Стремянка: расчет на прочность

Автор KillJoy, 03.02.12, 19:33:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

KillJoy

1. Есть стремянка (см. картинку), нужно определить ее грузоподъемность. С какой стороны начать, какую литературу лучше использовать? (Литературу желательно в виде методички, а не учебника с пространными объснениями). Стремянка сварена из трубы АМг6 30х2.
2. В каком ГОСТе можно найти радиусы гибки для алюминиевых труб? В Анурьеве имеются данные только для стали, латуни и меди.

P.S.: K12 sp1.

sh.nariman

Там указал самое слабое место у стремянки, вес трех человек по 95 кг. Если расчет по предельному состоянию то для АМг6 отожженной проходит. Вертикальные стоики на устойчивость сжатых стержней тоже проходят. Вообще лестничные пролеты и рабочие площадки больше рассчитывают на жесткость, прогиб для них 1/250. Сам трап можно рассчитывать как ферму (металлоконструкции), затем переходить стоики и раскосы.

KillJoy

1. С жесткостью понятно, а где все-таки можно найти методику расчета ферм?
2. Насколько я понял, конструкция справа – более оптимальный вариант. Не будут ли несущие и опорные балки ослаблены тем, что сварные швы всех подкосов и стяжкек сходятся в одном месте? Или это зависит исключительно от квалификации сварщика?
3. Вы считали нагрузку для случая одновременного наличия на лестнице 3-х человек?
4. Как на картинке отмечено самое слабое место?
5. Вы предложили другой вариант исходя из личного опыта или рекомендаций, указанных в каком-то учебнике? Если второе, то скажите, пожалуйста, название и автора этого учебника (или учебников, если их несколько).

Goran

Цитата: KillJoy от 03.02.12, 19:33:46
1. Есть стремянка (см. картинку), нужно определить ее грузоподъемность. С какой стороны начать, какую литературу лучше использовать? (Литературу желательно в виде методички, а не учебника с пространными объснениями). ..
Методики расчетов можно посмотреть (подобрать) в СНиПах. А на счет лестниц, могу только предложить следующее поищите ГОСТ на лестницы для пожарников, это единственный документ который мне попадался в котором было указано какие нагрузки и в каком месте должны быть приложены. Номер ГОСТа не помню, все было очень давно. Я искал методики проведения испытаний, но так и не нашел! Везде пишут о том, что должны быть испытаны с превышением грузоподъемности на 20%, а вот как - вопрос.   

sh.nariman

#4
Иногда работодатель для экономии средств дают задания не для механиков. Надо было построить цех, где территория была маленькая, и пролеты выходили нестандартные. Стандартные колоны и фермы берут из справочников и просчитывают только сварные швы. Пришлось рассчитывать колоны и фермы. Я использовал учебник, Металлические конструкции написана под руководством Беленя. Слабое место это где указан крутящий момент, там будет вся нагрузка с изгибом и сжатием. Я взял вес трех человек по 95 кг, четверым одновременно передвигаться по стремянке  очень сложно (на пятки наступать будут). Расчет в металлоконструкциях ведут по предельному состоянию, напряжение допускается до предела текучести материала, для АМг6 отожженной 170 МПа.
При расчете узлы ферм заменяются шарнирами и определяют какие элементы работают на сжатие или растяжение. Сжатые детали рассчитывают на устойчивость. Я уже подзабыл многое, посмотрите.

sh.nariman

Как вариант, можно сделать так.

Dometer

Рекомендую свериться с ГОСТ Р ИСО 14122.
Если назначение сей лестницы - перейти по ней на другой уровень - вроде "прокатывает", но если предполагается работа на последней ступеньке - то её [ступеньку] надо как-то шире делать.

Расчёт ферм - см. Строительная Механика.

Цитата: sh.nariman от 05.02.12, 15:58:49...При расчете узлы ферм заменяются шарнирами и определяют какие элементы работают на сжатие или растяжение. Сжатые детали рассчитывают на устойчивость. Я уже подзабыл многое, посмотрите....

Проблема в том, что на предлагаемых конструкциях нет фермы ! Ферма работает [как ферма] когда в узлах пересекаются не менее трёх стержней, а в случае наличия пары соосных стержней - не менее 4-х. Пересечение [линий осей стержней] должно быть чётким - иначе теряется жосткость  [теоретической] конструкции. Выполнение этого требования имеет технологические сложности, которые должен "разруливать" конструктор, проектируя УЗЕЛ фермы так, чтобы не порождать проблемы наложения и прочности сварных швов. Из одних только трубок (да ещё одного диаметра) правильный узел не сделать. Но только "правильная" ферма обеспечивает расчётную жосткость и прочность не взирая на предположение "шарнирности" узлов. Непересечение [осей] стержней приведёт к существенному (возможно многократному) уменьшению жосткости относительно рассчётной.
Если же рассчитывать не как ферму, и не делать допущения о "шарнирности" узлов, то конструкция расчитывается как [статически неопределимая] рама.  Методики рассчёта статически неопределимых рам не существует (но есть мифы, что во времена Третьего Рейха и Сталинкого ГУЛАГа такие рассчёты выполнялись, задействовав особые (из двух дощечек и рамки с визиром) линейки, ритуал камлания которых утерян).


