Форум пользователей ПО АСКОН

Профессиональные вопросы => Конструкторские и технологические задачи => Тема начата: Anod от 15.10.18, 14:33:59

Название: Странные канавки на валу
Отправлено: Anod от 15.10.18, 14:33:59
Здравствуйте, форумчане.
К нам пришёл на ремонт ротор, у которого на шейках под щелевые лабиринты имеются "следы износа". Всё бы ничего, только эти борозды расположены только на половине окружности вала. При чём на всех шейках, с одной стороны.
Как такое могло получиться?
P.S. У нас даже появилось предположение, что это сделал производитель. Только зачем?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Петрович-47 от 15.10.18, 14:36:05
Ну просто криво получилось...
биение однако
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Anod от 15.10.18, 15:51:28
У ротора скорость вращения больше 9000 об/мин. Вы представляете, как колбасило бы компрессор?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Петрович-47 от 15.10.18, 16:05:00
Биение было сначала
а потом после чистовой обработки остались его следы
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Николай от 15.10.18, 16:09:38
Обычно скоростные валы балансируют. Ведь можно даже и вал "с чернотой " отбалансировать. И будет работать идеально. :)
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Kirilius83 от 16.10.18, 10:15:20
там зазор сколько? пара соток? ну вот небольшая несоосность (необязательно на волу, может неподвижный лабиринт смещен) - и потерло.
а может и не терло. а долго стояло в одном месте и пошла легкая коррозия...

зы подшипники какие? если скольжения - то точно долго стоял нерабочий, вал без вращения просел и лег на лабиринт.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Sabahs от 16.10.18, 10:28:46
Всё это похоже на борозды после наплавки.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Anod от 16.10.18, 12:18:17
После Ваших предположений, пошёл в цех чтобы поближе "обнюхать" ротор.
Очень не похоже это, ни на коррозию, ни на потёртости.
Глубина канавок около 0,3-0,4 мм глубиной.
Если ещё прибавить зазор в 0,2 до лабиринта, то получится равномерное смещение оси всего ротора не менее, чем на 0,6 мм. Ротор весит полтонны.
Если это произошло на ходу, то предположу, что компрессор должен был из цеха просто выпрыгнуть. А у нас в городе бы произошло локальное землетрясение.
Если предположить, что такое смещение произошло при монтаже, а монтажники обязательно вручную проворачивают вал, то как мне кажется, никто ни с каким рычагом такое не провернул бы. Дури бы не хватило. Если это, конечно, не Архимед со своим знаменитым рычагом.

У компрессора подшипники скольжения. НО. На станции всего два компрессора, которые молотят без остановки. Их ремонт ежегодно приурочивают к майским праздникам. Так что, предположение "долго стоял нерабочий" тоже не катит.

И ещё есть недостоверные данные, что такая фигня на всех валах.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Vitalij Lysanov от 16.10.18, 12:39:01

Спросил в интернете.
Выдало про вкладыши, но это правило можно распространить и на валы.

Смазочные канавки должны располагаться в ненагруженной части вкладыша (верхней половине). В нагруженной части вкладыша (нижний вкладыш) никаких канавок не делают, так как они нарушают целостность масляной пленки и снижают давление масла на шейку.

Это про вкладыши.
Раз это компрессор, тоже есть углы с малой нагрузкой на валу и там и должны быть канавки.

Отсюда и рекомендация.
Правильно собрать, если допускаются варианты

Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: niklas от 16.10.18, 12:54:18
Цитата: Anod от 15.10.18, 14:33:59
Здравствуйте, форумчане.
К нам пришёл на ремонт ротор, у которого на шейках под щелевые лабиринты имеются "следы износа". Всё бы ничего, только эти борозды расположены только на половине окружности вала. При чём на всех шейках, с одной стороны.
Как такое могло получиться?
P.S. У нас даже появилось предположение, что это сделал производитель. Только зачем?
Прежде чем задавать подобные вопросы, нужно было обмерить шейки, а также проверить их соосность с шейками под подшипники, а так получается разговоры разговариваем
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Anod от 16.10.18, 13:26:23
Не соосность этих шеек относительно шеек подшипника 0,04 мм.
Неужто, Вы думаете я задавал бы такие дурацкие вопросы, если бы не исключил явные недостатки вала?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Anod от 16.10.18, 13:36:04
Цитата: Vitalij Lysanov от 16.10.18, 12:39:01
Спросил в интернете.
Выдало про вкладыши, но это правило можно распространить и на валы.

Смазочные канавки должны располагаться в ненагруженной части вкладыша (верхней половине). В нагруженной части вкладыша (нижний вкладыш) никаких канавок не делают, так как они нарушают целостность масляной пленки и снижают давление масла на шейку.

