• Добро пожаловать на Форум пользователей ПО АСКОН. Пожалуйста, авторизуйтесь.
 

Уважаемые пользователи,

Хотим проинформировать вас о режиме работы регистрации на нашем сайте.

Зарегистрироваться возможно в рабочие дни, с 8:00 до 20:00 (мск).

Если у вас возникнут вопросы или потребуется дополнительная информация, не стесняйтесь обращаться к нашей службе поддержки. Вы можете связаться с нами по указанным контактным данным на нашем сайте.

Благодарим вас за понимание и сотрудничество. Мы ценим ваше терпение и стремимся предоставить вам лучший опыт использования нашего сервиса.

С уважением,
Команда Ascon

Термины машиностроения и техники.

Автор Renat, 09.12.11, 11:40:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Renat

Здравствуйте уважаемые форумчане!
              Предлагаю в этой теме обсуждать и разъяснять технические термины.
              Объясню мотив.
              Часто встречаются термины, разъяснение которых весьма сложно для восприятия. Из технических и политехнических словарей бывает трудно уловить саму суть термина, без наглядных рисунков (изображений), а и иногда и принципа действия.
              Так, например, термин «цапфа» для меня раньше не представлял полной ясности. Но когда однажды преподаватель объяснил, что «Цапфа – это ось, присоединенная к чему либо (рис.1, желтым цветом)», для меня все стало на свои места, и чуть позже, я полностью понял более сложную, для меня, формулировку из словарей и энциклопедий.
              Иногда привычное устройство именуется «по другому», и возникает вопрос почему воспользовались новым термином при наличии существующего. Разъяснением этого случая может быть особый принцип применения или условия, в которых работает это  устройство, из-за чего именно (принципиальное отличие) знакомое устройство называется «по другому».
              На днях мне попалось термин «сапун», в принципе – клапан или ниппель, тогда почему сапун называется?

sulyco

потому что через него механизм "сопит" - дышит  88))

Nevalimp

у сапуна действительно еще есть какая-то аналогия, а вот "тавотница"????

Kirilius83

Отличается по назначению.
Попробую сформулировать:
Устройство, связывающее какой-либо закрытый объем с атмосферой для выравнивания давлений, при этом не допускающее попадание грязи в этот объем.
Устройство для стравливания излишнего давления в атмосферу (разновидность обратного клапана). Или просо для связи с атмосферой.
А суть - обратный клапан (как правило), только специфический.

Вообще тема достаточно интересна. И как-то уже поднималась на форуме - спрашивали про вал/ось или палец, хотели статейку в Википедии написать. И по объему тянет на отдельный раздел форума: тогда один термин - одна тема. Потом можно и в Вики переносить.....

Кстати, кто может объяснить термин "бабка"? Шкворень? Шип (в машинах)? Шпиндель (чем от вала отличается)?

Kirilius83

Цитата: Nevalimp от 09.12.11, 12:32:57
у сапуна действительно еще есть какая-то аналогия, а вот "тавотница"????
Это вроде бы масленка для смазки? Видимо сленговое название, производное от тавот - старое название солидола.

Nevalimp

Цитата: Kirilius83 от 09.12.11, 12:35:48
Это вроде бы масленка для смазки? Видимо сленговое название, производное от тавот - старое название солидола.
:sun:Вы мне открыли глаза... а мы все ломали голову... кстати, не знаю сленг это или нет, но в инструкциях встречается, причем к иностранному оборудованию

Вячеслав

А еще есть ритцель, штоссель...

sulyco

ЦитироватьВидимо сленговое название
Немного не сленговое. А просто техническое. У Ушакова в словаре Т. - приспособление в механизмах для впуска тавота.
В те далекие времена несколько проще подходили к официальному обзыванию детали-устройства-механизма. Пример - подшипник. Деталька, подкладываемая под (надеваемая на) шип, который, в свою очередь, является всего лишь утонченным (и то не всегда) концом вала. Кстати, если оси шипа и вала параллельны, но не совпадают, то такая комбинация носит название кривошип, а несколько кривошипов, собранных воедино, образуют коленвал.

