Здравствуйте! Провел расчет в модуле «Валы и механические передачи 3D» для простейшего зацепления с паразитным колесом (оба колеса - одинаковы). Вот параметры расчета:
01 (параметры расчета, стр 1).png
03 (параметры расчета, расчет).png
В результате получилась следующая шестерня:
04 (расчитанная шестерня).png
05 (высоты ножки и головки зуба).png
Это первый случай (внешний диаметр колеса оставлен – расчетный).
Во втором случае немного изменил внешний диаметр (настолько, насколько было допущено программой: хотел назначить 92 мм, но программа сделала диаметр 89,85 мм):
06 (высоты ножки и головки зуба, измененный внешний диаметр).png
Вопрос в следующем. Делительная окружность проходит ниже, чем должна быть в соответствии с формулами для высот ножки и головки зуба:
hf=1.25m;
ha=m.
Фактические высоты для зуба в первом случае
hf=3.64 мм – высота ножки зуба;
ha=4.15 мм – высота головки зуба.
Отношение высот hf/ha=3,64/4,15=0,87. А должно быть 1,25.
Во втором случае:
hf=3.64 мм - высота ножки зуба
ha=4.68 мм - высота головки зуба
Отношение высот hf/ha=3,64/4,68=0,78.
В чем причина и почему есть возможность менять диаметр вершин зубьев, если высоты ножки и головки зуба должны быть конкретно определены и не иметь возможности варьироваться для заданного колеса/шестерни?
Заранее благодарю за ответ прошу прощения, если не понимаю чего-то элементарного.
---
1. Так и должно быть (пока не изучите зубчатые передачи, работу с ВиМП). Диаметрами можно управлять с помощью угла наклона зуба Бетта, коэффициента смещения Х, межцентрового расстояния, ... , понимая при этом, что ты делаешь, а не бездумно нажимая кнопки.
2. Почитайте побольше про зубчатые передачи.
- Когда вы прочтете все эти труды, перед вами откроется истина: воздержание, воздержание, воздержание...
Можете дать конкретные ссылки на пункты и страницы, где можно почитать именно об этом моменте (о высотах зуба)?
Лучше вы. Присылайте файл с расчётом. И пояснение: исходные данные и что хотите получить?
Цитата: СВ от 03.05.24, 08:23:051. Так и должно быть (пока не изучите зубчатые передачи, работу с ВиМП). Диаметрами можно управлять с помощью угла наклона зуба Бетта, коэффициента смещения Х, межцентрового расстояния, ... , понимая при этом, что ты делаешь, а не бездумно нажимая кнопки.
2. Почитайте побольше про зубчатые передачи.
- Когда вы прочтете все эти труды, перед вами откроется истина: воздержание, воздержание, воздержание...
Слово "эти" подразумевает
конкретизацию.
Если уж говорите "А", то и про "Б" не надо умалчивать.
Василий Васильевич, предлагаете прочесть курс лекций, часов на 28?
Цитата: СВ от 03.05.24, 08:55:15Василий Васильевич, предлагаете прочесть курс лекций, часов на 28?
Если у Вас есть желание и соответствующая лицензия на ведение образовательной деятельности, то кто ж запретит-то?
А вообще, я предлагаю уточнить, что Вы подразумевали под фразой "
эти труды".
И в принципе избегать общих фраз типа "идите учить матчасть", ибо здесь у нас
территория взаимопомощи (надеюсь, не забыли еще?)
(Василий Васильевич, я смотрю - опять начинаются поучения, как себя вести, как и что говорить. Ну если так тянет, давайте, УЧИТЕ МЕНЯ, но не в ущерб форуму, не забивая темы , как сейчас принято говорить среди молодёжи, флудом. Например, в личных сообщениях. Можно даже на почту, могу и телефон дать.
А на счёт вот этого: - Когда вы прочтете все эти труды, перед вами откроется истина: воздержание, воздержание, воздержание...
Это юмор. Такой. Можете найти его интернет-поиском.)
По теме же: я предложил автору (т.к. не являюсь сторонником "лечения по телефону", а также потому, что автор только вчера зарегистрировался):
Цитата: СВ от 03.05.24, 08:47:52Присылайте файл с расчётом. И пояснение: исходные данные и что хотите получить?
