Форум пользователей ПО АСКОН

Профессиональные вопросы => Конструирование => Тема начата: Rivis от 02.03.21, 09:18:07

Название: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Rivis от 02.03.21, 09:18:07
Здравствуйте, моделирую шестерню посредством  ВиМП 2d, необходимо повернуть шпоночный на 3° от вертикали. В стандартной менюшке положение шпоночного паза можно задать только кратно 90°. Может быть кто-нибудь подскажет, как выйти из положения?
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Golovanev от 02.03.21, 10:56:00
Под зуб шестерни что ли шпоночный паз размещаете? Нет у нас такой возможности для первого шпоночного паза.
Число зубьев шестерни какое?
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: СВ от 02.03.21, 11:08:05
 Может, задачу изменить?
Обычно шпонку стараются поставить в вертикальной или горизонтальной плоскости - чтобы было удобно в чертеже делать разрез. Если деталь имеет зубья, то требуется и зубья повернуть для правильного сопряжения. Я выбираю вариант: шестерню делать сразу в 3Д, там есть указатель углового положения зубьев, его и подгонять после создания Сборки. Соответственно, и шпон. паз делается в 3Д. Можно библиотекой, но я предпочитаю параметрическим эскизом, который и угол может увязать с чем там нужно (если нужно).
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: IgorT от 02.03.21, 11:08:29
Цитата: Rivis от 02.03.21, 09:18:07Здравствуйте, моделирую шестерню посредством  ВиМП 2d, необходимо повернуть шпоночный на 3° от вертикали. В стандартной менюшке положение шпоночного паза можно задать только кратно 90°. Может быть кто-нибудь подскажет, как выйти из положения?
Может рассказать о причинах этой необходимости?
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Rivis от 02.03.21, 11:10:58
Цитата: Golovanev от 02.03.21, 10:56:00Под зуб шестерни что ли шпоночный паз размещаете?.
Число зубьев шестерни какое?
Спасибо за ответы. Да, паз размещаю под зуб шестерни (z=55). Шестерня с немецкой машины, нужно сделать точную копию.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: СВ от 02.03.21, 11:23:01
 ОЧЕНЬ редко паз увязан с зубьями по углу. У вас что - этот редкий случай?
Может, фразу "точная копия" не стоит понимать СВЕРХ буквально?
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Golovanev от 02.03.21, 11:27:16
И в чем тогда проблема?
1.png
2.png

Угол шпоночного паза = 0, число зубьев 55, шпоночный паз под зубом...

Покажите свой чертеж, и чертеж оригинальной шестерни...
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: VLaD-Sh от 02.03.21, 11:42:29
Цитата: Rivis от 02.03.21, 09:18:07Здравствуйте, моделирую шестерню посредством  ВиМП 2d
Последнее время часто вижу, что пользователи увлекаются проектирование через библиотеку и забывают, что можно и руками что-то доделать.
Делайте модель шестерни в библиотека, а потом паз шпоночный выдавите (вырежете) в ручную под углом 3 гр.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Rivis от 02.03.21, 11:48:07
Цитата: Golovanev от 02.03.21, 11:27:16И в чем тогда проблема?
1.png
2.png

Угол шпоночного паза = 0, число зубьев 55, шпоночный паз под зубом...

Покажите свой чертеж, и чертеж оригинальной шестерни...
Чертежа нет. Есть шестерня. Нужно шпоночный паз на 3 градуса сдвинуть влево от вертикали (или соответственно зубья при угле паза = 0).
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Rivis от 02.03.21, 11:50:33
Цитата: VLaD-Sh от 02.03.21, 11:42:29Последнее время часто вижу, что пользователи увлекаются проектирование через библиотеку и забывают, что можно и руками что-то доделать.
Делайте модель шестерни в библиотека, а потом паз шпоночный выдавите (вырежете) в ручную под углом 3 гр.
Согласен, просто думал есть какая-нибудь возможность, сделать это легко и просто в 2д.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Golovanev от 02.03.21, 11:52:42
Зачем поворачивать на 3 градуса? Если вам надо паз под зубом - Я показал что он и так под зубом, в случае проектирования в ВиМП.
Сдается мне я зря время свое трачу....

Какие-то другие нюансы? Вы про них промолчали значит.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: СВ от 02.03.21, 11:55:04
 Предположу, что любезный Rivis - молодой специалист (как конструктор).
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Rivis от 02.03.21, 12:05:30
Цитата: Golovanev от 02.03.21, 11:52:42Зачем поворачивать на 3 градуса? Если вам надо паз под зубом - Я показал что он и так под зубом, в случае проектирования в ВиМП.
Сдается мне я зря время свое трачу....

