Здравствуйте, форумчане.
К нам пришёл на ремонт ротор, у которого на шейках под щелевые лабиринты имеются "следы износа". Всё бы ничего, только эти борозды расположены только на половине окружности вала. При чём на всех шейках, с одной стороны.
Как такое могло получиться?
P.S. У нас даже появилось предположение, что это сделал производитель. Только зачем?
Ну просто криво получилось...
биение однако
У ротора скорость вращения больше 9000 об/мин. Вы представляете, как колбасило бы компрессор?
Биение было сначала
а потом после чистовой обработки остались его следы
Обычно скоростные валы балансируют. Ведь можно даже и вал "с чернотой " отбалансировать. И будет работать идеально. :)
там зазор сколько? пара соток? ну вот небольшая несоосность (необязательно на волу, может неподвижный лабиринт смещен) - и потерло.
а может и не терло. а долго стояло в одном месте и пошла легкая коррозия...
зы подшипники какие? если скольжения - то точно долго стоял нерабочий, вал без вращения просел и лег на лабиринт.
Всё это похоже на борозды после наплавки.
После Ваших предположений, пошёл в цех чтобы поближе "обнюхать" ротор.
Очень не похоже это, ни на коррозию, ни на потёртости.
Глубина канавок около 0,3-0,4 мм глубиной.
Если ещё прибавить зазор в 0,2 до лабиринта, то получится равномерное смещение оси всего ротора не менее, чем на 0,6 мм. Ротор весит полтонны.
Если это произошло на ходу, то предположу, что компрессор должен был из цеха просто выпрыгнуть. А у нас в городе бы произошло локальное землетрясение.
Если предположить, что такое смещение произошло при монтаже, а монтажники обязательно вручную проворачивают вал, то как мне кажется, никто ни с каким рычагом такое не провернул бы. Дури бы не хватило. Если это, конечно, не Архимед со своим знаменитым рычагом.
У компрессора подшипники скольжения. НО. На станции всего два компрессора, которые молотят без остановки. Их ремонт ежегодно приурочивают к майским праздникам. Так что, предположение "долго стоял нерабочий" тоже не катит.
И ещё есть недостоверные данные, что такая фигня на всех валах.
Спросил в интернете.
Выдало про вкладыши, но это правило можно распространить и на валы.
Смазочные канавки должны располагаться в ненагруженной части вкладыша (верхней половине). В нагруженной части вкладыша (нижний вкладыш) никаких канавок не делают, так как они нарушают целостность масляной пленки и снижают давление масла на шейку.
Это про вкладыши.
Раз это компрессор, тоже есть углы с малой нагрузкой на валу и там и должны быть канавки.
Отсюда и рекомендация.
Правильно собрать, если допускаются варианты
Цитата: Anod от 15.10.18, 14:33:59
Здравствуйте, форумчане.
К нам пришёл на ремонт ротор, у которого на шейках под щелевые лабиринты имеются "следы износа". Всё бы ничего, только эти борозды расположены только на половине окружности вала. При чём на всех шейках, с одной стороны.
Как такое могло получиться?
P.S. У нас даже появилось предположение, что это сделал производитель. Только зачем?
Прежде чем задавать подобные вопросы, нужно было обмерить шейки, а также проверить их соосность с шейками под подшипники, а так получается разговоры разговариваем
Не соосность этих шеек относительно шеек подшипника 0,04 мм.
Неужто, Вы думаете я задавал бы такие дурацкие вопросы, если бы не исключил явные недостатки вала?
Цитата: Vitalij Lysanov от 16.10.18, 12:39:01
Спросил в интернете.
Выдало про вкладыши, но это правило можно распространить и на валы.
Смазочные канавки должны располагаться в ненагруженной части вкладыша (верхней половине). В нагруженной части вкладыша (нижний вкладыш) никаких канавок не делают, так как они нарушают целостность масляной пленки и снижают давление масла на шейку.
Это про вкладыши.
Раз это компрессор, тоже есть углы с малой нагрузкой на валу и там и должны быть канавки.
Отсюда и рекомендация.
