Принципы конструирования.

Автор Goran, 27.02.13, 11:00:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

JIK

Навеяла эта тема. Хотелось бы перенести, уходящее в сторону в ней обсуждение, сюда.
Предлагаю порассуждать еще и на такую тему:
При конструировании любого изделия конструктор постоянно стоит перед выбором принятия какого-либо решения, взвешивает "за" и "против" и подчас сложно выбрать, что лучше. В последние года 2 работы я стал формулировать для себя определенные принципы, которые мне помогают принять верное решение. Принципы простые и известные, вот некоторые:
Минимальная масса
Технологичность
Малогабаритность
Эргономичность
Минимальная стоимость
Внешний вид и др.
Алгоритм пользования таков: в начале работы над изделием, выделяю 1-2 доминирующих принципа и при спорном вопросе не задумываясь склоняю чашу весов в пользу доминанта. Например: выбран принцип "малогабаритность" стоит простой вопрос что лучше: ввести новую номенклатуру винтов или увеличить толщину стенки в пользу унификации - вводим новые винты; уменьшить/увеличить радиус скругления в пользу габаритов или склониться к унификации режущего инструмента  - меняем радиус. Соответственно был бы принят принцип "технологичность" было б наоборот. Нужна эргономика эстетика - "забываем" про стоимость и технологичность и пр. Я не знаю, возможно потому что я весы по гороскопу и мне сложно перевешивать туда-сюда, но работать стало в сто раз легче и быстрее. Пользуетесь ли вы принципами? Возможно, имеет смысл сформулировать доминирующие принципы по отраслям. Что все должно быть "супер-пупер" - это понятно, но также не бывает, куда-то нужно перевешивать. Как у вас, чем вы руководствуетесь?

Resfeder

Цитата: Алхимик от 27.02.13, 20:23:24
Интересно для чего в чертеже графа "Технический контроль"? ...
Уважаемый Алхимик! Увы, Вы не правы!  :) "Тех. контр." - это не "Технический контроль", а "Технологический"! В принципе, а что может быть под термином "Технический контроль"?

Алхимик

Resfeder к моей печали сталкивался только с "Разработал", "Проверил" и "Утвердил". Но вижу последствия отсутствия этапа предварительной подготовки производства...

ElKaa

ЦитироватьМинимальная масса
Технологичность
Малогабаритность
Эргономичность
Минимальная стоимость
Внешний вид и др

На мой серый взгляд заведущего инженера все почти так.
Это хороший тон любой конструкторской школы.
Только малогабаритность и есть,к тому же, мин. вес-масса.
Известный упор между прочностными параметрами и , как правило заданным в ТЗ , габаритами+посадочными местами+ограничением по массе
Эргономичность и внешний вид - тоже  тесно переплетены,даже книжки есть  по пром.дизайну,  эта концепция  имеет место бытьс 30-х годов 2-вв.
Технологичность -- зависит  от производственной базы и  денег, которые у Вас есть. .  В любом случае, в штампе чертежа следующая подпись после  разработчика - технолога, согласно  старым советским ГОСТам на разработку образцов времен расцвета родимый промышленности
Еще хотелось бы добавить "лаконичность" конструкции - простые решения чаще обеспечивают надежность и ремонтнопригодность

Алхимик

Когда то читал было интересно, не для проектирования изделий, но есть что почитать)

Гибкая методология разработки

Чем хуже, тем лучше — подход к разработке программного обеспечения, объявляющий простоту реализации и простоту интерфейса более важными, чем любые другие свойства системы. Этот стиль описан Ричардом П. Гэбриелом (Richard P. Gabriel) в работе «Lisp: Good News, Bad News, How to Win Big» в разделе «The Rise of 'Worse is Better'» и часто перепечатывается отдельной статьёй.

Гэбриел описывает подход так:

Простота: реализация и интерфейс должны быть простыми. Простота реализации даже несколько важнее простоты интерфейса. Простота — самое важное требование при выборе дизайна.
Правильность: дизайн должен быть правильным во всех видимых проявлениях. Простой дизайн немного лучше, чем правильный.
Логичность (последовательность): дизайн не должен быть слишком нелогичным. Иногда можно пожертвовать логичностью ради простоты, но лучше отказаться от тех частей дизайна, которые полезны лишь в редких случаях, чем усложнить реализацию или пожертвовать логичностью.
Полнота: дизайн должен охватывать как можно больше важных ситуаций. Полнотой можно жертвовать в пользу остальных качеств и обязательно нужно жертвовать, если она мешает простоте. Логичностью можно жертвовать в пользу полноты, если сохраняется простота (особенно бесполезна логичность интерфейса).
Гэбриел считает язык C и систему Unix примерами такого подхода



«Философия UNIX гласит:
Пишите программы, которые делают что-то одно и делают это хорошо.
Пишите программы, которые бы работали вместе.
Пишите программы, которые бы поддерживали текстовые потоки, поскольку это универсальный интерфейс».
Обычно эти высказывания сводятся к одному «Делайте что-то одно, но делайте это хорошо».