Вячеслав

Цитата: Renat от 09.12.11, 11:40:00
              Так, например, термин «цапфа» для меня раньше не представлял полной ясности. Но когда однажды преподаватель объяснил, что «Цапфа – это ось, присоединенная к чему либо (рис.1, желтым цветом)», для меня все стало на свои места, и чуть позже, я полностью понял более сложную, для меня, формулировку из словарей и энциклопедий.
           

"Цапфа - это часть вала, лежащая в опоре. Цапфа, находящаяся на краю вала, называется шип, в средней части вала — шейка, воспринимающая осевые нагрузки — пята."
(Это из учебника по ДМ для ПТУ).

Кстати, недавно, в одной из веток, обсуждали 26-ти томную техническую энциклопедию. Стоит туда заглянуть...
Или просто "погуглить" в этих ваших интернетах...

Виктор 1987

Шпиндель - это элемент, который представляет собой цельный или полый вал, конструкция которого обеспечивает закрепление тех или иных зажимных приспособлений, оправок или режущего инструмента. Конструктивное оформление посадочных мест определяется назначением станка. Приспособление навинчивается на резьбу, имеющуюся на конце шпинделя, и центрируется буртиком. Для устранения самоотвинчивания, в некоторых конструкциях имеется прихват, который входит в канавку и прижимается болтом.

sulyco

Цитата: Вячеслав от 09.12.11, 12:55:51
Цапфа - часть вала, лежащая в опоре.
Это из учебника по ДМ для ПТУ.
Вот отсюда и разногласия между гегемоном и итэром. В ПТУ - цапфа - вал, а ВУЗе - цапфа - ось.  88))

Вячеслав

Цитата: sulyco от 09.12.11, 13:02:20
Вот отсюда и разногласия между гегемоном и итэром. В ПТУ - цапфа - вал, а ВУЗе - цапфа - ось.  88))

Т.е. в вузах не поясняют разницу между осью и валом?

Renat

Цитата: Kirilius83 от 09.12.11, 12:34:30

... И по объему тянет на отдельный раздел форума: тогда один термин - одна тема. Потом можно и в Вики переносить.....


Вообще, очень хотелось бы такого, и к каждому термину тогда можно было бы привязывать интересные случаи использования, принципы действия и еще, и еще.
А раздел бы, назывался прямо таки по технически - "Термины и определения".  ;)


Администратор

А вы его наполнять будете постоянно и систематически? Или первый энтузиазм схлынет, и будет болтаться пыльный засохший раздел? :)

Goran

Цитата: sulyco от 09.12.11, 13:02:20
Вот отсюда и разногласия между гегемоном и итэром. В ПТУ - цапфа - вал, а ВУЗе - цапфа - ось.  88))
Самое интересное, что цапфа это ни то не другое! Вячеслав предложил цитату, на которую почему то ни кто не обращает внимание
Цитата: Вячеслав от 09.12.11, 12:55:51
"Цапфа - это часть вала, лежащая в опоре. Цапфа, находящаяся на краю вала, называется шип, в средней части вала — шейка, воспринимающая осевые нагрузки — пята."
(Это из учебника по ДМ для ПТУ)......
ЦАПФА - часть вала! на которой создается опора вращения! Добавьте сюда еще ремарку sulyco
Цитата: sulyco от 09.12.11, 12:52:17
.... Пример - подшипник. Деталька, подкладываемая под (надеваемая на) шип, который, в свою очередь, является всего лишь утонченным (и то не всегда) концом вала....
Вот тогда картина становиться более вразумительной на мой взгляд :)

Renat

#15
            Goran,Goran ....
            Мне было любопытно когда же Вы все таки выскажетесь (в этом я не сомневался ;) )... И вот спорный момент...И Вы тут как тут... :) и я рад этому.
А теперь по делу:
            В том то и причина неясности в терминах, и откуда возник вопрос. Что является критерием однозначности?  Или может правильности?
            Так, учебник Решетова Д.Н. на 317 странице сообщает, что: "Опорные части валов и осей называют цапфами или шейками."
            Но чем более мы углубляемся в основы определения термина тем сложнее получается воспринимаемость, чего я бы, например, не хотел бы.
            Администратору: Спасибо за предложение. Вот по поводу наполнять я не знаю, а вот по поводу спрашивать,так этого хоть отбавляй :) :)
Давайте попробуем, начнем...
    Интересно, на мой взгляд, оформлено здесь.
Мы можем придумать что-то по другому.