KillJoy

2 Dometer:
1. Лестница должна выдержать одного человека (на всякий случай считается, что толстого, под 120 кг), который по ней поднимется до уровня кузова а/м, переступит в кузов, что-то там сделает и спустится обратно.
2. Насчет разделения швов: делать так, как на картинке?

Dometer

120 кг -  это может быть не толстый человек, но человек крепкого телосложения в зимней дежде/обуви и с тяжёлой сумкой инструментов. А ещё ему может захотеться (оставив на верхней ступеньке сумку) забрать из грузовика 40 кг мешок чего-то там. Тойсть на 150 кг как-то надёжнее рассчитывать.
Во-вторых, пол может быть не ровным, к опорам лестницы может прилипнуть грязь, что вызовет неравномерное распределение нагруза на опоры. Сам человек может встать не по центру - потянется с лестницы за упавшим в кузов преметом, например. Разумно (и с точки зрения прочности ступенек, и веса  конструкции) заузить лестницу до предельного (по ГОСТ 14122) минимума [500 мм], а опоры под высокой стороной немного расширить.

По узлу фермы.
Я не имею достаточного представления об сварных алюминиевых конструкциях. В показанных вами узлах настораживает открытость (негерметичность) внутренних полостей трубок. Мне представляется предпочтительным "пилить" не трубу, а фасонку. Трубки в этом случае можно заглушить, а фасонки заказать вырезать "на лазере".

Однако,  ферма - это не разновидность балки ! Ферма предполагает приложение нагрузки в узлах.  Лестница же нагружается с любой (любых) ступенек.  Но мельчить ферму по шагу ступенек трудозатратно и безполезно. Поскольку наметилось использование [кроме трубок] листа, косоуры лучше сделать в виде балки (полки -  трубки, стенка - лист). Тем более, что по стандартам безопасности положено делать борта-огражения на уровне ступенек. Можно сделать не сплошным листом, а отдельными [впритык] кусками (с шагом ступеней) с дырками для облегчения [большими] и для прохода/закрепления трубок ступенек.

И ещё раз - сверьтесь с ГОСТ 14122. Такое впечатление (по картинке с человеком), что перила в наклонной части высоковаты, а над последней ступеню недостаточно высоки (из-за "бараньего" ухода перил вниз R200). Предлагаю ограничить загиб перил над верхней ступенью 45 градусами (вместо 135) - пусть они выйдут на горизонт, а потом резко повести вниз стойку (до самых ног). А то  R200  отдаляет перила от борта грузовика на эти 200 мм, что не добавляет удобства.

KillJoy

1. Так в зимней одежде этот человек в 500 мм может и не пролезть.
2. Резать будут топором или около того :). Насчет негерметичности не понял – зачем заглушать трубки и как это скажется на прочности конструкции? В окончательной конструкции часть труб разделал под пластины, а перпендикулярные трубы в эти же пластины упер.
3. Высота перил 1100±20 мм, считая от уровня ступеней. Скругления в последней версии сделал одинаковыми.
4. Вы предлагается вынесенное скругление (как в первом варианте слева) сделать справа?

Dometer

1. Между перил можно шире сделать, чем ширина самой ступени. Никогда в гипермаркетах эскалаторы не видели ?
2. Всё САМИ . Негде лазерный крой заказать ? Зимой внутри конденсат начнёт скапливаться внутри трубок, коррозия пойдёт, изнутри , незаметно. И через 8-10 лет эта лестница неожиданно обломится !
3. 1100 - это (по ГОСТ) положено для площадок. Для лестничных перил - от 900.
4. У меня нет на нетбуке просмотрщика компаса. А на память не помню подробности. Кладите gif-tiff.

KillJoy

1. Видел. Только не понимаю смысла этого действия – нагрузку будут нести длинные трубы, а ступенька будет узкой, в итоге изгибающие моменты будут больше из-за близкого расположения ступней, то бишь двух сил.
2. Раскроить есть где, но цех-заказчик хочет сделать как можно дешевле, иначе он рискует вообще не получить денег на проект.
3. Разве алюминий разрушается под действием влаги? Я думал, только железосодержащие материалы подвержены такой коррозии...
4. См. картинку.