Бритва Оккама
В этом смысле Альберт Эйнштейн так сформулировал принцип «Бритвы Оккама»: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».



YAGNI
Принцип «YAGNI» (англ. You Ain't Gonna Need It — «Вам это не понадобится») — процесс и принцип проектирования, при котором в качестве основной цели и/или ценности декларируется отказ от избыточной функциональности, — т. е. отказ добавления функциональности, в которой нет непосредственной надобности.


И на последок более приближенное к проектированию (не разработке программного обеспечения), но если у вас работает группа конструкторов то можно многое почерпать из книг программистов в этом направлении).

Разделение ответственности (Separation of Concerns, SoC)[1] — один из основополагающих принципов инженерного дела.

Инженерное дело
Иначе инженерия — это совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие услуги и консультации.



Формулировка Принципа Калашникова:
Избыточная сложность — это уязвимость.
Сей есть краеугольный камень грамотного проектирования чего угодно.

JIK

Цитата: ElKaa от 27.02.13, 21:53:56
Это хороший тон любой конструкторской школы.
Это понятно! Я говорю о доминирующих направлениях, у кого какие и, как грамотно выбрать одно - два для конкретной отрасли?

JIK

"Простота" хороший принцип, но, думаю, программисты несколько исказили принцип калашникова, подразумевалась простота использования (эргономика), а не простота конструкции - ак, весьма, не простое изделие. А при конструировании, больше прослеживается тенденция к усложнению все-таки, на мой взгляд.

Алхимик

Тогда представляю вашему вниманию:Джонатан Айв. Дизайнер с большой буквы Хотя все зависит от целевой аудитории покупателей...
+ Благодарностей: 1

Starik

Цитата: JIK от 27.02.13, 20:59:01
Навеяла эта тема. Хотелось бы перенести, уходящее в сторону в ней обсуждение, сюда.
Ваше пожелание исполнено :um:. Вот только точку разделения той темы я выбрал по своему разумению 8-).

Kirilius83

Ох-хохо. Вечный спор технологов и конструкторов - каждый хочет что у него было поменьше голоной боли, и пофиг что за счет других.
  :)

Конструктор не обзан знать, как будут делать деталь. Но он обязан иметь общее представление об изготовлении, о стандартных операциях (точение, сверление, фрезерование и т.д.), о стандатных схемах закрепления заготовки на станке. Ну а что нестандартное - просто согласовывать с технологами, по возможности.
Кстати, очень часто говоря что конструктор-де должен знать технологию, забывают что и технолог должен знать конструирование  ;) Т.е. знать откуда берутся размеры и допуска, как считается размерная цепочка, и понимать почему конструктор поставил именно этот допуск. И кстати иметь представление о рассчетах на прочность, вибрации, износостойкость. Вот когда технолог будет уметь проектировать, вот тогда пусть на конструктора и наезжает  88))

Вообще же, технология по своей сути идет после конструирования: конструктор придумал, а технолог думает как это изготовить. Есть вопросы/предложения - идет к конструктору и обсуждает. И если конструктор сказал, что термообработка необходима и иначе никак - то либо искать термичку, либо не делать изделие вообще. Между прочим, история знает немало случаем, когда под конкретные детали делают спец станки, и то и спец цеха или даже заводы! Банально - гребные винты. Обработка лопастей - это проблема, но по другому никак, и делают ведь))))) И обработка турбинных лопаток - это вообще целая отрасль  :)
Вобщем, расслабились господа технологи, сейчас у них появились 5-координатные станки, позволяющие по программе обрабатываь криволдинейные поверхности и вообще точно позиционировать инструмент. А раньше как технологи изгалялись? Вон, многошпиндельные сверлильные станки мудрили, кондуктора....

Я даже больше скажу - вообще все станки впринципе проектируют под конкретные детали. И никак иначе.

Jean

Много солидных ссылок..... А ведь научную работу писать никто не собирается. Знаете за свою рабочую "смену" для себя выяснил несколько правил, и стараюсь их соблюдать.
1. Конструктор в первую очередь ремесленник.
2. При работе на предприятии необходимо работать исходя из технологической возможности этого предприятия.
3. Кооперация - упущенная выгода предприятия.
4. При работе "соло" на стороне неизбежны косяки и недовольство заказчика, вне зависимости от результата.
5. Игнорирование технолога снижает результативность работы в четверо.
6. Не стоит увлекатся усложнениями и экономией. Результат прошли зарубежные фирмы. Пример - редуктора и привода. При стоимости выше в 2-3 раза срок эксплуатации тот же что и у "кондовых расейских". Хотя в наличии меньшие габариты, масса и необязательные гаджеты.
7. 80% начатой работы ошибка.
8. Любование результатом - самообман и непозволительная роскошь.