По поводу сапуна, чтобы полностью разъяснить ситуацию для меня потребовалось еще и понять принцип его работы:
Цитата: УП "Фаритэкс"
     Сапун 20 является разновидностью фильтра, предназначенного для очистки от пыли воздуха, который циркулирует в пространстве над уровнем масла в гидробаке, установленном в различных гидравлических и смазочных системах.
Сапун 20 соответствует ОСТ2 Г45-2-86.

     Сапун 20 представляет фильтр, состоящий из пластмассового корпуса (1), на наружной поверхности которого размещены фильтроэлемент (3) и кожух (2). Для обеспечения герметичности между корпусом и кожухом установлена прокладка (4).

     Принцип работы сапуна 20 состоит в следующем: когда уровень масла в баке понижается, то создается разреженная среда, чтобы воздух, попадающий в бак и находящийся над поверхностью масла, очищался от механических загрязнений (пыли), он должен проходить через фильтроэлемент сапуна 20. При повышении уровня масла в баке вытесняемый из него воздух через фильтроэлемент выходит наружу.
См.устройство на рисунке .


Goran

Цитата: Renat от 09.12.11, 15:46:55
            Goran,Goran ....
            Мне было любопытно когда же Вы все таки выскажетесь (в этом я не сомневался ;) )... И вот спорный момент...И Вы тут как тут... :) ...
:) Я не нарочно! Я - специально!  :o!:Дело в том, что с этим вопросом я столкнулся 20 лет назад. На раме трактора крепятся цапфы, концы которых имеют сферу для навески рам бульдозерных лопат. Шаровые опоры это тоже цапфы.Так вот этимология слова ЦАПФА следующая. Это иностранное слово пришедшее из немецкого языка. И имеет ряд значений при переводе  Zapfen - затычка, втулка, пробка, шип, стержень, шишка, шпенек. Интересный момент слово Zapfe (без последней буквы) переводится, как конус. Аналогом в славянской группе языков как раз и является шкворень (сворень, свора, "вращение"). В общем где-то так.... Точнее уже не помню "дела давно минувших дней" все забывается и искажается.
Это что то вроде слова "Лахудра"-неопрятная, непричёсанная женщина.  Заимствованно-измененное от французского La Hydra – гидра, и более ранней латыни  Hydra  изначально олицетворявшее горгону медузу с развевающимися волосами-змеями

sulyco

Цитата: Вячеслав от 09.12.11, 13:05:02
Т.е. в вузах не поясняют разницу между осью и валом?
Наверное поясняют. Но принять однозначно, что цапфа - часть вала, но ни в коем случае не оси я не могу при всем уважении к участникам форума и к авторам учебников. И если трактовка цапфы в учебниках для исполнительного звена подразумевает только "валовую" трактовку, то именно это и приводит к разночтению и разрыву информационного потока. Потому как цапфы навески бульдозерных лопат, катков, ленивцев и прочих не являются валами. Это все-таки оси. Ну по крайней мере в вузе мне заложили такое понимание. Но допускаю, что в других вузах могут учить по учебникам для пту, особенно по непрофильной специальности.

Resfeder

Согласен с мнением sulyco! Давайте вспомним определение "вала" и "оси"! Поэтому "цапфа" может играть роль и "вала" и "оси". В автомобиле есть узел "полуось"! Хотя с тех. точки зрения это "полувал".

СВ

Цитата: Resfeder от 10.12.11, 09:55:47
... В автомобиле есть узел "полуось"! Хотя с тех. точки зрения это "полувал".
Если копнуть в историю, то в прародителе автомобильного экипажа - карете, была ось и когда в автомобиле примерно на этом месте появилась аналогичная деталь, то стала полуосью, т.к. представляла как бы две половинки прежней оси. А "полувал" - вряд ли, скорее просто вал.