Dometer

1.   Смысла два.
a) На узкой ступени не сделаешь шаг влево-вправо. А значит лестница (при сохранении ширины опор) будет устойчивее, ибо нагруз не  будет сильно смещаться от центра.
b) Ступени - одни из самых тяжолых компонентов (их не селаешь ажурными). Короткие ступени легче длинных. И их можно сделать ещё легче если учесть уменьшение изгибающих моментов всвязи с уменьшением пролёта рассчётной балки [ступени](если найдётся ещё более лёгкая труба. А может быть хватит прочности отбортованного с двух сторон люминевог листа (т.е. делать без подступенных труб).
2. Я не настаиваю. Но интересно. Отказ от лазерног кроя - результат технико-экономических прикидок, или "априори"?
3. Я высказал опасения. АМг не есть алюминий. Я же излагаю, что [и так] знаю, но специально разбираться в вопрсах коррозии сплавов не полезу. (Может кто-то знает ?)
4. Нет. Наоборот. Дуга скругления только 45 градусов.  А потом сварное соединение труб под прямым углом [вниз](шов плавно зачистить).

А не лучше ли сделать опирание верхней части не на землю [пол], а на борт "штурмуемого" грузовика. Понадобится регулировка уровня первой ступени (если грузовики не одинаковые), но зато лестница сможет переноситься одним человеком.


KillJoy

1. Заказчик хотел именно приставную лестницу (обычная деревянная, которую можно опереть на кузов, есть и так).
2. Можете нарисовать свой вариант правой части перил? Не понимаю, как именно вы хотите загнуть трубу.
3. В приложении последняя версия. Покритикуйте, пожалуйста :)

Dometer

Я думаю, что специфика лестницы с перелазом через борт должно как-то "изуродовать" конструкцию, а не пытаться быть похожей на стандартную лестницу. В разрабатываемом варианте последняя ступенька является как-бы площадкой, хоть по ширине (то бишь длине) "площадка" многократно меньше стандартного для площадок минимума. На эту последнюю ступеньку предстоит ступать ИЗ ГРУЗОВИКА через борт. Возможно, что не видя её, на ощупь [обутой ноги]. Надо попытаться довести её размер вдоль лестницы хотя-бы до длины большого ботинка. Не лишне так же будут невысокие порожки (5-15 мм) с обеих открытых сторон верхней ступени-площадки. Они позволят обутой ногой нащупать край [за который нельзя заступать].
Ту же проблему "ступания в невидимое" должны как-то решать перила. В нормальных лестницах (по ГОСТ) перила выходят на уровень 1100 благодаря достаточному расстоянию от верхней ступеньки до площадки (ГОСТ прямо запрещает подводить последнюю ступень на шаг ниже площадки - только на уровень площадки !). Но ТУТ нет площадки. А удобный поручень - то бишь перилина весьма нужна при перелазе борта грузовика. С другой стороны высокие (под мышки) перила на лестничном марше оказывают отталкивающее [с лестницы] действие. Не забывайте, что 45 градусов - довольно крутая лестница. По сему решение видится в неравномерной высоте перил относительно ступеней. Сопряжение перилины сверху со стойкой предполагает максимальное прближение перил к борту грузовика, а так же приближениие перил к средней [наклонной] плоскости лестничного марша.


KillJoy

1. Подробностей не знаю, но про "перелазить через борт" заказчик ничего не сказал, так что он скорее всего открыт. Единственная цифра, которая у меня есть – высота кузова 1300 мм (на 20 мм ниже последней ступеньки лестницы).
2. Задача рабочего – залезть, закрепить лист металла, слезть, подождать, пока лист поднимут краном, залезть, закрепить следующий лист и т.д. Стоять рабочий во время закрепления будет в кузове, это известно точно, поэтому широкая площадка не нужна.
3. Насчет перил не понимаю: даже если считать от средней плоскости марша, угол все равно будет 45°, что при неравномерной высоте невозможно. Ну а если рабочий в цеху имеет габариты "метр пятьдесят как в высоту, так и в ширину", то "проблемы индейцев шерифа не волнуют".

Dometer

1.   Ну такой он - руский язык. Однозначной трактовки слову "переступить" нет. Словосочетание "в кузов" подразумевает замкнутое пространсво кузова - т.е. с закрытыми бортами. Если бы описали как "переходит на грузовую платформу", то я бы интерпретировал правильно.
2. Ну значит ненужна. Но лишние миллиметры "пропасти" между краем ступеньки и грузовой платформы то же не нужны. То, что откинутый борт не позволит придвинуть лестницу вплотную к краю платформы и соблюсти ГОСТ-овский минимум на этот зазор - не повод игнорировать эту проблему и не предпринять элементарных конструктивных мер по ликвидации излишних миллиметров оного зазора.
3. Я предлагал не соблюдать параллельность между ленией марша и перилами. А уровень перил предлагаю откладывать/соблюдать не от бог-весть какой точки "уровня ступеней", но от середины ступени. Впечатление такое, что ГОСТ Р 14122 вами не был проштудирован. (А там, к стати чётко прописано, на какой нагруз рассчитывать ступень).

