! ) Процветает ПРОЖЕКТЁРСТВО, кумовство и коррупция. Сталин предпринимает экстренно-террористические методы подготовки к надвигающейся войне ЗА РЕСУРСЫ.
5. Несмотря на атмосферу страха и подозрительности, старые инженерные кадры вполне могли разобраться с НЕСЛОЖНОЙ проблемой подрезания! Скорее всего, проблема была в ИНСТРУМЕНТЕ! Вероятно, из-за дефицита зуборезных станков ( и СТАНОЧНИКОВ ) нарезка была по методу КОПИРОВАНИЯ, а инструмент - заграничный. А при нарезке КОПИРОВАНИЕМ возможности корригирования ограничены.
6. Основатель научного конструирования П.И.Орлов имел "при Сталине" "ВОЛЧИЙ БИЛЕТ" на работу конструктором! Приведённый Вами редуктор мог бы быть им рассмотрен как пример не совсем удачной конструкции! Есть ли факты, говорящие о том, что в редукторе ЛОМАЛИСЬ именно зубцы шестерни? Дело в том, что повреждение редуктора могло начинаться с РАЗРУШЕНИЯ ( практически ) ИГОЛЬЧАТОГО подшипника! Вряд ли в нём было БОМБИРОВАНИЕ.
7. Если шестерня нарезалась КОПИРОВАНИЕМ, то ПОДРЕЗАНИЯ ПРИ НАРЕЗКЕ НЕ БЫЛО!  А подрезание при сопряжении ( интерференция ) устраняется УМЕНЬШЕНИЕМ высоты головки зуба на колесе. Конечно, передача тогда превращалась в ПРИБЛИЖЁННУЮ. Но это вряд ли имело значительные последствия, т.к. передача звёздочка-гусеница также не имеет постоянного передаточного отношения и её работа сопровождается ударными нагрузками.
8. Ну, а в послевоенное время бурное развитие получила "экономика прикладных исследований в области зубчатых зацеплений" с реальными и мнимыми достижениями и порядочной подковёрной грызнёй! ( Грызутся и поныне!.. Даже в интернете. )

9. Собственно говоря, ВСЁ СКАЗАНО было ГОХМАНОМ! И это - не бог весть какое откровение: можно решать задачу аналитически, графически, комбинированно - но принцип ОДИН И ТОТ ЖЕ!     

Kirilius83

Не нада читать историков, да и романы - это романы, а не документалистика.
Рекомендую к прочтению Черток Б.Е. "Ракеты и Люди" Т.1 - он там как раз вначале вкратце описывает как авиацию помогал поднимать перед самой войной.

Goran

Цитата: Golovanev от 25.02.15, 08:33:58
...Почему в 1941 году большое количество Т-34 были просто брошены экипажами (небоевые так сказать потери из-за поломок и  по вине техники и по вине экипажей), почему экипажи были необучены, почему новую технику не давали экипажам для учебных стрельб и выездов, а держали в ангарах под замком....
....
А почему Вы считаете, что отказ бортовых - это причина, а не следствие?
Например,  Константин Филиппович Абросимов - ведущий инженер-конструктор танка Т-34, в 1949 году пишет диссертацию по теме "Исследование влияния внутренних амортизаторов на долговечность катков быстроходных гусеничных машин".
"...В диссертационном тексте, между строк, в частности, проскальзывает и весьма любопытная техническая информация о легендарной "тридцатьчетверке". Оказывается, в годы Отечественной войны эта машина, собственно как и тяжелые танки КВ-1 и КВ-1с., очень скверно ездила. Она если и передвигалась, то лишь на весьма короткие расстояния, нуждаясь в капитальном ремонте ходовой части каждые 150-200 км! На стр. 17 диссертации К. Ф. Абросимова приводятся следующие сенсационные данные: "Имели место случаи, когда эти катки выходили из строя даже во время заводских пробегов. Одновременно испытания колес (катков), переставленных с немецкого танка "Тигр-В", на танк Т-34-85, проведенные НИВТ Полигоном ГАВТУ КА, показали сравнительно хорошую их работоспособность. По некоторым данным, после 2000 км пробега катки оказались пригодными к дальнейшей эксплуатации" (стр. 21). Обратите внимание, как осторожно написано: "сравнительно хорошую", это после того, как мы уже знаем, что лучшие из лучших советских образцов едва проходили треть от указанного километража!..."