А вы? Вам вопрос автора, так понимаю, полностью ясен и ответ практически готов?
Все очень просто. Найдите ГОСТ 16532-70 - Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии. И последовательно во всем разберетесь...
Делительный диаметр это всегда M*Z, а диаметр вершин и диаметр впадин считается с учетом коэффициентов смещения... Формулы в ГОСТ.
И высота головки и ножки, это не диаметр вершин минус делительный и делительный минус диаметр впадин. Это просто высота головки и ножки в сумме равная высоте зуба.
Автор ЗАЧЕМ-ТО полез в замеры высот ножки и головки зубьев!
Может быть его смутило то, что ВиМП не дал ему сделать Ф92 ("самовольно" назначил Ф89,85) и потому решил разобраться "от и до"?
Цитата: СВ от 03.05.24, 10:44:50Автор ЗАЧЕМ-ТО полез в замеры высот ножки и головки зубьев!
Может быть его смутило то, что ВиМП не дал ему сделать Ф92 ("самовольно" назначил Ф89,85) и потому решил разобраться "от и до"?
Нет, смутило то, что высота ножки получалась (в т.ч. и в других экспериментах) меньше высоты головки. Но теперь понятно, что сами замеры были неверны.
Резонный вопрос: - А зачем вообще решили мерить ножку/головку? В том смысле, что никто этого не делает...
Цитата: СВ от 03.05.24, 10:55:37Резонный вопрос: - А зачем вообще решили мерить ножку/головку? В том смысле, что никто этого не делает...
Понял, спасибо. Раньше просто никогда не работал в модуле. Вот и бросилось в глаза, что "ножка зуба" (точнее - то, что я ею считал) меньше "головки зуба". Теперь все встает на свои места.
Цитата: Golovanev от 03.05.24, 10:38:58Все очень просто. Найдите ГОСТ 16532-70 - Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии. И последовательно во всем разберетесь...
Делительный диаметр это всегда M*Z, а диаметр вершин и диаметр впадин считается с учетом коэффициентов смещения... Формулы в ГОСТ.
И высота головки и ножки, это не диаметр вершин минус делительный и делительный минус диаметр впадин. Это просто высота головки и ножки в сумме равная высоте зуба.
Благодарю.
Цитата: tekstliner от 03.05.24, 10:59:51Раньше просто никогда не работал в модуле.
Вообще то убил просто! А в чём тогда для передач! Конечно можно в питчах, тот же модуль, выраженный через дюйм. И прав
СВ, не надо превращать форум в филиал учебного заведения. Было письмо от одного преподавателя университета. Он хотел, чтобы отчёт оформлялся по принципу курсового проекта. Текст, что считаем и зачем, формулы, подстановка значений в формулу, результат. И.т.д. Это рабочая программа, для производства, а не для курсовых студентам.
И по вопросу. По пожеланию производителей в версии V19 была дана возможность изменить внешний диаметр в большую сторону, но тоже, зная для чего это. А не просто, захотел сделать побольше. Зачем захотел? На скриншоте объяснение.
Диаметр вершин.png
И в учебниках про это не найдёте.
Цитата: GenTAPo от 03.05.24, 12:40:36не надо превращать форум в филиал учебного заведения.
Сейчас на форуме 163 гостя и 8 пользователей.
А где им Гостям (163 человека) учиться? Их кратно больше пользователей.
Давайте будем милосердны к ним.
Какой доброжелательный ответ был от Golovanev в сообщении 9
Может кто внести ясность, бывают ли прямозубые передачи с изменяющимся межосевым расстоянием?
Вопрос не корректен. Что означает
Цитата: IgorT от 03.05.24, 13:17:14... с изменяющимся межосевым расстоянием?
Как и где меняется? На ходу при работе? Или в расчётах чтобы менялось? Или ...
На ходу при работе.
Цитата: GenTAPo от 03.05.24, 12:40:36Вообще то убил просто! А в чём тогда для передач! Конечно можно в питчах, тот же модуль, выраженный через дюйм. И прав СВ, не надо превращать форум в филиал учебного заведения. Было письмо от одного преподавателя университета. Он хотел, чтобы отчёт оформлялся по принципу курсового проекта. Текст, что считаем и зачем, формулы, подстановка значений в формулу, результат. И.т.д. Это рабочая программа, для производства, а не для курсовых студентам.
