Параметризация шлицевого соединения (построенного в ВиМП)

Автор СВ, 27.10.25, 15:06:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

СВ

Типичная ситуация: есть пара деталей (вал/втулка) с шлицевым соединением. Нужно построить эту пару в 3Д так, чтобы они были параметрически связаны: изменил вал (втулку) - изменилась ответная деталь.
В К22 шлицы строятся только в 2Д, из 2Д строится и модель, и модель эта перестраивается после изменений в 2Д. Всю деталь в 2Д не построить, потому приходится "достраивать" их в 3Д.
Вот исходя из этих "исходников" нужно создать технологию "Параметризация шлицевого соединения".
Возможно ли это?
- - -
Пока использую такую методику - полуручную, если можно так сказать:
1 - создаю 2Д-вал шлицевой, из него - 3Д-вал шл. (далее сокращаем: 2Д/3Двал шл.), далее 3Д-вал шл. либо служит Заготовкой для Детали ВАЛ, либо "булево" приклеивается к 3Д построениям остальной части Детали ВАЛ.
2 - создаю 2Д/3Д-втулку шлицевую, она - для булевой (№1) операции (далее: 3Д-булевая втулка),
3 - создаю 3Д-булевый вал: из заготовки-вала 3Д-булевой (№2) втулкой вырезаю шлицы,
4 - создаю Деталь 3Д-ВТУЛКА, в ней 3Д-булевым валом вырезаю шлицы.
В случае изменения шлицев вручную меняю параметры шлицев в 2Д/3Двал шл. и во вспомогательных операциях 2 и 3, остальное само перестраивается.
Очень долго.

СВ

 Всё время приходит мысль сделать для шлицевых соединений в ВиМПе то же, что и для шестерёнок - создание в паре, с общими параметрами и редактированием, с записью в память и т.д. Может, это уже есть, в последнем Компасе?
- - -
Нет, не в паре, а в КОМПЛЕКТЕ, т.к. на одном валу, к примеру, может быть несколько "втулок". И наоборот.

GenTAPo

Ну Сергей Васильевич, я от вас такого не ожидал. Делать шлицы на валу булевым вырезанием шлицев втулки??? И почему дальше вал нельзя построить средствами ВиМП? Хоть даже и в 22 версии. Далее ваше предложение. Оно реализовано в 24 версии, но по другому. Если ранее было два приложения, Shaft 2D и Shaft 3D. Возможностей приложения 3D катастрофически не хватало, потому что оно базировалось на библиотеке СИ.
Не буду писать, что не является рекламой.
В 24 версии универсальное приложение ВиМП 3D+2D. В чём суть, можете посмотреть ролики, которые открываются прямо в приложении. И в 22 тоже. То есть, в стартовом окне КОМПАС выбираете, что строить.
Чертёж, запустится приложение 2D, строим и генерируем модель, как и раньше.
Модель, строим модель, но интерфейс построения единый, как у 2D. Только в результате получаете модель и по ней связанный чертёж.
Сборка. Строите передачу сразу в сборке. Поэтому и отсылаю вас, всех, на просмотр роликов, чтобы не было вопросов.
Была одна проблема со сборкой из деталей, полученных из приложения. Если деталь переделывали, она в сборке заменялась, но сопряжения терялись.
Совместно со специалистами АСКОН эта проблема решена. При построении модели или сборки на цилиндрических ступенях формируются поверхности. Контур детали замыкается линиями с точками привязки. Фаски и прочие скругления игнорируются. К поверхностям, точкам и линиям можно привязываться в сборке, накладывать вспомогательные плоскости и пр. Их можно скрыть. И сопряжения в сборке назначаются к этим поверхностям, точкам, прямым и к тому, что вы добавили. В процессе проектирования деталь можно изменить, но привязки остаются.Вал шлицевый модель.m3d
+ Благодарностей: 1

GenTAPo

Приложил модель вместо картинки.

