Уважаемые коллеги, кто-нибудь может сказать, какому стандарту (ISO DIN и т. п.) соответствуют зубчатые муфты MAINA?
Руководство таки не хочет покупать готовые муфты, хочет, щобы те муфты делать своими руками. Но...
Принципы ВСТИ ещё никто не отменял. Хотелось бы добиться максимального соответствия оригинальным изделиям.
Спрашиваю здесь, так как не знаю, в какую рубрику воткнуть этот вопрос...
А вы не сделаете сами такой зуб.
Собсно сам профиль - эвольвента без проблем подходит, есть спец профиль по своему ГОСТу, но мы делали аткой же профиль как на шестернях, что бы ходовым иснтрументом делать - работают нормально. НО!!!! это было в пределах одного вала, т.е. заменяли шлицевое соединение, там нет перекосов.
Фирменные же муфты компенсируют не только смещение вдоль оси и радиальное смещение, а и перекосы, когда валы под углом, и для этого там зуб - бочкообразный! И вот бочку вы там врятли сделаете, а прямой зуб при перекосах начнет работать краями, со всеми вытекающими. Поэтому компенсировать несоосность вы не сможете, только сделать аналог шлицов (вполне может быть что эвольвентный зуб окажется сделать проще - зубофрезерный и зубодолбежные станки чаще встречаются чем шлицеобрабатывающие)
Попробуйте посмотреть ГОСТ Р 50895 - быть может он вам подойдет?
В приложении "Валы и механические передачи " (ВиМП), есть модуль расчёта зубчатых соединительных муфт и зубчатых глухих муфт. В вашем случае соединительная. Предлагать самим сделать такой зуб, легкомысленно. Результат расчёта - построение венцов с размерами, таблицей параметров и выносным элементом сечения зуба. Выносной элемент можно отрисовать в реальном сечении, но тогда сужения зуба просто сливается с размером ширины и реального сечения не увидеть. Второй вариант, условное сечение, где ясно и понятно проставлены размеры. Модель генерируется с учётом заданного поля допуска. Если есть соответствующий станок с ЧПУ и программист, то отдельную пару можно изготовить без проблем.
На примере обойма-втулка двухступенчатой соединительной муфты.
Цитата: Kirilius83 от 20.02.19, 12:27:49
А вы не сделаете сами такой зуб.
Если есть хороший станок с ЧПУ, сделать муфту с такими зубьями можно, главное - твердость не более 35 HRC.
Сталь 40Х. HRC 28...32. Зубья ТВЧ HRC 45...50.
Вполне можно.
Согласно чертежа боковая поверхность формируется одновременно по двум радиусам. Интересно, а в принципе, можно изготовить зуб, сохраняя ещё и эвольвенту?
Если использовать пальцевую или дисковую модульную фрезу и простое делительное приспособление, установленное на головку УДГ, то по осевому радиусу сформировать зуб можно. Боковые стороны будут заужены автоматически.
Цитата: Николай от 22.02.19, 22:44:43
Согласно чертежа боковая поверхность формируется одновременно по двум радиусам. Интересно, а в принципе, можно изготовить зуб, сохраняя ещё и эвольвенту?
Можно.
Главное - понимать, как геометрически сформировать боковую поверхность.
По поводу обработки зубчатых муфт. Нашел в своих закромах....
Посмотрел монографию. Сложилось впечатление, что задавать два радиуса на чертеже таких зубьев- неправильно.
Цитата: Николай от 25.02.19, 08:50:11
Посмотрел монографию. Сложилось впечатление, что задавать два радиуса на чертеже таких зубьев- неправильно.
Согласен! Никто такие радиуса делать не станет! Или эта деталь будет стоить дороже золотой!
Кто согласен, а кто и нет.Так безапелляционно заявить. За свой 40-летний стаж видел всякое. Износились детали, сами сделаем, чай РМЦ свой есть. А свой РМЦ не может так сделать. Ладно, сделаем, как шестерёнки, закруглим зубья на диаметре по дуге, а там притрётся.Никто такое не слышал?
Если по этой конкретной детали, то это с железнодорожного крана модели КДЭ-251. И наверное там не допускается, чтобы со скрипом работало. Перекос оси то в любой плоскости при работе, а не только по вертикали или горизонтали.
Цитата: GenTAPo от 26.02.19, 17:32:51
Ладно, сделаем, как шестерёнки, закруглим зубья на диаметре по дуге, а там притрётся.Никто такое не слышал?
Слышали и не раз, особенно на "фигурных" деталях. Лечение простое - просили подписаться под таким "рацпредложением". Сразу инициатива испаряется.
Работает на 100%...