Это про вкладыши.
Раз это компрессор, тоже есть углы с малой нагрузкой на валу и там и должны быть канавки.

Отсюда и рекомендация.
Правильно собрать, если допускаются варианты

Вот именно, что это про вкладыши "опорных шеек".
В данном случае эта шейка под лабиринты. Они работают с изначальным зазором около 0,2 мм.

Возможно, я не договорил... Это вал центробежного компрессора.

Ещё могу добавить, если что-то это может значить, компрессор японский, 70-х годов производства.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Helicoid от 16.10.18, 14:45:50
Предполагаю это эксцентричные проточки для балансировки.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: niklas от 16.10.18, 18:43:49
Цитата: Anod от 16.10.18, 13:26:23
Не соосность этих шеек относительно шеек подшипника 0,04 мм.
Неужто, Вы думаете я задавал бы такие дурацкие вопросы, если бы не исключил явные недостатки вала?
А сама шейка, ее элипсность?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Goran от 17.10.18, 06:43:05
Цитата: Anod от 16.10.18, 12:18:17
... есть недостоверные данные, что такая фигня на всех валах.
При больших скоростях скольжения, механизмы (тем более массивные) имеют повышенную чувствительность к качеству смазки.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Anod от 17.10.18, 10:11:01
Цитата: niklas от 16.10.18, 18:43:49
А сама шейка, ее элипсность?
Повторю. Явных недостатков ротора нет.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Anod от 17.10.18, 10:12:11
Цитата: Goran от 17.10.18, 06:43:05
При больших скоростях скольжения, механизмы (тем более массивные) имеют повышенную чувствительность к качеству смазки.
В данном случае это не механизм скольжения
На рисунке наш случай посередине.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Kirilius83 от 17.10.18, 10:48:12
а может, при изготволении канавки криво наточили, а потом при шлифовке шейки они ушли наполовину?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: lua от 17.10.18, 11:10:13
Цитата: Helicoid от 16.10.18, 14:45:50
Предполагаю это эксцентричные проточки для балансировки.
похоже на это
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: СВ от 17.10.18, 12:10:16
 Очень интересно, т.к. ни разу не слышал про
Цитата: Helicoid от 16.10.18, 14:45:50
... эксцентричные проточки для балансировки.
Можно подробнее?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Vitalij Lysanov от 17.10.18, 12:25:06

И я дочитался что это лабиринтные уплотнения.

Механический контакт должен отсутствовать, только по воздуху.
Дальше газовая динамика .... работает вихрями или как поршень насоcа?


Ниже по ссылке видно что они могут быть различного исполнения.
https://www.google.com.ua/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fwww.stroitelstvo-new.ru%2Fnasosy%2Fimg%2F6-19.png&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.stroitelstvo-new.ru%2Fnasosy%2Flabirintnye-uplotneniya.shtml&docid=oYXgRDNg1A-nrM&tbnid=LtVR0pgZJDHCLM%3A&vet=10ahUKEwiOr7vJgY3eAhWB2ywKHcWrB4IQMwiaAShQMFA..i&w=782&h=298&bih=889&biw=1920&q=%D1%89%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80&ved=0ahUKEwiOr7vJgY3eAhWB2ywKHcWrB4IQMwiaAShQMFA&iact=mrc&uact=8

То что канавок много, это может быть из за малого диаметра ротора, и вообще это могут быть примеры для жидкости.

И все равно где  расположены канавки, на валу или на ответной части.

Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Helicoid от 17.10.18, 12:26:49
Цитата: СВ от 17.10.18, 12:10:16
Очень интересно, т.к. ни разу не слышал про Можно подробнее?
Предполагаю, что для таких могучих штук, есть свой стенд балансировки, который и определяет дисбаланс и исправляет его. Таким методом:
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Петрович-47 от 17.10.18, 12:35:08
Пора доставать попкорн
... становится интересно...
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Anod от 17.10.18, 12:54:12
Цитата: Vitalij Lysanov от 17.10.18, 12:25:06

Дальше газовая динамика .... работает вихрями или как поршень насоcа?

У нас тоже есть такое предположение.
Данные канавки на валу находятся (возможно) в районе канавок на статоре и создают поршневой эффект.
Но подтверждения этому пока нигде не нашли. Даже намёка на такое.

Цитата: Helicoid от 17.10.18, 12:26:49
Предполагаю, что для таких могучих штук, есть свой стенд балансировки, который и определяет дисбаланс и исправляет его.