Kirilius83

+100!!

хоть в рамочку вешай на стенку  :-)))

sulyco

Иван Альбертович, получите в репу  88))

JIK

Цитата: Jean от 28.02.13, 08:40:45
7. 80% начатой работы ошибка.
8. Любование результатом - самообман и непозволительная роскошь.
Вот это, точно!

Starik

Цитата: Jean от 28.02.13, 08:40:45
Много солидных ссылок..... А ведь научную работу писать никто не собирается. Знаете за свою рабочую "смену" для себя выяснил несколько правил, и стараюсь их соблюдать.
1. Конструктор в первую очередь ремесленник.
...............................

В корне не согласен. Конечно, если конструктор не проектирует ничего сложнее болта и гайки, то да. А если создает новое, сложное изделие, то это творческий работник. Своего рода художник. :um:

Цитата: Jean от 28.02.13, 08:40:45
.................................
8. Любование результатом - самообман и непозволительная роскошь.

Здесь тоже не согласен. Если конструктор не любуется своим творением, он тоже опускается до уровня ремесленника по пункту 1.

С остальным - согласен :um:

JIK

Думаю, имеется ввиду излишнее любование! Без удовлетворения результатом и работа не работа!

Starik

28.02.13, 10:08:09 #36 Последнее редактирование: 28.02.13, 11:13:08 от Starik
Цитата: JIK от 28.02.13, 09:59:16
Думаю, имеется ввиду излишнее любование! .......
Я читаю, то что читаю. А остальное это сродни:
ЦитироватьЧто ХОТЕЛ сказать Пушкин А.С. фразой:
"У Лукоморь дуб зеленый
Златая цепь на дубе том...."

Он хотел сказать, что "Зеленый дуб" это могучий русский народ,
А "златая цепь" это оковы, которыми самодержавие опутало этот могучий русский народ.

Не надо искать второго смысла в написанном.  :um:

Андрей Владимирович

Цитата: Jean от 28.02.13, 08:40:45
...
1. Конструктор в первую очередь ремесленник.
...


Цитата: Starik от 28.02.13, 09:43:04
В корне не согласен. Конечно, если конструктор не проектирует ничего сложнее болта и гайки, то да. А если создает новое, сложное изделие, то это творческий работник. Своего рода художник. :um:
...
Ну коллеги вы даёте! С какого перепугу вы термину "Ремесленик" задали негативный смысл? Давайте не будем уподобляться людям которые начинают перевирать изначальный смысл слов!
Цитата: Jean от 28.02.13, 08:40:45
...
2. При работе на предприятии необходимо работать исходя из технологической возможности этого предприятия.
...
Согласен, но не всегда. Если для изготовления такой детали (с необходимыми характеристиками) нужна такая технология, но её у нас на предприятии нет, но есть на другом, будем располагать заказ на другом. Если эту деталь сделать по нашей технологии, но она потеряет часть своего функционала, и мы можем пойти на это (скажем будет служить не 1000 часов, а 700), то будем делать у нас.
Цитата: Jean от 28.02.13, 08:40:45
...
5. Игнорирование технолога снижает результативность работы в четверо.
...
Смотри выше.
Цитата: Jean от 28.02.13, 08:40:45
...
7. 80% начатой работы ошибка.
...

Если 80% - ошибка, то такого конструктора в урну. Если это именно ошибка.
Цитата: Jean от 28.02.13, 08:40:45
...
8. Любование результатом - самообман и непозволительная роскошь.
Цитата: Starik от 28.02.13, 09:43:04
...
Здесь тоже не согласен. Если конструктор не любуется своим творением, он тоже опускается до уровня ремесленника по пункту 1.
...
Разделите любование и гордость. Грань тонкая, но она есть.

Разработками своих конструкторов я не любуюсь, но бывает, что и горжусь.
Гордятся профессионалы, любуются - нарциссы!

sulyco

Новое изделие, будь оно простое, будь оно сложное, разрабатывается в строго определенных рамках технического задания, нормативных документов, технологических возможностей, здравого смысла, наконец, да и зарплаты, наверное. И когда увидишь все эти "стенки", рамки, "потолки" - понимаешь, что творить-то нечего. Надо просто хорошо и качественно делать свою работу.
Например, я бы рад сотворить кораблик с корпусом из стали, которая по плотности соответствует дереву, по прочности титану, а обрабатывалась бы на коленке лобзиком. Но в нынешнем мире дерево отдельно, сталь с титаном отдельно. И лобзик тоже на своей полке. Так что ремесленник. Если не найдется тот, кто заплатит за творчество...
п.с. а вот раньше...

Андрей Владимирович

Не думаю, что тот, кто строил Кижи впоследствии стали миллионерами. Кто как относится к своей работе!