Обозначение винтов. Группа прочности.

Автор starostakm2, 18.09.14, 01:02:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

starostakm2

Максимальный момент затяжки болтом КАМАХ 10.9 (мерседесовские) равен по каталогу 54,3 Нхм.

Torque

#21
Цитата: starostakm2 от 18.09.14, 23:09:01
В официальном руководстве по ремонту пишут, что затягивают шатунные винты моментом 20 Нхм+ доворачивают на 135 градусов. Максимальный момент затяжки винтов М8х1 категории прочности 12.9 производства КАМАХ равен (согласно каталогу КАМАХ)  63,6 Нхм.
Ну, это и объяснимо.
Если знать покрытие болта, то можно с достаточной точностью рассчитать осевую силу, создаваемую таким вращающим моментом.
Допустим, к=0,4. Тогда Q=23529 Н. А максимальная допустимая нагрузка для болта 12,9 - 39202 Н (т. е. при таком осевом усилии материал болта М8х1 начнёт течь). Вот и остаётся на рабочую нагрузку 15673 Н.  Это рассчитано для момента затяжки 64 Н*м, если кто не понял.
+ Благодарностей: 1

starostakm2

У меня нет информации про то, какой момент соответствует углу доворота в 135 градусов. Как-то  не пытался конвертировать. 

Torque

Цитата: starostakm2 от 18.09.14, 23:51:45
У меня нет информации про то, какой момент соответствует углу доворота в 135 градусов. Как-то  не пытался конвертировать. 
Да я и не у Вас спрашивал. )

starostakm2


starostakm2

Сегодня был в книжном магазине и ради интереса посмотрел мерседесовские мануалы. М112 не нашел, но на М272 и ему подобных моторах винты шатуна затягиваются в 3 приема: 1. Затянуть моментом 5 Нхм;  2. Затянуть моментом 20 Нхм; 3. Довернуть на 90 градусов.   перед затяжкой винты рекомендуют смазать моторным маслом. Вопрос - зачем?

Goran

Цитата: Torque от 18.09.14, 22:49:15
А ......
- это ещё ..... сколько .....?
"Сколько" - это точка отсчета для  "насчет подумать".
Хотите экономию времени - придерживайтесь рекомендаций разработчика.
Хотите экономию денег – проанализируйте условия и пересчитайте параметры.
* * *
Начальный момент затяжки для сопряжения поверхностей не превышает максимально допустимый для класса 10.9.  По оставшейся разнице пересчитайте градусы, что мешает?. Существует математическая зависимость Момент-Усилие – Угол поворота.
Исходные данные для расчета по классу 12.9 – полные, по классу 10.9 неизвестен только угол. Геометрия одинакова, условия работы – тоже, качество поверхностей (предположительно) не различаются.
Вот для примера анализ "на вскидку"....
Разница между величинами максимально допустимых моментов затяжки рассматриваемых винтов согласно каталогу  составляет 15%.
Величины моментов затяжки при контрольных измерениях находятся в таком же процентном пределе. Что мешает в условиях "чрезвычайно персонализированной" сборки вывести все моменты затяжки на максимум (докрутить)?
  Проанализировав в условиях ремонта параметры повторного применения имеющихся винтов б/у и установки новых но "меньшего" класса, я не удивлюсь если эта процентная разница так же сойдет на нет.   
Так что поле для деятельности ...более чем!
 