И по вопросу. По пожеланию производителей в версии V19 была дана возможность изменить внешний диаметр в большую сторону, но тоже, зная для чего это. А не просто, захотел сделать побольше. Зачем захотел? На скриншоте объяснение.
Диаметр вершин.png
И в учебниках про это не найдёте.
Вообще ни в чем не считал зубчатые передачи до этого.
А вот во всех учебных проектах как раз неправильно показано, что такое ножка зуба и что такое головка зуба. Вот пример:
gear-main-settings-drawing_3.jpg
Или вот:
img65.jpg
И так вот везде...
А получается, что в соответствии с ГОСТом 16532-70 высоты ножки и головки зуба вообще никак не привязаны к делительной окружности (исходя из ответа разработчика Голованева). Правильно?
За ответы спасибо.
Вот как-то так:
Безымянный.png
Где 3,51 - высота головки зуба (на самом деле - 3,5; просто, видимо, рука дрогнула)
Где 4,38 - высота ножки зуба (4,375, окргудленное до сотых)
А точка основания зуба тоже не обязана совпадать с окружностью впадин колеса.
Правильно я понимаю?
Просто Голованев - разработчик, а, значит, этот ГОСТ знает лучше нас (и тем более тех, которые размещают эти изображения). А потому я поверю, скорее, ему, чем тем картинкам. А в идеале - постраюсь сам изучить ГОСТ.
Цитата: GenTAPo от 03.05.24, 12:40:36Вообще то убил просто! А в чём тогда для передач! Конечно можно в питчах, тот же модуль, выраженный через дюйм. И прав СВ, не надо превращать форум в филиал учебного заведения. Было письмо от одного преподавателя университета. Он хотел, чтобы отчёт оформлялся по принципу курсового проекта. Текст, что считаем и зачем, формулы, подстановка значений в формулу, результат. И.т.д. Это рабочая программа, для производства, а не для курсовых студентам.
И по вопросу. По пожеланию производителей в версии V19 была дана возможность изменить внешний диаметр в большую сторону, но тоже, зная для чего это. А не просто, захотел сделать побольше. Зачем захотел? На скриншоте объяснение.
Диаметр вершин.png
И в учебниках про это не найдёте.
ТС, я так понимаю, под модулем подразумевал приложение Компаса, а не параметр зубчатого колеса.
Интеллигентно объяснять долго, поэтому попробую по «колхозному», то есть грубо и с минимумом теории. Не обижайтесь.
Всё, что дальше написано, относится к Вашему первому посту.
Дело в том, что чтобы пользоваться какой-либо программой, механизацией, автоматизацией, надо уметь это делать вручную.
Вам тут советовали посмотреть ГОСТ. Правильно! С этого и начните.
А я возьмусь за критику.
Вы ввели в таблицу исходные данные.
П.1 число зубьев 23.
П.2 модуль 3,5.
Пропускаем пункты.
П.10 коэффициент смещения исходного контура 0,21
П.11 тип зуборезного инструмента - фреза.
Вопрос: откуда взялся коэффициент смещения 0,21 при числе зубьев 23??? По «колхозному» прямозубые передачи с числом зубьев 17 и выше выполняются без смещения! По ГОСТ кинематические передачи имеют коэффициент смещения равный нулю при Z=17 и более. Силовые передачи при Z=21 и более имеют коэффициент смещения ноль.
Вопрос о том, почему в Вашем случае (при Z=23) программа автоматически проставила коэффициент смещения 0,21, оставлю открытым.
Вопрос о том, почему у Вас программа не запросила какая у Вас передача: кинематическая или силовая, оставлю открытым.
Совет: смените коэффициент смещения с 0,21 на 0,0 вручную и не морочьте голову.
Идём дальше.
Вы сделали расчёт с коэффициентом смещения 0,21. Хорошо. А привели данные только одного колеса. А второе где? У него то смещение «пойдёт в минус». Интересно же.
Дальше я просто копировал Ваш текст.
«Это первый случай (внешний диаметр колеса оставлен – расчетный).