Вячеслав

Учась в техникуме, ходили в музей Александра Морозова (он находится в самом техникуме), так запомнились такие слова тогдашнего директора музея: "изготовление танков Т-34 в эвакуации было самой настоящей импровизацией - делали из чего могли" 

Kirilius83

Если я не путаю, то катки - обрезиненные. И скорей всего речь идет о том, что резина на ободах не жила - думаю это скорее связано с качеством самой резины (может её не вулканизирвоали толком?). А раз тигровские катки на этих же гусеницах и этой де ходовой жили - то вопрос уже не в ходовой, нагрузках или дорожке на гусеницах, а именно в резине - либо её там недостаточно, либо она не такая.

Itat

Я не специалист в зубчатых передачах и всё время лезу со своими впечатлениями... и хотел добавить отрывок из прочитанной вчера статьи, отсюда http://vikond.comtv.ru/fighters.htm
в, общем выдержка:

Подведение итогов надо начать с того, что Советский Союз вступил в войну с многочисленной, но технически отсталой истребительной авиацией. Эта отсталость была, в сущности, явлением неизбежным для страны, лишь недавно вступившей на путь индустриализации, который западноевропейские государства и США прошли еще в ХIХ веке. К середине 20-х годов ХХ столетия СССР представлял собой аграрную страну с наполовину неграмотным, в основном - сельским населением и мизерным процентом инженерно-технических и научных кадров.
Авиастроение, моторостроение и цветная металлургия находились в зачаточном состоянии. Достаточно сказать, что в царской России вообще не выпускали шарикоподшипников и карбюраторов для авиадвигателей, авиационного электрооборудования, контрольных и аэронавигационных приборов. Алюминий, покрышки колес, резиновые шланги и даже медную проволоку приходилось закупать за границей.
За последующие 15 лет авиапромышленность вместе со смежными и сырьевыми отраслями была создана практически с нуля, причем одновременно со строительством крупнейшего в мире на тот момент военно-воздушного флота.
Разумеется, при столь фантастических темпах развития серьезные издержки и вынужденные компромиссы были неизбежны, ведь опираться приходилось на доступную материальную, технологическую и кадровую базу.
В наиболее тяжелом положении находились самые сложные наукоемкие отрасли - двигателестроение, приборостроение, радиоэлектроника. Надо признать, что преодолеть отставание от запада в этих областях Советский Союз за предвоенные и военные годы так и не смог. Слишком велика оказалась разница в "стартовых условиях" и слишком короток срок, отпущенный историей.

Ё

Цитата: Kirilius83 от 01.04.15, 09:01:22
Не нада читать историков, да и романы - это романы, а не документалистика.
Рекомендую к прочтению Черток Б.Е. "Ракеты и Люди" Т.1 - он там как раз вначале вкратце описывает как авиацию помогал поднимать перед самой войной.

Сынок! Что "нада", а чего "не нада" - мы как-нибудь сами разберёмся! Дело в том, что некоторые читают книги, любуются картинами, слушают классическую музыку, чтобы самим делать вещи красивые, принципиальные... Тот же Платонов - это определённый уровень, это - своя эстетика надежды - строй мысли людей, "пережЁванных" трагичесим этапом истории...

Цитата: Kirilius83 от 01.04.15, 10:03:35
Если я не путаю, то катки - обрезиненные. И скорей всего речь идет о том, что резина на ободах не жила - думаю это скорее связано с качеством самой резины (может её не вулканизирвоали толком?). А раз тигровские катки на этих же гусеницах и этой де ходовой жили - то вопрос уже не в ходовой, нагрузках или дорожке на гусеницах, а именно в резине - либо её там недостаточно, либо она не такая.

На серийных машинах не было даже глушителей... А "срок жизни" танка составлял 2-3 боя... Если дело было при наступлении, то можно было хоть на запчасти подбитые машины пустить.

Ё

Цитата: Вячеслав от 25.02.15, 16:11:10
Последняя фраза не устарела за 75 лет. Ни денег, ни материалов, ни хороших мастеров...