Правильно собрать, если допускаются варианты
Вот именно, что это про вкладыши "опорных шеек".
В данном случае эта шейка под лабиринты. Они работают с изначальным зазором около 0,2 мм.
Возможно, я не договорил... Это вал центробежного компрессора.
Ещё могу добавить, если что-то это может значить, компрессор японский, 70-х годов производства.
Предполагаю это эксцентричные проточки для балансировки.
Цитата: Anod от 16.10.18, 13:26:23
Не соосность этих шеек относительно шеек подшипника 0,04 мм.
Неужто, Вы думаете я задавал бы такие дурацкие вопросы, если бы не исключил явные недостатки вала?
А сама шейка, ее элипсность?
Цитата: Anod от 16.10.18, 12:18:17
... есть недостоверные данные, что такая фигня на всех валах.
При больших скоростях скольжения, механизмы (тем более массивные) имеют повышенную чувствительность к качеству смазки.
Цитата: niklas от 16.10.18, 18:43:49
А сама шейка, ее элипсность?
Повторю. Явных недостатков ротора нет.
Цитата: Goran от 17.10.18, 06:43:05
При больших скоростях скольжения, механизмы (тем более массивные) имеют повышенную чувствительность к качеству смазки.
В данном случае это не механизм скольжения
На рисунке наш случай посередине.
а может, при изготволении канавки криво наточили, а потом при шлифовке шейки они ушли наполовину?
Цитата: Helicoid от 16.10.18, 14:45:50
Предполагаю это эксцентричные проточки для балансировки.
похоже на это
Очень интересно, т.к. ни разу не слышал про
Цитата: Helicoid от 16.10.18, 14:45:50
... эксцентричные проточки для балансировки.
Можно подробнее?
И я дочитался что это лабиринтные уплотнения.
Механический контакт должен отсутствовать, только по воздуху.
Дальше газовая динамика .... работает вихрями или как поршень насоcа?
Ниже по ссылке видно что они могут быть различного исполнения.
https://www.google.com.ua/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fwww.stroitelstvo-new.ru%2Fnasosy%2Fimg%2F6-19.png&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.stroitelstvo-new.ru%2Fnasosy%2Flabirintnye-uplotneniya.shtml&docid=oYXgRDNg1A-nrM&tbnid=LtVR0pgZJDHCLM%3A&vet=10ahUKEwiOr7vJgY3eAhWB2ywKHcWrB4IQMwiaAShQMFA..i&w=782&h=298&bih=889&biw=1920&q=%D1%89%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80&ved=0ahUKEwiOr7vJgY3eAhWB2ywKHcWrB4IQMwiaAShQMFA&iact=mrc&uact=8
То что канавок много, это может быть из за малого диаметра ротора, и вообще это могут быть примеры для жидкости.
И все равно где расположены канавки, на валу или на ответной части.
Цитата: СВ от 17.10.18, 12:10:16
Очень интересно, т.к. ни разу не слышал про Можно подробнее?
Предполагаю, что для таких могучих штук, есть свой стенд балансировки, который и определяет дисбаланс и исправляет его. Таким методом:
Пора доставать попкорн
... становится интересно...
Цитата: Vitalij Lysanov от 17.10.18, 12:25:06
Дальше газовая динамика .... работает вихрями или как поршень насоcа?
У нас тоже есть такое предположение.
Данные канавки на валу находятся (возможно) в районе канавок на статоре и создают поршневой эффект.
Но подтверждения этому пока нигде не нашли. Даже намёка на такое.
Цитата: Helicoid от 17.10.18, 12:26:49
Предполагаю, что для таких могучих штук, есть свой стенд балансировки, который и определяет дисбаланс и исправляет его.
Тоже интересное предположение. Если ещё учесть, что колесо тонкостенное и сверлить его негде.
А навешивать массу - это испоганить проточную часть.
Только, кто-нибудь слышал о практическом применении такого способа?