СВ

Цитата: GenTAPo от 27.10.25, 20:00:33Ну Сергей Васильевич, я от вас такого не ожидал. Делать шлицы на валу булевым вырезанием шлицев втулки??? И почему дальше вал нельзя построить средствами ВиМП? Хоть даже и в 22 версии. 
Геннадий Валентинович, дорогой товарищ, отвечу предварительно, т.к. из дому не могу прислать сопроводительные картинки.
Катастрофически не подходит мне работа в 2Д с целью получить 3Д-модель. Начиная от того, что невозможно выдавить отверстие "через всё", или "что-то до чего-то" ... 2Д - это ТОЛЬКО когда нет 3Д, - вот такой мой абстрактный императив. Те же шестерёнки всегда делаю в 3Д (кроме одной разновидности, вам известной), и от ВиМПа мне нужно только построение зубчатого венца. Прежде всего потому, что Двадэшная модель никак не связана с остальным 3Д, и скакать из одной системы в другую - тоже неинтересно.
Про те же ваши перепривязки после изменения "2Д/3Д-модели": у меня модели так часто редактируются, что на одних перепривязках неделю потеряешь... И параметризация с остальными деталями узла!
- - -
А как вы смотрите на это:
Цитата: СВ от 27.10.25, 15:52:13Всё время приходит мысль сделать для шлицевых соединений в ВиМПе то же, что и для шестерёнок - создание в паре, с общими параметрами и редактированием, с записью в память и т.д. Может, это уже есть, в последнем Компасе?
... в КОМПЛЕКТЕ...
Кстати, туда ещё и силовой расчёт можно добавить. Как в шестерёнках. А-А? ;)

СВ

Вот пример: при изменении длины втулки длина отверстия не меняется. И нужно каждый раз подгонять

Golovanev

Зачем же подгонять, достаточно назначить одну из внутренних ступеней "замыкающей".

02.png

Более того в поля ввода (в режиме калькулятора) можно вводить формулы

03.png

GenTAPo

Цитата: СВ от 28.10.25, 08:54:11И нужно каждый раз подгонять
Сергей Васильевич.... Ну я от вас этого не ожидал. По моему вы так зациклились на построении всего и вся в 3D, что даже не хотите и не желаете освоить построение в 2D. Ну если шестерни делать только по принципу деталей машин, "зет на модуль, плюс два модуль", то может и хватит. Но два автозавода - гиганта, один из России, второй из Белоруссии пользуются. Более того изъявляют желание построения своих профилей зубьев, что и реализовано.
По расчёту шлицевых соединений на прочность. Реализовано ещё в 18 версии. Значит, вы просто не смотрите на разные там кнопочки в окнах построения и даже не интересно, для чего они. На форуме часто бывает, сам не попробую, а уже про глюк пишу. Так уж и быть, почитайте мой отчёт по расчёту шлицевых соединений. Может кому реально для дела надо будет, а не только, лишь бы вопрос.Соединения шлицевые_расчёт.pdf

Soultaker

Цитата: GenTAPo от 28.10.25, 11:32:36Но два автозавода - гиганта, один из России, второй из Белоруссии пользуются.
Что за заводы и чем пользуются?

СВ

Цитата: GenTAPo от 28.10.25, 11:32:36Сергей Васильевич.... Ну я от вас этого не ожидал. По моему вы так зациклились на построении всего и вся в 3D, что даже не хотите и не желаете освоить построение в 2D.
Уже отвечал, Геннадий Валентинович:
Цитата: СВ от 27.10.25, 23:22:12... И параметризация с остальными деталями узла!
Размеры могут быть увязаны с другими деталями (как Ссылками, так и прямым рисованием Эскиза в Сборке, + компоновочная геометрия (лично не использую) и многое другое... 3Д это может, 2Д - нет.
 Нормальный вариант делать 2Д-шестерню - если только как самостоятельную деталь. Кстати, для автозавода с его массовой продукцией чертить приходится не очень и много.
  Геннадий Валентинович, я не оспариваю плюсы ВиМП 2Д, говорю лишь, что мне он не подходит. И чтобы не блуждать между двумя вариантами, гадая - что в данном случае выбрать, всё делаю в 3Д.
Далее: интерфейс создания ступеней детали в 2Д уступает в возможностях "тридэшному".
Ну и главное, ни разу (исключая примитивные детали, которых почти не встречаю у себя) не увидел выигрыша 2Д перед 3Д, даже несмотря на то, что 2Д может рисовать условный зубчатый венец, а 3Д не может.
Были у меня мысли о "сдруживании" 2Д и 3Д, но увидев, куда идёт развитие этой части ВиМПа, понял - не прокатят они. Тем более, что "внутренней кухни программирования" и ТЗ я не знаю.

z011

Коллеги, здравствуйте!
Объясните, пожалуйста. У меня нет ВиМП. О чем идет речь когда говорят о 2D построениях в 3D модели? Это построения в эскизах? Тогда почему в других случаях эти построения не называют 2D построениями?