Во втором случае немного изменил внешний диаметр (настолько, насколько было допущено программой: хотел назначить 92 мм, но программа сделала диаметр 89,85 мм):»
Это как его можно изменить, если он считается однозначно? Одна цифра. Там ничего не изменить. По Вашим данным у меня получилось 88,97. Откуда «хотелка» на 92мм?
«Вопрос в следующем. Делительная окружность проходит ниже, чем должна быть в соответствии с формулами для высот ножки и головки зуба:
hf=1.25m;
ha=m.»
Это формулы для передач без коррекции. Поставьте коррекцию 0,0 и получите результаты по ним.
«Фактические высоты для зуба в первом случае
hf=3.64 мм – высота ножки зуба;
ha=4.15 мм – высота головки зуба.»
У меня получилось для Ваших условий
hf=3.64 мм
ha=4.235 мм
«В чем причина и почему есть возможность менять диаметр вершин зубьев, если высоты ножки и головки зуба должны быть конкретно определены и не иметь возможности варьироваться для заданного колеса/шестерни?»
Присоединяюсь. Интересно узнать почему? Даже не знаю для чего такую возможность применить.
Но Вы молодец, что задали такой вопрос. Он говорит о том, что Вы «знаете куда идти», но в настоящий момент просто заблудились. Вы всё сможете и разберётесь самостоятельно. Возьмите, если возможно, бумажный учебник по «Деталям машин». Найдите в интернете «Методические указания» по расчёту зубчатых передач (только выбирайте те, в которых «больше написано). Не понятно в одних, возьмите другие. Выберите вариант и посчитайте «на бумаге», с калькулятором его полностью. Это даст Вам опыт. Это, как на велосипеде. Теорию как ездить можно знать наизусть. Но научиться ездить, это только самостоятельно. Никто в голову это умение не вложит. Тренируйтесь и всё у вас получится.
Цитата: tekstliner от 03.05.24, 14:01:04Вообще ни в чем не считал зубчатые передачи до этого.
А вот во всех учебных проектах как раз неправильно показано, что такое ножка зуба и что такое головка зуба. Вот пример:
gear-main-settings-drawing_3.jpg
Или вот:
img65.jpg
И так вот везде...
А получается, что в соответствии с ГОСТом 16532-70 высоты ножки и головки зуба вообще никак не привязаны к делительной окружности (исходя из ответа разработчика Голованева). Правильно?
За ответы спасибо.
Никак они не привязаны к делительной окружности и, по большому счёту, никому не нужны. В большинстве случаев они служат только для вычисления диаметра окружности впадин и диаметра окружности выступов.
Уважаемые корифеи зубчатых передач!
Может кто сообщить, бывают ли передачи позволяющие изменяющие межосевое в процессе работы?
Игорь, ну вам то уже не пристало задавать вопросы, которые у вас потом 20 раз переспросят.
Что значит "изменяющие межосевое"? На 0.25 мм, на 2.5 мм или на все 250?
Главное же - что это устройство должно сделать? Изменить расстояние между осями двух шестерен, непосредственно находящихся в зацеплении, или же передавать вращение с одного вала на n-й вал, между которыми может быть расположена куча промежуточных шестерен (это элементарно, начиная с 3-х шестерен)?
И ещё главнее: это практический вопрос, нужный именно для вас, или "чистое любопытство"?
Сергей! Межосевое меняется на 50 мм. Передача из двух зубчатых колёс. Мощность 200 кВт.
Интересует мнение специалистов по зуб. передача на форуме.
Цитата: алексst от 03.05.24, 21:22:31Интеллигентно объяснять долго, поэтому попробую по «колхозному», то есть грубо и с минимумом теории. Не обижайтесь.
....
А я возьмусь за критику.
....
Вопрос: откуда взялся коэффициент смещения 0,21 при числе зубьев 23??? По «колхозному» прямозубые передачи с числом зубьев 17 и выше выполняются без смещения! По
Добрый день, tekstliner!
Все от безграмотности. Вот так по колхозному у нас передачи и проектируют, не вникая в суть... А чего по нолям коэф.смещения или по рекомендациям, ура!!!