Вы совершенно правы, Вячеслав. А если конструктор пойдёт на авантюру или уговоры, а потом механизм не работает, всех собак спустят на него. Конструктор, такой рассякой не может чертежи нормальные сделать.
https://www.bibus.ru/fileadmin/product_data/maina/documents/MAINA_gear_couplings_catalogue_en.pdf Тут гляньте.
Применяю глухую зубчатую муфту. ВПЕРВЫЕ. Что-то ничего не нахожу по расчёту на прочность. Геометрический расчёт есть в ШАФТе: всё ясно, кроме одного - выбор смещения (зазоров) для обеспечения работоспособности при монтажных перекосах. Вполне возможно, что кто-то предложит использовать конструкцию соединительной муфты, состоящую не из двух, а из одной пары деталей, с прямыми зубьями (как в глухой муфте), и расчёт на прочность брать также из соединительной муфты.
Хотелось бы услышать мнения/рекомендации.
Судя по скриншоту, подключить электродвигатель. Для таких целей эти муфты не применяют. На чертеже можно соосно нарисовать и даже в 3D сделать. Но в производстве и особенно в эксплуатации замучаются центрировать. Кое как "на глаз" можно, но быстро будет выходить из строя. Лучше двигатель подключить через муфту типа МУВП или с резиновой звёздочкой. Я уж не говорю о более сложных, которые кто-то сейчас тут же вспомнит, чтобы показать свою большую осведомлённость.
Такую муфту ставят или обе части на одной оси, например, на шлицевом валу и с ещё одним зубчатым венцом на втулке муфты, чтобы включить или выключить вращение вала. Тут гарантированное центрирование.
Второй способ на скриншоте, когда части муфты на разных валах. Но, там внутреннее кольцо подшипника установлено на одном валу, а внешнее в корпусе муфты, которое на втором валу. И таким способом тоже гарантируется центрирование через подшипник.
Что касается расчёта на прочность в приложении ВиМП. Не найден заслуживающий доверия расчёт. В приложении ВиМП только расчёты, заслуживающие доверия. По вариантам "а ля учебник Детали машин", расчёты нигде не сделаны ввиду их больших ошибок или неполных данных, которые там применяют. Кто пользуется приложением, могли заметить, что периодически появляются расчёты на прочность уже известных передач. Потому что найден расчёт.
"Центрирующий стакан" под фланцевый электродвигатель на рисунке не показан (поставьте его мысленно), прорисовка сильно черновая. В принципе, можно даже использовать, так сказать, самоцентрирование: обойма садится на втулку (центрирование по наружному диаметру зубьев втулки) и в этом положении детали сбалчиваются.
"Резинки" здесь не желательны - редуктор привода рольганга, по которому идут горячие слябы (температурка изрядная), нужна НАДЁЖНОСТЬ. По факту сейчас стоит спец. эл.двигатель с шестерней на конце вала и с очень хорошим встроенным уплотнением, в этом его плюс и одновременно здоровенный минус, хотелось бы перейти на универсальный эл.дв.
Вот чуть подробнее.
- - - -
Пришёл к выводу, что считать либо как соединительную (надёжнее будет), или как управляемую ( https://metalval.ru/upload/mufty-mechanichesktie.pdf стр.22).
Сравню расчёты и посмотрю, что выбрать. Но разница в размерах, уверен, будет небольшой, т.к. минимальный диаметр задаётся не расчётом, а диаметром вала эл.двигателя и общей компоновкой.
Теперь понятна конструкция. Вам нужно в действующее оборудование встроить. А электродвигатель импортный?. Или вышел из строя, почему заменять? Всяко было на практике в период работы в ОГМ. Были ситуации, когда в электроцеху разбирали двигатель и делали новый вал. Может такая возможность есть.
Ну а если и менять муфту. Мощность двигателя известна. Модуль на шестерне можно определить. Отсюда танцевать.
Импортозамещение. Германия. Большие объёмы (под сотню, а может и больше). Неудобная для ремонта конструкция - неразъёмный корпус мотор-редуктора BF90... Корпуса тоже выходят из строя. Замена по мере выхода из строя. Как считать - знаем, единственный нюанс - глухая муфта (расчёт), у немцев её нет: в принципе - и её знаем, разве что по мере появления любого вопроса люблю вникнуть по максимуму.
Это они любят, в одном корпусе собрать весь привод. Для сборки оно проще, чем частями привод городить. Но у нас кроме мотор-редукторов не делали такие вещи. Было у нас несколько станков металлорежущих американских, ещё довоенных. Так там уже до моего прихода работать, везде, где можно, питчевые передачи пересчитали и заменили на модульные.
Цитата: СВ от 09.01.22, 14:01:04... у немцев её нет...
Без муфты никак не обойтись? ИМХО не совсем понятно, зачем она для фланцевого двигателя?
Вы не поняли, Игорь.