  И заметьте, это всего лишь поверхностное наблюдение...Если поковыряться в самих методиках расчета болтового соединения откопать 25% "левого" запаса особого труда не составит.
В этой плоскости как раз и лежит ответ на вопрос ....   
Цитата: starostakm2 от 18.09.14, 01:02:31
...... АвтоВАЗ, .....почему нельзя - не объяснили. Многие люди применяют эти винты взамен "родных", говорят, что все работает,....
+ Благодарностей: 1

Goran

Цитата: starostakm2 от 19.09.14, 18:38:21
.... Довернуть на 90 градусов.   перед затяжкой винты рекомендуют смазать моторным маслом. Вопрос - зачем?
Если условно, то ... смазали - "доворот" на 90 градусов, не смазали (смотрите приору) доворот на 135 градусов. Масло... коэффициент трения ... и тыды и тыпы.   
+ Благодарностей: 1

Torque

Цитата: Goran от 19.09.14, 18:55:04
"Сколько" - это точка отсчета для  "насчет подумать".
Ну, а что тогда Вас не устроило в сообщении:
Цитата: starostakm2 от 18.09.14, 20:50:38
Затягиваются они моментом 20 Нхм+ доворачиваются на угол 135 градусов.
? Вы не подумали?

Цитата: Goran от 19.09.14, 18:55:04
Хотите экономию времени - придерживайтесь рекомендаций разработчика.
Хотите экономию денег – проанализируйте условия и пересчитайте параметры.
* * *
Начальный момент затяжки для сопряжения поверхностей не превышает максимально допустимый для класса 10.9.  По оставшейся разнице пересчитайте градусы, что мешает?. Существует математическая зависимость Момент-Усилие – Угол поворота.
Исходные данные для расчета по классу 12.9 – полные, по классу 10.9 неизвестен только угол. Геометрия одинакова, условия работы – тоже, качество поверхностей (предположительно) не различаются.
Вот для примера анализ "на вскидку"....
Разница между величинами максимально допустимых моментов затяжки рассматриваемых винтов согласно каталогу  составляет 15%.
Величины моментов затяжки при контрольных измерениях находятся в таком же процентном пределе. Что мешает в условиях "чрезвычайно персонализированной" сборки вывести все моменты затяжки на максимум (докрутить)?
  Проанализировав в условиях ремонта параметры повторного применения имеющихся винтов б/у и установки новых но "меньшего" класса, я не удивлюсь если эта процентная разница так же сойдет на нет.   
Так что поле для деятельности ...более чем!
 
  И заметьте, это всего лишь поверхностное наблюдение...Если поковыряться в самих методиках расчета болтового соединения откопать 25% "левого" запаса особого труда не составит.
В этой плоскости как раз и лежит ответ на вопрос ....
Вода, вода, кругом вода...
Это Ваше "придерживайтесь", "проанализируйте", "пересчитайте" и пр. адресуйте, пожалуйса, кому-нибудь другому. Я об этом Вас не спрашивал. Если не знаете ответа, так и пишите. Повторю его, кстати, а то Вы любите отвечать на вопросы, которые Вам не задавали.

Цитата: Torque от 18.09.14, 22:49:15
А
Цитата: starostakm2 от 18.09.14, 20:50:38
+ доворачиваются на угол 135 градусов. 
- это ещё дополнительно сколько Н*м?

starostakm2

#29
А, кстати. Просматривая мерседесовские мануалы заметил, что они рекомендуют менять винты в зависимости от удлинения (абсолютной деформации) стержня. Так для одного мотора (не помню его  модель) длина стержня шатунного винта 38 мм, и если стержень удлинился до 38,4, то его меняют. Удлинение равно 0,4 мм. На другом моторе применены винты с номинальной длиной стержня 39,5 и при этом макимально допустимая длина стержня винта равна 40,5 мм. Т.е. допускается удлинение аж на 1 мм. Видно, что разница большая. Вот что-то спецы АвтоВАЗа молчат по поводу объективных цифр. Подтверждают лишь, что гарантированно выдерживают три затяжки, но про величину удлинения молчат. Если знать  максимально допустимое удлинение, то уже проще делать выводы о пригодности винта, и не надо гадать и предполагать, сколько раз двигатель разбирали-собирали. Все не для людей, короче.
+ Благодарностей: 1

Dometer

Цитата: Goran от 19.09.14, 18:58:31
Если условно, то ... смазали - "доворот" на 90 градусов, не смазали (смотрите приору) доворот на 135 градусов. Масло... коэффициент трения ... и тыды и тыпы.   
Смазывают, чтобы при довороте больше затягивался [удлиннялся], и меньше скручивался. Скрутку болта желательно устранять небольшим обратным отворотом.