Есть у нас эти рекомендации, есть))) Но. Нет ничего технологически СТРАШНОГО, чтобы испугавшись отказаться от корригирования (корригирование - это применение ненулевых коэф.смещения). Дает же корригирование очень много, и передачу можно сделать попрочнее, и посмотреть на передачу с разных аспектов эксплуатации и выбрать только за счет корригирования наиболее правильную для своих условий работы передачу. Все для этого в приложении есть. В том числе и родной модуль оптимизации.
Но можно шагнуть и шире, если в качестве переменных при оптимизации использовать еще и параметры исходного контура. Что мы и реализовали в модуле интеграции с системой многокритериальной оптимизации IOSO. Живой пример - колесная пара шевронных колес в тележке одного из тепловозов. Оптимизировали, повысили износостойкость и срок службы передачи.
Что касаемо диаметра вершин. Можно его менять, если это необходимо.
Более этот вопрос я комментировать не буду. Кому сильно будет интересно обращайтесь в техническую поддержку АСКОН. Там и встретимся.
Так что с возможностью менять межосевое во время работы? Если возможно, то на сколько процентов номинала?
Цитата: IgorT от 04.05.24, 09:12:20Так что с возможностью менять межосевое во время работы?...
Поставить между ними "паразитку", получится треугольник с двумя постоянными сторонами и одной изменяемой
Цитата: Петрович-47 от 06.05.24, 14:27:15Поставить между ними "паразитку", получится треугольник с двумя постоянными сторонами и одной изменяемой
Вопрос не про паразитку. Интересует именно пара колес, у котых меняет межосевое в процесса работы. Наука допускает такое?
Тогда с конусами поиграть
Цитата: Петрович-47 от 06.05.24, 15:52:24Тогда с конусами поиграть
Да штош такое... На вопрос можете ответить? Наука о зубчатых передачах допускает подобные вольности с межосевым или это мракобесие средневековое?
Таки я Вам варианты накидываю...
Чем Вам конус не нравится? А клиноременная передача? Это же и есть изменение межосевого расстояния.
Надо только пофантазировать и зубья адаптировать к конической поверхности
Если "лишь бы крутилось" - конечно допускает. А вот если "чтоб работало хорошо" - проблема!
Цитата: Петрович-47 от 07.05.24, 08:47:07Таки я Вам варианты накидываю...
Чем Вам конус не нравится? А клиноременная передача? Это же и есть изменение межосевого расстояния.
Надо только пофантазировать и зубья адаптировать к конической поверхности
Спасибо за варианты, но дело не в этом. :)
Спор тут на счет межосевого у пары зуб.колес. Имеют ли право быть, по науке, передачи у которых межосевое меняется в процессе работы?
Здравствуйте все! Премного благодарю за все полезные ответы.
Цитата: СВ от 03.05.24, 08:47:52Лучше вы. Присылайте файл с расчётом. И пояснение: исходные данные и что хотите получить?
Собственно, первоначальный вопрос возник вследствие необходимости восстановить ведущую шестерню передачи станка ЛГ-22. Ведущую шестерню сняли. Ведомое колесо - нет ("три дня разбирать"): замеры пришлось делать в сборе. Поэтому для ведомого колеса диаметр вершин зубьев - приблизительный. Ведущую шестерню мерял отдельно.
Сразу говорю, что восстановительный расчет сделать не получится, поскольку неизвестно межосевое расстояние.
Исходные данные для геометрического расчета:Ведущая шестерня:z
1=23 - количество зубьев
D
1=91.5 мм - диаметр вершин зубьев
d
внутр=76,5 мм - диаметр впадин зубьев
Ведомая шестерня:z
2=46 - количество зубьев
D
2=165 мм - диаметр вершин зубьев
d
внутр=??? - диаметр впадин зубьев (неизвестен)
Сам расчет: проведен в двух вариантах (с рекомендуемыми коэффициентами смещениями и подбором диаметров):
Первый вариант (рекомендуемые коэффициенты смещения):01. Исходные данные для ведущего колеса (стр. 1).png
02. Исходные данные для ведущего колеса (стр. 2).png
03. Итоговое зацепление.png
04. Расчет.png
05. Отчет.png
Второй вариант(подбор диаметров):01. Исходные данные (стр. 1).png
02. Исходные данные (стр. 2).png
03. Итоговое зацепление.png
04. Расчет.png
05. Отчет.png
Во втором враианте смущает то, что коэффициенты смещения "не совсем рекомендуемые". Кроме того - в обоих вариантах диаметр впадин зубьев ведущей шестерни - меньше измеренного (хотя и ненамного).