Цитата: Helicoid от 17.10.18, 12:26:49
Предполагаю, что для таких могучих штук, есть свой стенд балансировки, который и определяет дисбаланс и исправляет его. Таким методом:
Метод то известен, но вот проточка
мизерных канавок для огромного ротора -
?Если бы не эксцентричность, то такие проточки однозначно были бы лабиринтом. Может это косячные лабиринтные канавки? Или похлеще - СПЕЦИАЛЬНЫЕ (запатентованные) лабиринтные канавки?
что-то мелковаты они для лабиринтов. имхо.
Возможно это сделано для того что бы была вынужденная циркуляция смазки и как следствие охлаждение зоны контакта.
Цитата: Anod от 15.10.18, 14:33:59
Здравствуйте, форумчане.
К нам пришёл на ремонт ротор, у которого на шейках под щелевые лабиринты имеются "следы износа". Всё бы ничего, только эти борозды расположены только на половине окружности вала. При чём на всех шейках, с одной стороны.
Как такое могло получиться?
P.S. У нас даже появилось предположение, что это сделал производитель. Только зачем?
Думаю балансировка выполняется на номинальные обороты, но по любому есть еще критические обороты, похоже ниже номинальных, при которых ротор входит в резонанс. Вот при прохождении этих оборотов уплотнения и напилили канавоки, но скорее канавки создали искусственно, дабы исключить касание лабиринтов с шейкой. Касание шейки лабиринтов дело швак, перегрев, температурный изгиб и кердык, с Севера приходит лисичка писец
А почему тогда балансировка выполнена именно так и так сложно ?
Никакая балансировка здесь ни при чём. А то скоро до прицельной дальности дойдём. Если это высоконагруженный вал и эта шейка в подшипнике скольжения, то каким то образом туда подаётся смазка. Естественно, большого зазора быть не должно. При высокой нагрузке на вал и широкой шейки есть опасность разрыва масляной плёнки, со всеми вытекающими. Эти канавки для удержания масляной плёнки в подшипнике. В старом оборудовании такое применялось часто. И когда пошёл учиться в ВУЗ, ещё в 1970 году и пришёл работать, старая гвардия популярно об этом объясняли, сейчас просто забыли. И даже расстояние между этими канавками рассчитывалось, в зависимости от вязкости масла. Теперь уже не помню как. Пролистал сейчас имеющуюся у меня литературу, ни слова об этом. Так что, если придётся делать этот вал, делайте "по образцу" и не сомневайтесь.
Цитата: Anod от 15.10.18, 14:33:59
Здравствуйте, форумчане.
К нам пришёл на ремонт ротор, у которого на шейках под щелевые лабиринты имеются "следы износа".
Цитата: Anod от 17.10.18, 10:12:11
В данном случае это не механизм скольжения
На рисунке наш случай посередине.
Цитата: GenTAPo от 01.11.18, 18:03:40
Никакая балансировка здесь ни при чём. А то скоро до прицельной дальности дойдём. Если это высоконагруженный вал и эта шейка в подшипнике скольжения, то каким то образом туда подаётся смазка. Естественно, большого зазора быть не должно. При высокой нагрузке на вал и широкой шейки есть опасность разрыва масляной плёнки, со всеми вытекающими. Эти канавки для удержания масляной плёнки в подшипнике. В старом оборудовании такое применялось часто. И когда пошёл учиться в ВУЗ, ещё в 1970 году и пришёл работать, старая гвардия популярно об этом объясняли, сейчас просто забыли. И даже расстояние между этими канавками рассчитывалось, в зависимости от вязкости масла. Теперь уже не помню как. Пролистал сейчас имеющуюся у меня литературу, ни слова об этом. Так что, если придётся делать этот вал, делайте "по образцу" и не сомневайтесь.
Канавки, выполненные таким образом, являются своего рода насосами, которые забирают масло сверху и при повороте вала нагнетают масло в нагруженную область контакта.
И это тоже одна из их задач. Совершенно с Вами согласен. Иначе плёнка масла просто не продавится вниз. Как я понял, вал тяжёлый. Значит, не просто подшипник скольжения со смазкой, а скорее всего подшипник жидкостного трения. Он позволяет при износе самоустанавливаться валу при вращении. Но не до бесконечного износа, когда масло начнёт вытекать. Нашёл литературу по этой теме. П.И. Орлов. Основы конструирования т.2 М. Машиностроение 1977 год Страница 352. Там и расчёт толщины плёнки жидкостного трения.