У немцев
Цитата: СВ от 08.01.22, 22:58:27сейчас стоит спец. эл.двигатель с шестерней на конце вала и с очень хорошим встроенным уплотнением, в этом его плюс и одновременно здоровенный минус, хотелось бы перейти на универсальный эл.дв.
Для "обычного" двигателя и нужна муфта. Соединить двигатель с первичным валом. Осевой габарит как можно меньше. Максимально надёжную: металлургия.
От муфты требуется компенсация? ИМХО для фланцевых двигателей она ни к чему. Втулку со шпонкой никак не применить? На счет расчета глухой муфты. Сам не сталкивался. Но разве не вал быстрее сломаться может?
Посмотрите на рис.3, всё там видно. Муфта компенсирует небольшой монтажный перекос эл.двигателя. Удобство монтажа. Всё.
(Жёсткие муфты (втулка со шпонкой) служат больше как соединители кусков вала в целый, во всех остальных случаях непригодны.)
То есть организовать посадку на фланце двигателя и стенке редуктора совсем не возможно?
Что-то не пойму... Там же на рисунке видно, что посадки уже получились. Откуда перекос тогда?
Вот ни разу мы не применяли муфты компенсации для фланцевых эл.двигателей.
Цитата: GenTAPo от 08.01.22, 17:56:10... На чертеже можно соосно нарисовать и даже в 3D сделать. Но в производстве и особенно в эксплуатации замучаются центрировать.
Если ЖЁСТКО соединить первичный вал редуктора и вал эл.двигателя, получится общий вал на 4-х опорах, со всеми вытекающими. Дальше объяснять?
Как так? Никаких проблем центрирования фланцевых двигателей с редукторами никогда не наблюдал. Что у нас не так делается?
Игорь, откуда вы взяли проблемы центрирования?
Если же хотите подсказать про передачу момента от вала эл.двигателя к валу редуктора, то с ней всё ясно, проблем нет. Разве что знаете ещё какие КОМПАКТНЫЕ надёжные муфты (не пластмассово-резиновые) - чтобы валы были сближены почти до упора, тогда пожалуйста.
Цитата: СВ от 10.01.22, 09:39:33Если ЖЁСТКО соединить первичный вал редуктора и вал эл.двигателя, получится общий вал на 4-х опорах, со всеми вытекающими. Дальше объяснять?
Да. Пожалуйста. Каким образом существуют редуктора с фланцевым креплением эл.двигателя без компенсирующих муфт?
Вот типичная конструкция.
2022-01-10_10-18-26.png
Ответ простой: там нечего компенсировать.
Расточка всех соосных отверстий 6-ти подшипников - с одной установки?
Или это не ваше (из интернета)?
Не. Это не моё. Из Инета. Первая попавшаяся.
И что? Что здесь не так? И где компенсирующая муфта?
Там два подшипника на первичном валу. Зачем там шесть?
Минимум 4 подшипника должны быть соосны, в две-три сотки.
Валы соединяются по посадке с зазором (зазор и по отверстию и по шпонке). Износ по шпонке неизбежен. Как минимум - нужны шлицы.
Цитата: СВ от 10.01.22, 10:57:45Минимум 4 подшипника должны быть соосны, в две-три сотки.
Валы соединяются по посадке с зазором (зазор и по отверстию и по шпонке). Износ по шпонке неизбежен. Как минимум - нужны шлицы.
Может быть и так. Вам и карты в руки. Кто Вам мешает шлицы сделать?
Но такие конструкции и так работают. И мы так делаем. О нареканиях не слышал.
ВСЁ может работать! Если правильно сделать (побольше, покрепче, поточнее ...).
(А шлицы не могу: вал-то - от эл.двигателя).
- - - - - -
Сообразил про наши "разночтения": я рассматривал соединение ВЕРТИКАЛЬНЫХ валов. Теперь вижу (вверху, справа) и место под установку двигателя. Там - дополнительно к соосности ещё требование: ПРОВЕРИТЬ радиальное и торцовое биения посадочного места под двигатель. Потому как элементарно одной только затяжкой перекосить фланец под двигатель.
- - -
За большое внимание - СПАСИБО!
Для тех, кто выйдет на данную тему - информация для общего развития.
про глухие муфты http://k-a-t.ru/detali_mashin/27-mufty_2/index.shtml
1 плюс и 24 минуса.
Угу. И на картинке лапчатые двигатели. Оно конечно...
Картинка может быть любой, например - той же вашей. Но ЖЁСТКАЯ втулочная муфта от этого лучше не станет.
Цитата: СВ от 10.01.22, 21:34:57Картинка может быть любой, например - той же вашей. Но ЖЁСТКАЯ втулочная муфта от этого лучше не станет.
Понятно. Я всего лишь предложил вариант. Рабочий. Широко применяемый.
Хотя надо сказать, что для лапчатых двигателей такая муфта ну совсем плохо.