Просьба проверить расчет и сделать необходимые замечания и исправления (по возможности).
Цитата: IgorT от 07.05.24, 08:59:24Спасибо за варианты, но дело не в этом. :)
Спор тут на счет межосевого у пары зуб.колес. Имеют ли право быть, по науке, передачи у которых межосевое меняется в процессе работы?
Внесу свои пять копеек. Насколько я понял, разбираясь в расчете, межосевое расстояние всегда равно сумме радиусов начальных окружностей (эти окружности совпадают с делительными при нулевых коэффициентах смещения). Эти радиусы зависят от диаметров делительных окружностей и коэффициентов смещения. Делительные окружности, начальные окружности и коэффициенты смещения неизменны в процессе работы передачи. По этой логике то же самое относится и к межосевому расстоянию.
Спорящие утверждают, реальносуществуют и работают агрегаты, у которых можосевое меняется во время работы. Передаваемая мощность передачи более 100 кВт. Как вам такая информация?
Почему инструмент долбяк?
Цитата: IgorT от 07.05.24, 11:07:48Спорящие утверждают, реальносуществуют и работают агрегаты, у которых можосевое меняется во время работы. Передаваемая мощность передачи более 100 кВт. Как вам такая информация?
Возможно, но насколько я понял, у передачи обязательно должны быть окружности "катящиеся" одна по другой во время работы... И это - начальные окружности.
IgorT и иже с ними. Просьба создайте отдельную тему про переменное межосевое и там продолжайте...
Цитата: Golovanev от 07.05.24, 11:10:47Почему инструмент долбяк?
Лично у нас так изготовливаются колеса. В первом варианте - забыл поменять. Думаю, на результаты расчета не влияет.
Цитата: Golovanev от 07.05.24, 11:12:27IgorT и иже с ними. Просьба создайте отдельную тему про переменное межосевое и там продолжайте...
Уважаемый Golovanev!
Надеялся от Вас услышать ответ на свой вопрос. Собственно "да" или "нет". Ведь здесь никто лучше Вас не понимает тему зубчатых передач...
Это сложно?
Цитата: IgorT от 07.05.24, 11:27:45Уважаемый Golovanev!
Надеялся от Вас услышать ответ на свой вопрос. Собственно "да" или "нет". Ведь здесь никто лучше Вас не понимает тему зубчатых передач...
Это сложно?
Я очень сомневаюсь в возможности этого для зубчатых передач.
Цитата: tekstliner от 07.05.24, 11:14:07Лично у нас так изготовливаются колеса. В первом варианте - забыл поменять. Думаю, на результаты расчета не влияет.
Вот тут Вы ошибаетесь, способ изготовления влияет.... А в случае с долбяком, еще и в зависимости от долбяка меняется геометрия зуба.
В частности геометрия переходной кривой (ножка зуба).
Цитата: IgorT от 07.05.24, 11:27:45Уважаемый Golovanev!
Надеялся от Вас услышать ответ на свой вопрос. Собственно "да" или "нет". Ведь здесь никто лучше Вас не понимает тему зубчатых передач...
Это сложно?
Позволю себе ответить, такие передачи существуют. Называются передачи с некруглыми зубчатыми колесами. Есть мат. модели и методики создания таких передач. Они позволяют создавать передачи с переменным передаточным отношением. Есть и вариация с изменяющимся межосевым расстоянием, когда одна из осей вращения имеет степень свободы и способна возвращаться в изначальную точку например усилием пружины.
Цитата: Golovanev от 07.05.24, 11:54:55А в случае с долбяком, еще и в зависимости от долбяка меняется геометрия зуба.
В частности геометрия переходной кривой (ножка зуба).
Можете подсказать, есть ли возможность визуально (или замерами) определить, как изготовлена шестерня (червячной фрезой, или долбяком)? Буду очень благодарен.