Тоже интересное предположение. Если ещё учесть, что колесо тонкостенное и сверлить его негде.
А навешивать массу - это испоганить проточную часть.
Только, кто-нибудь слышал о практическом применении такого способа?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: СВ от 17.10.18, 16:20:33
Цитата: Helicoid от 17.10.18, 12:26:49
Предполагаю, что для таких могучих штук, есть свой стенд балансировки, который и определяет дисбаланс и исправляет его. Таким методом:
Метод то известен, но вот проточка мизерных канавок для огромного ротора - ?
Если бы не эксцентричность, то такие проточки однозначно были бы лабиринтом. Может это косячные лабиринтные канавки? Или похлеще - СПЕЦИАЛЬНЫЕ (запатентованные)  лабиринтные канавки?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: IgorT от 17.10.18, 16:24:35
что-то мелковаты они для лабиринтов. имхо.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Анатолий Владимирович от 30.10.18, 16:22:59
Возможно это сделано для того что бы была вынужденная циркуляция смазки и как следствие охлаждение зоны контакта.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: niklas от 30.10.18, 23:09:41
Цитата: Anod от 15.10.18, 14:33:59
Здравствуйте, форумчане.
К нам пришёл на ремонт ротор, у которого на шейках под щелевые лабиринты имеются "следы износа". Всё бы ничего, только эти борозды расположены только на половине окружности вала. При чём на всех шейках, с одной стороны.
Как такое могло получиться?
P.S. У нас даже появилось предположение, что это сделал производитель. Только зачем?
Думаю балансировка выполняется на номинальные обороты, но по любому есть еще критические обороты, похоже ниже номинальных, при которых ротор входит в резонанс. Вот при прохождении этих оборотов уплотнения и напилили канавоки, но скорее канавки создали искусственно, дабы исключить касание лабиринтов с шейкой. Касание шейки лабиринтов дело швак, перегрев, температурный изгиб и кердык, с Севера приходит лисичка писец
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Анатолий Владимирович от 31.10.18, 00:31:59
А почему тогда балансировка выполнена именно так и так сложно ?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: GenTAPo от 01.11.18, 18:03:40
Никакая балансировка здесь ни при чём. А то скоро до прицельной дальности дойдём. Если это высоконагруженный вал и эта шейка в подшипнике скольжения, то каким то образом туда подаётся смазка. Естественно, большого зазора быть не должно. При высокой нагрузке на вал и широкой шейки есть опасность разрыва масляной плёнки, со всеми вытекающими. Эти канавки для удержания масляной плёнки в подшипнике. В старом оборудовании такое применялось часто. И когда пошёл учиться в ВУЗ, ещё в 1970 году и пришёл работать,  старая гвардия популярно об этом объясняли, сейчас просто забыли. И даже расстояние между этими канавками рассчитывалось, в зависимости от вязкости масла. Теперь уже не помню как. Пролистал сейчас имеющуюся у меня литературу, ни слова об этом. Так что, если придётся делать этот вал, делайте "по образцу" и не сомневайтесь.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Helicoid от 01.11.18, 19:58:38
Цитата: Anod от 15.10.18, 14:33:59
Здравствуйте, форумчане.
К нам пришёл на ремонт ротор, у которого на шейках под щелевые лабиринты имеются "следы износа".

Цитата: Anod от 17.10.18, 10:12:11
В данном случае это не механизм скольжения
На рисунке наш случай посередине.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Анатолий Владимирович от 01.11.18, 23:16:41
Цитата: GenTAPo от 01.11.18, 18:03:40
Никакая балансировка здесь ни при чём. А то скоро до прицельной дальности дойдём. Если это высоконагруженный вал и эта шейка в подшипнике скольжения, то каким то образом туда подаётся смазка. Естественно, большого зазора быть не должно. При высокой нагрузке на вал и широкой шейки есть опасность разрыва масляной плёнки, со всеми вытекающими. Эти канавки для удержания масляной плёнки в подшипнике. В старом оборудовании такое применялось часто. И когда пошёл учиться в ВУЗ, ещё в 1970 году и пришёл работать,  старая гвардия популярно об этом объясняли, сейчас просто забыли. И даже расстояние между этими канавками рассчитывалось, в зависимости от вязкости масла. Теперь уже не помню как. Пролистал сейчас имеющуюся у меня литературу, ни слова об этом. Так что, если придётся делать этот вал, делайте "по образцу" и не сомневайтесь.