Как известно, "победителей не судят"... Вот только - кого считать победителями, а кого считать виновными в смерти тех, кто горел в 34-ке? Мой тесть горел в 34-ке в Манчжурии... Я не застал его живым, но жена его цитирует: выбраться из горящего танка было редкостной удачей!.. Наверное, немало полегло танкистов и из-за поломок бортовых редукторов!
Нужны получше чертежи той части трансмиссии, которая "до" бортовых передач. То, что я смог рассмотреть в конструкции бортовых редукторов, наводит меня на невесЁлые мысли: в конструкции много "лишних" деталей, которые, к тому же, значительно ухудшают эксплуатационные и технологические свойства конструкции...     

Kirilius83

Цитата: Ё от 26.04.15, 21:27:35
На серийных машинах не было даже глушителей... А "срок жизни" танка составлял 2-3 боя... Если дело было при наступлении, то можно было хоть на запчасти подбитые машины пустить.
Ха, а причем тут глушители и надежность?  :-)))
2..3 боя - а позвольте уточнить, это наверно потому что подбивали быстро, да?  ::) А не потому что ломался. Поломанный - он ведь до боя просто не доедет  ;) И из двух-трех танков собрать один, если на всех редукторы в одном месте ломаются - как? А до боя ехать не 100 метров, а десяток километров только по дорогам...

ЗЫ а выделение "Ё" - это тоже из серии "красивых и принципиальных"?  :-)))

Golovanev

Записал ролик.  Собственно был вариант и не менять межцентровое в передаче... Применив нестандартный модуль.

https://youtu.be/dSb3nE2uvc4

Снимал ролик с бэк-вокалом - собаки мои гавкают периодически..

Itat

Спасибо большое, Валерий Александрович, за интересную лекцию!!!

Itat

Уважаемые господа, я тут нарыл интересную информацию по поводу надёжности танка Т-34. приведу небольшую выдержку: "Советские танки военного времени рассчитывались на одну операцию, имели ресурс от 100-200 км пробега в начале войны, до 500 км к концу войны, что отражало взгляды на оперативное применение танков и военную экономику. После войны ресурс танков рядом мер пришлось увеличивать до 10-15 лет службы, исходя из потребностей экономики мирного времени и новой концепции накопления вооружений. Таким образом, танков изначально задумывалось не жалеть. Это оружие, зачем его жалеть, им воевать надо."
Вот источник: http://1941-1945.at.ua/forum/44-1210-1#10913

Вячеслав

Цитата: Itat от 26.04.16, 15:47:25
...я тут нарыл интересную информацию по поводу надёжности танка Т-34...
Вот источник: http://1941-1945.at.ua/forum/44-1210-1#10913

...господи, и сколько же после 75 лет после начала войны "образовалось" специалистов, знающих о взглядах и решениях создателей техники гораздо лучше, чем сами разработчики... Несчастный ХПЗ, сколько же его склоняли, склоняют и будут склонять понапрасну...

Falcon555

Цитата: Itat от 26.04.16, 15:47:25
Уважаемые господа, я тут нарыл интересную информацию по поводу надёжности танка Т-34. приведу небольшую выдержку: "Советские танки военного времени рассчитывались на одну операцию, имели ресурс от 100-200 км пробега в начале войны, до 500 км к концу войны, что отражало взгляды на оперативное применение танков и военную экономику. После войны ресурс танков рядом мер пришлось увеличивать до 10-15 лет службы, исходя из потребностей экономики мирного времени и новой концепции накопления вооружений. Таким образом, танков изначально задумывалось не жалеть. Это оружие, зачем его жалеть, им воевать надо."
Вот источник: http://1941-1945.at.ua/forum/44-1210-1#10913
Ну да, это так и было. Но справедливости ради, нужно сказать, что Кошкин (создатель Т-34) совершил пробег на Т-34 из Харькова в Москву, а это далеко не 500 км.

Ё

Цитата: Вячеслав от 26.04.16, 16:29:11
... Несчастный ХПЗ, сколько же его склоняли, склоняют и будут склонять понапрасну...

А что ж его "склонять"-то? Есть книга воспоминаний помощника германского посла в довоенном СССР. Он пишет, что с особой жестокостью Сталин расправлялся с харьковской инженерной школой. Что-то там ему "показалось"...
Кто со мной несогласен в данном вопросе: это - мнение помощника посла. (Между прочим, он и его "шеф" рисковали своими жизнями, пытаясь донести до Сталина в начале мая 41-го информацию о дате нападения на СССР - 22 июня... К "телу" не пробились...)