Цитата: tekstliner от 07.05.24, 12:06:22Можете подсказать, есть ли возможность визуально (или замерами) определить, как изготовлена шестерня (червячной фрезой, или долбяком)? Буду очень благодарен.
Я думаю нет.
Цитата: westdm от 07.05.24, 12:03:23Позволю себе ответить, такие передачи существуют. Называются передачи с некруглыми зубчатыми колесами. Есть мат. модели и методики создания таких передач. Они позволяют создавать передачи с переменным передаточным отношением. Есть и вариация с изменяющимся межосевым расстоянием, когда одна из осей вращения имеет степень свободы и способна возвращаться в изначальную точку например усилием пружины.
Речь не об этом виде передач.
Актуально для прямозубых цилиндрических.
Наверное уже полтора столетия ни у кого не было проблем изготовить зубчатое колесо взамен изношенной. А геометрический расчёт по диаметрам вершин колёс не пробовали? Или такую широкую кнопку не заметили. Уже тут месяц обсуждаем. Как определить модуль имея перед собой зубчатое колесо, даже объяснять не буду, оскомина уже. Желательно определять по большему колесу, для этого снимать не надо.
Вот окно расчёта вашей зубчатой пары. Диаметры вершин в пределах погрешности ваших измерений. Диаметры впадины вам абсолютно не нужны. По российским, китайским, американским стандартам этот размер разный, но работать передаче не мешает.
По диаметру вершин_1.pngПо диаметру вершин_2.png
А в расчёт блокирующего контура и коэффициентов смещения при ремонтном расчёте лезть абсолютно не надо. Это для проектных расчётов. У вас ремонтный.
Цитата: tekstliner от 07.05.24, 10:59:39Собственно, первоначальный вопрос возник вследствие необходимости восстановить ведущую шестерню передачи станка ЛГ-22. Ведущую шестерню сняли. Ведомое колесо - нет ("три дня разбирать"): замеры пришлось делать в сборе. Поэтому для ведомого колеса диаметр вершин зубьев - приблизительный. Ведущую шестерню мерял отдельно.
Геннадий Валентинович дал довольной подходящий для вас ответ.
От себя: что в ремонтируемой шестерне подходит для измерения? От этого зависит расчёт. Наружный диаметр - подходит, он не изнашивается (если, конечно, зубья не уничтожены), но гуляет в десятку-другую (а то и может оказаться прослаблен); длина общей нормали - если износ мал/отсутствует. Можно даже использовать (для самоконтроля) тосное фото зуба с торца: расчитанный профиль совместить с фото (фото подогнать по масштабу).
Цитата: tekstliner от 07.05.24, 10:59:39Здравствуйте все! Премного благодарю за все полезные ответы.
Собственно, первоначальный вопрос возник вследствие необходимости восстановить ведущую шестерню передачи станка ЛГ-22. Ведущую шестерню сняли. Ведомое колесо - нет ("три дня разбирать"): замеры пришлось делать в сборе. Поэтому для ведомого колеса диаметр вершин зубьев - приблизительный. Ведущую шестерню мерял отдельно.
Сразу говорю, что восстановительный расчет сделать не получится, поскольку неизвестно межосевое расстояние.
Исходные данные для геометрического расчета:
Ведущая шестерня:
z1=23 - количество зубьев
D1=91.5 мм - диаметр вершин зубьев
dвнутр=76,5 мм - диаметр впадин зубьев
Ведомая шестерня:
z2=46 - количество зубьев
D2=165 мм - диаметр вершин зубьев
dвнутр=??? - диаметр впадин зубьев (неизвестен)
Сам расчет: проведен в двух вариантах (с рекомендуемыми коэффициентами смещениями и подбором диаметров):
Первый вариант (рекомендуемые коэффициенты смещения):
01. Исходные данные для ведущего колеса (стр. 1).png
02. Исходные данные для ведущего колеса (стр. 2).png
03. Итоговое зацепление.png
04. Расчет.png
05. Отчет.png
Второй вариант(подбор диаметров):
01. Исходные данные (стр. 1).png
02. Исходные данные (стр. 2).png
03. Итоговое зацепление.png
04. Расчет.png
05. Отчет.png
Во втором враианте смущает то, что коэффициенты смещения "не совсем рекомендуемые". Кроме того - в обоих вариантах диаметр впадин зубьев ведущей шестерни - меньше измеренного (хотя и ненамного).