Канавки, выполненные таким образом, являются своего рода насосами, которые забирают масло сверху и при повороте вала нагнетают масло в нагруженную область контакта.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: GenTAPo от 02.11.18, 12:48:08
И это тоже одна из их задач. Совершенно с Вами согласен. Иначе плёнка масла просто не продавится вниз. Как я понял, вал тяжёлый. Значит, не просто подшипник скольжения со смазкой, а скорее всего подшипник жидкостного трения. Он позволяет при износе самоустанавливаться валу при вращении. Но не до бесконечного износа, когда масло начнёт вытекать. Нашёл литературу по этой теме. П.И. Орлов. Основы конструирования т.2 М. Машиностроение 1977 год Страница 352. Там и расчёт толщины плёнки жидкостного трения.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Helicoid от 02.11.18, 13:45:14
Цитата: GenTAPo от 02.11.18, 12:48:08
Нашёл литературу по этой теме. П.И. Орлов. Основы конструирования т.2 М. Машиностроение 1977 год Страница 352. Там и расчёт толщины плёнки жидкостного трения.
А еще там сказано, что в нагруженной области подшипников жидкостного трения канавок быть не должно. Но не об этом. Канавки здесь не в подшипнике скольжения, а в уплотнении!
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: СВ от 02.11.18, 14:54:34
Цитата: Анатолий Владимирович от 01.11.18, 23:16:41
Канавки, выполненные таким образом, являются своего рода насосами, которые забирают масло сверху и при повороте вала нагнетают масло в нагруженную область контакта.
Удивительное "открытие"!  Известно, к примеру, что канавки  в подшипнике скольжения снижают его нагрузочную способность (иногда это используют специально), но канавки с одной стороны вала явно вал разбалансируют -  нагрузочная способность по углу поворота будет переменной.
- - - - -
Главное, о чём постоянно твердят: канавки - не в зоне опоры, а под лабиринтом. Как говорил ... : - это же ясно, ясно.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Анатолий Владимирович от 02.11.18, 15:16:50
СВ, то есть вы считаете что изначально канавки были по всей длине окружности ?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: СВ от 02.11.18, 15:45:00
 АВ, я думаю, их там не должно быть. Они - случайность. Если бы их заложили, то бОльших размеров.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Anod от 02.11.18, 15:52:06
Господа, пожалуйста, будьте внимательней при прочитывания всей переписки.
Это канавки на шейке по лабиринтными уплотнениями в компрессоре. Т.е. на этом месте проходит газ.
Не знаю, что затевали здесь японцы. Но в результате мы восстанавливаем шейки и канавки убираем.
Балансировать будем привычными методами
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Анатолий Владимирович от 02.11.18, 18:05:23
Цитата: СВ от 02.11.18, 15:45:00
АВ, я думаю, их там не должно быть. Они - случайность. Если бы их заложили, то бОльших размеров.
А вы не задумывались о том, как так получилось что канавки частично пропали с одной стороны но при этом сам опорный участок остался цилиндрическим ?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: СВ от 02.11.18, 21:37:07
 Вы явно не Ш.Холмс.
Например, УТВЕРЖДЕНИЕ, что
Цитата: Анатолий Владимирович от 02.11.18, 18:05:23
канавки частично пропали с одной стороны
чем обосновано?  Кто-то раньше видел "не пропавшие канавки"?
Кто-то измерял цилиндричность?
И пр., пр., пр.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Анатолий Владимирович от 02.11.18, 21:43:31
СВ
"...но канавки с одной стороны вала явно вал разбалансируют -  нагрузочная способность по углу поворота будет переменной"
я интерпретировал это то будто вы думали, что канавки изначально были на всей длине окружности одинаковой глубины.

"...я думаю, их там не должно быть. Они - случайность. Если бы их заложили, то бОльших размеров."
то есть японцы не знали что делали ?
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: СВ от 02.11.18, 21:52:58
 Простите, Вы очень невнимательны.
Посмотрите: это мой ответ НА ВАШИ слова, т.е. Вы предположили, что это подшипник скольжения и на шейке спец.канавки, а я ответил, что ДЛЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ такие канавки недопустимы!
А дальше - что ЭТО не подшипник, а лабиринт , о чём постоянно напоминает автор темы.
Ncht verstehen?

Что касается МОЕГО мнения, а не нашего с Вами диалога, то он на первой странице
Цитата: СВ от 17.10.18, 16:20:33
... Может это косячные лабиринтные канавки? Или похлеще - СПЕЦИАЛЬНЫЕ (запатентованные)  лабиринтные канавки?

Что касается "знатности" японцев, то Ваш аргумент в таком виде просто удивителен.
  Ведь это же ЯПОНЦЫ!
Фукусима тоже в Японии, знаете ли...
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: Анатолий Владимирович от 02.11.18, 21:59:30
СВ, я думал тут люди решают конструкторские задачи а не к словам придираются.
Название: Re: Странные канавки на валу
Отправлено: СВ от 02.11.18, 22:01:58
 Верно! Я тоже "кинул" пару слов, а тут ко мне, понимаешь. придираться начали. А я не еврей, вместо метода "вопросом на вопрос" попытался что-то объяснить.
Всё же надеюсь - объяснил и "вопрос решён".