СВ

 Это просто: в К22 (про другие (свежие) Компасы точнее скажут другие) шестерня, например, строится в 2Д (в чертеже) и затем одним кликом создаётся по этому построению 3Д-модель. Особенность 3Д-модели - у неё нет ОБРАТНОЙ параметрической связи с 2Д-построением. Каждое редактирование нужно проводить именно в 2Д и перестраивать 3Д-модель. (В принципе 3Д-модель ЧАСТИЧНО редактировать можно, НО: исчезнет между ними связь; параметры зубьев редактировать невозможно.)

Golovanev

Это в 22 так, в 23 и 24 работая от Детали, мы потом создаем связанный (через Приложение ВиМП) Чертеж. И при изменении модели вала в Детали, при переоткрытии модели в Чертеже он будет перестроен.  В 24 версии можно вообще работать от Сборки, создавая сразу передачи, потом соответственно работая с Деталями и так же формируя связанные чертежи.

СВ

 Я в курсе, Валерий Александрович. Вот жду, говорят - возможно в течении полугода. Экономическая ситуация вот только не в ту сторону смотрит ...
Зная мой характер, можете догадываться, что и в К23/24 найду что, найду к чему ... Не обессудьте.
- - -
Смотря на форум, вижу изрядное число К...-К22, так что тема наша ещё не утратила актуальности.

СВ

Цитата: GenTAPo от 28.10.25, 11:32:36По расчёту шлицевых соединений на прочность. Реализовано ещё в 18 версии. ...
Геннадий Валентинович, речь шла об этом:
Цитата: СВ от 27.10.25, 15:52:13... сделать для шлицевых соединений в ВиМПе то же, что и для шестерёнок - создание в паре, с общими параметрами и редактированием, с записью в память и т.д.
Т.е. сделать вот так: см.рис.
Ну и всё остальное (материалы, расчёт, запись в память и пр.) в том же самом духе ЕДИНООБРАЗИЯ!
Не говорю, чтобы повторить, говорю - сделать в паре* и единообразно (т.е. интуитивно понятно и привычно).
(* - в комплекте из нескольких деталей, сопряжённых друг с другом. Например: шлицевой вал и сидящие на нём детали со шлицами.)
Согласитесь, проводить построения/изменения из одного центра гораздо сподручнее. Как сейчас, с ваших слов, в К24 с шестернями и пр.

GenTAPo

Сергей Васильевич. Я вас правильно понял, что надо делать расчёт в сборке, на худой конец, в паре. Начиная с версии v24 такие расчёты и построения начали делаться. И ещё раз объясняю порядок действия приложения 3D+2D. Вы рассчитываете и строите сразу сборку сразу в 3D. Первоначально получаете просто "блины" шестерён, звёздочек с цепями и прочего. Всё входящее сразу сохраняется по указанному адресу и имени. Не отходя от кассы. Тут же выбираете деталь и запускаете её НА ПОСТРОЕНИЕ. Не на редактирование, потому что редактирование здесь, это редактирование передачи, если вам что-то не подошло. А вы строите дальше входящие. После любого "Создать" детали в сборке перестраиваются. И здесь вы не делаете предварительно в 2D. Потом создаёте чертёж и ссылаетесь на модель, как в обычном 3D. При любом перестроение МОДЕЛИ, сборка перестраивается и перестраивается чертёж по запросу.
теперь про очерёдность. Ясное дело, вам сейчас понадобилось шлицевое зацепление и почему его не первое сделали. Очерёдность, однако. Выбор того, что сделано. То, что бледно-серенькое ещё не сделано. Да и в передачах главное зубчатые венцы, к ним потом построение. А у валов, сначала вал, потом шлицы. А это не такое простое дело.Передачи в сборке.png
+ Благодарностей: 1

GenTAPo

Вторая часть ответа для других пользователей. Сомнение в крупных предприятиях? КАМАЗ и БЕЛАЗ, Пермский авиамоторный. Правда, то, что делалось конкретно под их задачи, не нужны стандартным машино и станкостроительным пользователям от слова Совсем. И пример создания в сборке привода ГРМ поршневого авиадвигателя АИ-14. В частности, на спортивных самолётах Як-18 - Як-52 ставят. На первых Камовских поршневых вертолётах ставили. Модификаций от первого варианта до последнего много. Вначале они сами построили. Но по отсутствию опыта были ненужные дублирования, сохранения промежуточных вариантов, потом переделывание. Пришлось самому сделать сборку для демонстрации. На это есть ролик на RUTUB.Привод ГРМ.png