Просьба проверить расчет и сделать необходимые замечания и исправления (по возможности).
Внесу свои пять копеек. Насколько я понял, разбираясь в расчете, межосевое расстояние всегда равно сумме радиусов начальных окружностей (эти окружности совпадают с делительными при нулевых коэффициентах смещения). Эти радиусы зависят от диаметров делительных окружностей и коэффициентов смещения. Делительные окружности, начальные окружности и коэффициенты смещения неизменны в процессе работы передачи. По этой логике то же самое относится и к межосевому расстоянию.
А почему для ведомой шестерни (то есть колеса) «dвнутр=??? - диаметр впадин зубьев (неизвестен)»? У Вас же есть шестерёнка. Диаметр вершин зубьев померили (165мм). Возьмите штангель, померяйте высоту зуба. Только учтите, что замер будете производить не от наружного диаметра, а от хорды между вершинами двух зубьев. Затем из диаметра вершин вычтите эти две высоты, вот и диаметр впадин.
Цитата: tekstliner от 07.05.24, 12:06:22Можете подсказать, есть ли возможность визуально (или замерами) определить, как изготовлена шестерня (червячной фрезой, или долбяком)? Буду очень благодарен.
Возможны варианты. Всё зависит от того, как делали эти шестерни изначально. Если по «обычным правилам», то возможно. Надо пробовать.
Для этого измерьте высоту зуба у шестерни и у колеса, штангелем. Можете даже вычислить поправку на то, что измеряете от хорды, а не от диаметра вершин зубьев.
Если размеры одинаковые, то это уже хорошо.
Из чего состоит высота зуба? Из высоты головки зуба, высоты ножки зуба и радиального зазора. Вот в этом зазоре можно найти и разницу, и ответ на вопрос.
При нарезании зубьев фрезами радиальный зазор равен c=0,25m. А вот при обработке колёс долбяками и шеверами допускается его увеличение до c=0,35m и до c=0,4m при шлифовании зубьев. Причём в разных источниках вместо слова «допускается» используется слово «применяется», то есть обязательно.
Попробуйте вычислить величину радиального зазора, исходя из того, что высота зуба это два модуля плюс радиальный зазор. Может быть, в Вашем случае, это сработает. Заодно и модуль уточните.
Вот "Ремонтный модуль" в ВиМП, имеется такой?
Ремонт шестерен.png
"Ремонтный модуль" создан по велению времени. Слишком много стало конструкторов, которые не знают с чего начинать. Это не в укор им, а констатация печального факта. Когда я пришёл в КБ в 1977 году, тоже не всё понимал. К тому же после некоторого времени работы технологом. Ну не захотелось сидеть в бумажках и писанине. Но тогда вокруг было много "старших товарищей", от которых можно научиться. И никакого приложения и компьютера не было. Но жили как-то. Уже писал ранее, незачем делать расчёт блокирующего контура и коэффициентов смещения потом. Это для проектного расчёта. Он вас только запутает. А вариантов измерений множество. По обстоятельствам.
Цитата: СВ от 08.05.24, 11:18:16Вот "Ремонтный модуль" в ВиМП, имеется такой?
Ремонт шестерен.png
Имеется, но, как я писал - неизвестно межосевое расстояние. А оно при восстановительном расчете требуется на 4-й вкладке (странице).
Пока придется заняться другим, более срочным вопросом. К этому вернусь не раньше конца следующей недели. За ответы - всем большое спасибо!
Тогда (как мы уже писали): наружный диаметр, длина общей нормали. Второе колесо по наружному и по нормали замеряется?
(Для самоконтроля можно даже вырезать из бумаги полученный по расчёту профиль зуба/впадины и приложить к шестерне.)
Цитата: tekstliner от 08.05.24, 14:48:22Имеется, но, как я писал - неизвестно межосевое расстояние. А оно при восстановительном расчете требуется на 4-й вкладке (странице).
Слов нет... хороших. F1 не пробовали нажать и банально прочитать страницу справки?
Способ замера межосевого расстояния измените.... По паре колес. Неужели и этот размер не сможете измерить?