Цитата: GenTAPo от 02.11.18, 12:48:08
Нашёл литературу по этой теме. П.И. Орлов. Основы конструирования т.2 М. Машиностроение 1977 год Страница 352. Там и расчёт толщины плёнки жидкостного трения.
А еще там сказано, что в нагруженной области подшипников жидкостного трения канавок быть не должно. Но не об этом. Канавки здесь не в подшипнике скольжения, а в уплотнении!
Цитата: Анатолий Владимирович от 01.11.18, 23:16:41
Канавки, выполненные таким образом, являются своего рода насосами, которые забирают масло сверху и при повороте вала нагнетают масло в нагруженную область контакта.
Удивительное "открытие"! Известно, к примеру, что канавки в подшипнике скольжения снижают его нагрузочную способность (иногда это используют специально), но
канавки с одной стороны вала явно вал разбалансируют - нагрузочная способность по углу поворота будет переменной.
- - - - -
Главное, о чём постоянно твердят: канавки - не в зоне опоры, а под лабиринтом. Как говорил ... : - это же ясно, ясно.
СВ, то есть вы считаете что изначально канавки были по всей длине окружности ?
АВ, я думаю, их там не должно быть. Они - случайность. Если бы их заложили, то бОльших размеров.
Господа, пожалуйста, будьте внимательней при прочитывания всей переписки.
Это канавки на шейке по лабиринтными уплотнениями в компрессоре. Т.е. на этом месте проходит газ.
Не знаю, что затевали здесь японцы. Но в результате мы восстанавливаем шейки и канавки убираем.
Балансировать будем привычными методами
Цитата: СВ от 02.11.18, 15:45:00
АВ, я думаю, их там не должно быть. Они - случайность. Если бы их заложили, то бОльших размеров.
А вы не задумывались о том, как так получилось что канавки частично пропали с одной стороны но при этом сам опорный участок остался цилиндрическим ?
Вы явно не Ш.Холмс.
Например, УТВЕРЖДЕНИЕ, что
Цитата: Анатолий Владимирович от 02.11.18, 18:05:23
канавки частично пропали с одной стороны
чем обосновано? Кто-то раньше видел "не пропавшие канавки"?
Кто-то измерял цилиндричность?
И пр., пр., пр.
СВ
"...но канавки с одной стороны вала явно вал разбалансируют - нагрузочная способность по углу поворота будет переменной"
я интерпретировал это то будто вы думали, что канавки изначально были на всей длине окружности одинаковой глубины.
"...я думаю, их там не должно быть. Они - случайность. Если бы их заложили, то бОльших размеров."
то есть японцы не знали что делали ?
Простите, Вы очень невнимательны.
Посмотрите: это мой ответ НА ВАШИ слова, т.е. Вы предположили, что это подшипник скольжения и на шейке спец.канавки, а я ответил, что ДЛЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ такие канавки недопустимы!
А дальше - что ЭТО не подшипник, а лабиринт , о чём постоянно напоминает автор темы.
Ncht verstehen?
Что касается МОЕГО мнения, а не нашего с Вами диалога, то он на первой странице
Цитата: СВ от 17.10.18, 16:20:33
... Может это косячные лабиринтные канавки? Или похлеще - СПЕЦИАЛЬНЫЕ (запатентованные) лабиринтные канавки?
Что касается "знатности" японцев, то Ваш аргумент
в таком виде просто удивителен.
Ведь это же ЯПОНЦЫ!Фукусима тоже в Японии, знаете ли...
СВ, я думал тут люди решают конструкторские задачи а не к словам придираются.
Верно! Я тоже "кинул" пару слов, а тут ко мне, понимаешь. придираться начали. А я не еврей, вместо метода "вопросом на вопрос" попытался что-то объяснить.
Всё же надеюсь - объяснил и "вопрос решён".