Для ради повторного использования болтов их изначально следует метить и ввёртывать исключительно в "свои" дырки. А после первого выверта промерить каждый болт (вдруг у них изначально разная длина), и уже от этой [индивидуальной] длины "откладывать" эти ужасные 2,5 % удлиннения.
+ Благодарностей: 1

Николай

Это для космических технологий, или нам тоже можно? :%:

Dometer

"Космические технологии" - это когда поюзанные болты выбрасываются.  Всё остальное - нищебродство.
+ Благодарностей: 1

Николай

Понятно. Или космические технологии, или нищебродство. Третьего не дано...
(Извиняюсь за увод от темы)
+ Благодарностей: 1

starostakm2

Доброго времени суток! сообщаю, что использовал  повторно "родные" болты.  При затяжке ничего не оборвалось, но , правда, мне кажется, что из-за погрешности угломера я их не довернул на 5-10 градусов. (т.е. получилось 125-130 градусов ). Вот сижу думаю, критично ли это.

Dometer

Цитата: starostakm2 от 30.09.14, 02:10:49
из-за погрешности угломера я их не довернул на 5-10 градусов. (т.е. получилось 125-130 градусов ). Вот сижу думаю, критично ли это.
Думаю, что это - правильно. Ведь при каждой затяжке болт испытывает пластические деформации. С каждым циклом пластической деформации материал болта теряет пластичность. И, теоретически, с каждым поюзом болта следует сокращать угол доворота. Но на сколько сокращать - вопросы слишком суровых наук и экспериментов.  Но для N-го поюза представляется , что угол доворота  мог бы быть убавлен и не на 10%, а на все 20%.
(Тут бы пригодился контроль удлиннения болта отъ исходного (нового) состояния. Но как же проконтролировать уже ввёрнутый болт ? (Да и свежий болт вы не мерили !))
+ Благодарностей: 2

Goran

Цитата: Torque от 19.09.14, 20:52:58
.....Вы не подумали?
Вода, вода, кругом вода...
....
Пользователь форума априори - "Доттори", фанатикам педантичной  скрупулезности (имя, сестра, имя ©) "насиловать" следует "молчаливый " первоисточник!
Цитата: starostakm2 от 19.09.14, 23:22:51
..... спецы АвтоВАЗа молчат по поводу объективных цифр. ....

Цитата: Dometer от 01.10.14, 10:40:53
Думаю, что это - правильно. ...
...... угол доворота  мог бы быть убавлен и не на 10%, а на все 20%.....
Относительно каких параметров приубавлены? Которые указанны в мануале для ТО? По поводу "объективных цифр" см. выше.
+ Благодарностей: 1

Torque

Цитата: Goran от 02.10.14, 18:34:15
Пользователь форума априори - "Доттори", фанатикам педантичной  скрупулезности (имя, сестра, имя ©) "насиловать" следует "молчаливый " первоисточник!
Прошлогодние грибочки?

starostakm2

Да, ни разу не "юзаные" винты (то бишь новые) я не измерял, но те, которые использовал повторно - промерил штангенциркулем. Измерял длину стержня болта. Всего было измерено 8 винтов. У 6 винтов длина стержня 44,3 мм., а у двух - 44,4 и 44,5 соответственно. Предполагаю, что номинальное значение длины стержня винта равно 44 мм. А, я ещё забыл про один момент: на винтах (на резьбовой части) был тонкий слой моторного масла, т.е. они были окунуты в масло, потом потавил их, чтобы  масло стекло и после этого я их затянул.

Torque

При одном и том же моменте затяжки, растягивающее усилие будет больше в том винте, который смазан. Ибо трение меньше. Поэтому, например, колёсные болты очень противопоказано смазывать, как этого бы ни хотелось.