Лестница-то какого веса выходит ? Если рабочий подскользнётся на листе полированной стали и, ухватившись за перила, повалится вместе с лестницей ? По-моему опоры под высокой частью лестницы уместно расставить по-шире. Хотя-бы в габарит ручек. Хотя-бы за счёт "выпячивания" опорных платиков в стороны (с уширением подкрепляющих рёбер). Но лучше отвести от вертикали высокие опорные стойки и сделать нижний кониур лестницы трапециидальным в плане.

Kirilius83

Во блин, теорию развели  :-))) А если подойти с точки зрения практики?
1. самое простое для забирания в кузов - приставная лестница или стремянка. размеры - идем в магаз и смотрим из чего там сделано. можно её там же и купить  ;) соответсвенно логически рассудив, не это нужно заказчику  88))
2. нечто более прочное,а значит и более массивное. одной рукой уже не потаскаешь, проще на машине сразу подьехать. т.е. некая платформа с лесенкой. можно сделать побольше - тогда только бригадой/краном двигать. а можно поменьше - тогда 1-2 человека двигать будут.

делал как-то помост в цех. побродив по цеху и посмотрел, как где и из чего сварено, выбрал трубу квадратную (варить проще) 40х40. Платформа 1х2 метра, высота около 1,5м (по шею). стойки в углах усилена подкосами из трубы гипотенузой 0,5-1 м. струна под ступеньки - в одну трубу насторону. ступенька - рамка из трубы с листом рифленки в накладку, втавляется между струн и варится. перила лестницы - внизу косок требы перпендикулятно струне, вверху - вертикально, на них сама перилина из трубы кладется и варится. по периметру площадки тоже перила, высотой по пояс. но потом на одой площадки слесаря часть перил отрезали. ходить без ограждения нисколько не страшно. в целом помост достаточно жесткий, не шатается, человек пять забирались - ему побарабану. поднимают и переносят два человека. да, перила тоньше основы. у меня угол лестницы относительно крутой, около 60 градусов (от горизонта). подгадывал так что бы ступеньки чуть нависали друг над другом. потом сделал эскиз с основными размерами и отдал сварщику со слесарем. сами напилили и сварили))))


в вашем случае рекомендовал бы сделать вверху площадку 1х1 м, ну или 0,8х0,8 но тогда уже не развернутся. если делать совсем маленькую 0,5х0,5 - тогда перила только с одной стороны.  даже платформа 1х1 будет таскаться одним человеком волоком.

KillJoy

#18
1. На ступеньки наносится рифление сваркой (переменная "show" = 1 в главной сборке), так что поверхность гладкой не будет. Что касается опрокидывания, то я проверял так: если на расстоянии 200 мм от перил свесится масса 50 кг, то опрокидывающий момент будет в 1,5 раза меньше момента уравновешивающего. Масса лестницы с учетом всей сварки – около 40 кг. С каким множителем взять момент от человека, повалившегося набок в пределах габаритов лестницы – подскажите, если знаете.
2. На счет ГОСТа предположение правильное. Виноват, каюсь  :shu:
3. От середин ступеней я и откладывал 1100 мм. Потом немного округлил, чтобы длина стоек получилась целой.
4. К сожалению, единственный имеющийся в наличии алюминиевый профиль – круглая труба. Можно имитировать швеллера/уголки сваркой из кусков листа, но это будет слишком много работы.
5. Посмотрел стандарт. Теперь ясно, как именно вы хотели сделать переменную высоту перил.

Dometer

Вот прикинул для пояснения принципа рассчёта
(прикидочные величины; рассчётные значания)
Запас устойчивости лестницы
600 mm ширина по опорам (полуширина =300)
800 mm высота центра масс
854.4 mm радиус из точки опоры до Ц.М.
54.4 mm высота подъёма Ц.М. перед опрокидыванием
40 kg масса лестницы
21.37 J энергия опрокидывания лестницы
- - - - для сравнения - - -
80 kg масса пошатнувшегося человека
1 m/s скорость пошата
40 J энергия пошата
(Формулы - школьная геометрия и физика - не стал "груизить")
Я эту прикидку в электроной таблице сделал. Если ширину по опорам увеличить с 600 до 800 мм (на 33%), то энергия опрокидывания возрастёт до 37 J (на 74%) !