Какие-то другие нюансы? Вы про них промолчали значит.
Если ось симметрии зуба совпадает с вертикалью, и ось симметрии паза при угле = 0  тоже совпадает с вертикалью, то соответственно оси зуба и паза совпадают. Мне нужно чтобы ось симметрии паза относительно вертикали (и соответственно от оси симметрии зуба), отклонялась влево на 3 градуса.
 ps Я нигде не писал, что нужен паз под зубом.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Golovanev от 02.03.21, 12:13:59
В своем первом ответе Вы написали следующее :

"Спасибо за ответы. Да, паз размещаю под зуб шестерни (z=55). ".... Нечего было так писать значит.

А 3 градуса от оси зуба это не под зубом, это скорее под впадиной примерно. Так как если бы точно под впадиной, то угол был бы - 3градуса16минут22секунды

В общем - делайте вручную.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: СВ от 02.03.21, 12:48:05
Цитата: Rivis от 02.03.21, 12:05:30Мне нужно чтобы ось симметрии паза относительно вертикали (и соответственно от оси симметрии зуба), отклонялась влево на 3 градуса.
Зачем?
Повторю: 99,98% шестерен не имеют связи между пазом и зубьями. У вас она есть? (То, что шестерня-образец именно такая - не обоснование. Обоснование - это особые требования в конструкции.)
Шестерня Шпоночный паз.png
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: IgorT от 02.03.21, 12:56:59
Не пойму, в чем разница: паз от зуба на угол отстоит или зуб от паза? Что за конструкция?
Бывает, иногда, это действительно нужно. Можете показать, что у Вас такой случай?
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: rain от 02.03.21, 13:00:15
Цитата: СВ от 02.03.21, 11:55:04Предположу, что любезный Rivis - молодой специалист (как конструктор).
был у нас как-то конструктор, которому принесли изношенную деталь, чтобы он начертил новую. прямоугольный паз был раздолбан. тот воскликнул "о, ласточкин хвост", начертил "раздолбанный" паз и отдал в производство))
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: YNA от 02.03.21, 13:07:44
В шестерёнках мало разбираюсь, но такие случаи вероятно бывают. Например шестерёнка на коленчатом валу, а возле зубьев расположен датчик положения коленвала, который управляет зажиганием и впрыском. Там точность расположения паза относительно зубьев должна быть по идее очень высокая.
Просто из жизненного случая. У меня эта шестерёнка сместилась на валу (открутилась крепёжная гайка) и двигатель тут же заглох как убитый.  :)
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: IgorT от 02.03.21, 13:36:29
Цитата: rain от 02.03.21, 13:00:15был у нас как-то конструктор, которому принесли изношенную деталь, чтобы он начертил новую. прямоугольный паз был раздолбан. тот воскликнул "о, ласточкин хвост", начертил "раздолбанный" паз и отдал в производство))
:-)))  :-)))  :-)))
Я однажды починяя свой первый аФФтомобиль (ЗАЗ-698Ф) решил заменить резиновые втулки на трубках, идущих с головок блока в картер. Они задубели  и не держали масло. Найти такую з/ч в то время было не реально и я пытался сделать прессформу для этих втулок. Начал с эскиза. Нарисовал как есть, с бочкообразной формой! Мда.. Много людей долго смеялись над этим. :-))) Но я тогда студентом был. 2-го курса... :shu: 
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: GenTAPo от 03.03.21, 17:44:54
Уважаемые коллеги... Даже если вы только начинающие. Ну так ПКМ существует не только для игр! Не ленитесь нажать, хотя бы для того, чтобы себя спросить, а что будет? Вот шестерня тоже построенная в приложении ВиМП. Хочется вам повернуть шпонпаз, у генерированной модели есть дерево построения, а в нём эскиз паза. Хлобыстнули по нему ПКМ и можно найти строку "разместить эскиз". Щёлкнули, уже теперь ЛКМ, потому что это уже команда. И откроется Вам командная строка, где есть угол. Дальше ясно, куда 3 градуса поставить, для оси Х. И не просто потом смотреть, недоумевать и ждать, а зелёную "галочку" нажать.
Но это не лучший вариант. Обычно, нужно повернуть зубчатый венец, чтобы у ответного колеса зуб попал во впадину. А шпонпаз не желательно с валом поворачивать. Значит, в дереве построения есть ЛСК зубчатого венца. Тем же способом поворачиваем на угол все зубья. Угол поворота 180/z. Где z - число зубьев. При этом неудобно делить градусы минуты, секунды. Тут тоже можно догадаться и щёлкнуть ПКМ в поле угла. И выбрать в десятичной системе, в которой легко делить. И не на калькуляторе предварительно, а прямо в окно угла пишете эту формулу, оно и разделится. Пробовать надо, пробовать...
А вообще, смотрите ролики Азбуки ВиМП от РАЗРАБОТЧИКОВ. Потому что иногда ролики по делу сделаны, а иногда так, что не захочешь работать. Кто-то показал, как в модели конической передачи с круговым зубом делает профиль впадины по эскизам и траектории. И все УРА!!! Только это не зуб. Ссылка на канал разработчика https://www.youtube.com/channel/UCwS2Th4tc78tVD0rwr1J8hA/videos?view=0&sort=dd&shelf_id=1. Там ответы на все вопросы.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: Вячеслав от 05.03.21, 10:05:37
Цитата: СВ от 02.03.21, 12:48:0599,98% шестерен не имеют связи между пазом и зубьями.
Я бы еще одну сотую добавил к Вашим процентам. :cl:
Один раз в жизни мне попался чертеж с требованием расположения в одной оси: зуба (с фрезерованной риской на поверхности вершин), нецентрального отверстия и шпоночного паза в центральном отверстии. Какой-то ремонт для оборудования сахарной промышленности...
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: GenTAPo от 05.03.21, 15:13:04
Много где встречается понемногу, простите за каламбур. К примеру, валик с эксцентриковой ступенью задней бабки станка 1К62 и аналогичных. Для фиксирования задней бабки к станине. Шпоночный паз расположен под углом 100 градусов относительно верхней точки эсцентриситета. Оригинальный заводской шифр 1К62-03-56. Иначе рукоятка фиксации будет смотреть не туда, куда надо. На звёздочках цепи распредвала двигателей риска, на одной из шестерён установки для испытаний топлива на октановое число модели УИТ-85М, да мало ли где.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: СВ от 05.03.21, 15:51:15
 Здесь - паз и зубья. Общий случай, естественно, встречается чаще.
- - - - -
К автору: на форуме приветствуется обратная связь
- задан вопрос,
- получены ответы,
- рассказ о том, какое решение принято.
Таким образом люди, вновь читающие тему, смогут найти решение, не задавая вопрос повторно.

Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: LoserCrane от 06.03.21, 07:16:36
Нынче возможно вообще обойтись без шпоночного паза, применив клиновые втулки, например, "Sati". Момент на трении они держат значительно больше, чем шпоночные. Под них нужны только чистовые поверхности, затягивать винтики надо моментным ключом, ну и место под них тоже какое-то надо. Зато не нужно о допусках на шпоночные пазы беспокоиться. В итоге выходит проще и дешевле чем со шпонкой.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: СВ от 06.03.21, 10:04:33
 Кстати, по клиновым втулкам: знаете примеры, когда такое крепление применено в крановых редукторах вообще и в редукторах главного подъёма в частности?
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: LoserCrane от 06.03.21, 12:19:22
Цитата: СВ от 06.03.21, 10:04:33Кстати, по клиновым втулкам: знаете примеры, когда такое крепление применено в крановых редукторах вообще и в редукторах главного подъёма в частности?
В механизмах передвижения кранов-тележек  флендеровские редукторы со шринк-дисками точно видел, ну так это передвижки, несмертельно если провернется. В подъёма... Не знаю, раньше в Правилах разрешены были соединения только со срезными элементами. Надо почитать нынешнее ФНП и Регламент ТС. Навряд ли разрешены эти клиновые втулки. Посмотрите литературу.
Название: Re: Задание нужного положения шпоночного паза в шестерни.
Отправлено: LoserCrane от 07.03.21, 16:48:18
Цитата: СВ от 06.03.21, 10:04:33Кстати, по клиновым втулкам: знаете примеры, когда такое крепление применено в крановых редукторах вообще и в редукторах главного подъёма в частности?
Что далеко ходить, смотрите SEW Eurodrive, они вообще редуктора на вал даже без заплечиков ставят :). Только надо от смазки очистить и пасту специальную нанести на клиновые втулки :)))