Здравствуйте.
Нужна помощь в построении профиля муфты зубчатой по ГОСТ Р 50895-96 (для оформления чертежа). Данные число зубьев=38; модуль=2,5. Для понимания прилагаю фото (не пойму у обоймы тоже эвольвента или прямая это износ). Прошу не готового решения с помощью программ. Так, как я раньше с зубчатыми не сталкивался прошу объяснить ход решения (ГОСТы, теория что посмотреть). Как добиться нужных зазоров между зубьями втулки и обоймы. По ГОСТ Р 50895-96 я вижу только ссылку на ГОСТ 13755 (исходный контур) и ГОСТ 1643 степень точности. Профиль нужен для обработки на электроэрозионном проволочно-вырезном станке с ЧПУ (для инструмента или самого изделия). Похожие темы на форуме просмотрел (времени мало, может что пропустил). В моем распоряжении Компас SHAFT 2D(3D), компас 13, KOMPAS-3D_Viewer_V15_1.
Спасибо за помощь
Начиная с 15 КОМПАСА в состав приложения "Валы и механические передачи" (оно же ранее Shaft) я включил расчетный модуль для зубчатых муфт. Вам этого будет достаточно. Там же и построение чертежей и 3D моделей.
Обьяснять же методику работы модуля и принципы расчетов я не буду. Извините это долго.
Если интересно узнать.. Читайте ГОСТ, книжки Айрапетова и Попова, методики заводов выпускающие муфты. У меня на методическую подготовку к разработке ушло несколько месяцев.
Спасибо за совет. Нормаль заводскую ЭЗТМ уже раздобыл, а вот с Айрапетовым пока туго.
В результате обмена нормали ЭЗТМ на потребные чертежи и модели сделано следующее :
Сделал я только сами венцы.
https://cloud.mail.ru/public/7hGG/WV5fdi3i6
В каталоге V16 - в формате КОМПАСА 16 и чертежи и модели
В каталоге V5.11 - в формате КОМПАСА V5.11 чертежи и в формате IGES модели (по другому я их в 13 КОМПАС не передам)
Листинг расчета - Slee_Gea_GM.pdf
Визуализация зацепления в сборке - VisualGears Z1=38, Mn=2,5.jpg
Здравствуйте, скажите пожалуйста можно по чертеж созданному в "Валы и мех. передачи 2D" автоматически создать 3D модель ?
Вообще странный вопрос. Этот функционал был всегда.
Ответ - можно...
я предполагал данный ответ , но я не могу догадаться как это делать
1) Нажать в режиме редактирования вала кнопку F1
2) Прочитать Help. Если более конкретно, то тему "Группа команд Дополнительные построения и действия"
3) Выполнить, то что советуется хелпом
4) После того как получите желаемое, снова открыть Help и прочитать его весь подробно - пригодится однозначно...
В лучших традициях, сам спросил сам ответил, можно , нашел ) Всем спасибо
1) Нажать кнопку "генерировать модель"
2) посмотреть как завис ПК
3) перезагрузить ПК
4) Повторить все с шага 1.
Цитата: Энтузиаст от 24.01.16, 13:19:06
Здравствуйте.
Нужна помощь в построении профиля муфты зубчатой по ГОСТ Р 50895-96 (для оформления чертежа). Данные число зубьев=38; модуль=2,5. Для понимания прилагаю фото (не пойму у обоймы тоже эвольвента или прямая это износ).
Для кранов такие муфты шли. Погуглите альбом деталей кранов типа ККС5. Там приведены чертежи элементов данных муфт. На шестерне стандартного венца того самого модуля и числа зубьев просто указана сферическая обточка. Для "избегания" перекоса валов. И все. О потерях прошу забыть ибо по умолчанию запас прочности 5, Чаще быстроходные валы летят.
Подскажите пожалуйста как спроектировать что то похожее как на рисунке.
Полагаю это либо "втулка зубчатой соединительной муфты", либо "втулка зубчатой глухой муфты". (способы построения зубьев)
Важный момент то что муфта имеет ход в 50 мм. вдоль оси.
из исходных данных есть только передаваемый момент = 3000 н*м
Цитата: Ar4e от 09.10.17, 12:12:43
В лучших традициях, сам спросил сам ответил, можно , нашел ) Всем спасибо
1) Нажать кнопку "генерировать модель"
2) посмотреть как завис ПК
3) перезагрузить ПК
4) Повторить все с шага 1.
Чертеж свой приложите. Я посмотрю, что не так... И модель сделаю.
вот
модель я и сам сделал, но вот отослать не получается. :(
вот 2 вариант, он странно отрисован в 2d, модель рисует красивее
Тогда при чем здесь посты про перезагрузки ПК? Аргументируйте...
Очень долго строит модель в первом варианте, примерно 20 мин. Ощущение что комп виснет
Цитата: Ar4e от 09.10.17, 14:34:01
Подскажите пожалуйста как спроектировать что то похожее как на рисунке.
...
Подозрительная конструкция:
наружная обойма (пластиковая), похоже, служит для включения/выключения правой п/муфты, установленной на подшипниках. Т.к. обе п/муфты сидят на одном валу (т.е. имеется точное соединение деталей), то смысла ставить муфту, специально предназначенную для больших перекосов, нет.
Наружная обойма (пластиковая) внутри имеет зубья не по всей длине, а именно: в показанном положении напротив правой п/муфты зубьев нет.
Такое впечатление, что данную муфту в устройство просто приспособили из того, что нашлось под рукой.
(Подшипник сферический - за каким х.....? Перекосов нет. Словно студент практиковался...)
нет, она не пластиковая . Это просто часть чертежа не по нашим гостам деланого . (Европа)
Цитата: Ar4e от 09.10.17, 14:34:01
Подскажите пожалуйста как спроектировать что то похожее как на рисунке.
Полагаю это либо "втулка зубчатой соединительной муфты", либо "втулка зубчатой глухой муфты". (способы построения зубьев)
Важный момент то что муфта имеет ход в 50 мм. вдоль оси.
из исходных данных есть только передаваемый момент = 3000 н*м
купите готовую импортную, ищите каталоги в инете, они есть (хотя на счет хода не уверен). будет проще и надежнее. а то сначала найти как спроектировать. потом найти как изготовить - наружный шлиц-то ладно на зубофрезерном сделаете, а внутренний такой длинный где долбить?
Цитата: Ar4e от 09.10.17, 16:43:10
вот 2 вариант, он странно отрисован в 2d, модель рисует красивее
Да уж... Голову бы еще к модели приложили хоть чуть-чуть, может и получилось бы что-то нормальное.
А так впечатление, что про муфты зубчатые Вы вообще в первый раз услышали... Может почитаете литературу прежде чем в омут нырять?
Цитата: Ar4e от 09.10.17, 16:43:10
вот 2 вариант, он странно отрисован в 2d, модель рисует красивее
Так это не муфта. Это... "рога" ? )
Поясню детали ошибки.
Человече взял глухую муфту, и решил, что если у втулки ейной сделать огромные радиусы скругления с торцов, то это ни с того ни с чего станет втулкой соединительной муфты. Но не станет. (Да и радиусы скругления в 2D уж хотя бы в нужную сторону завернул - тем более это совсем просто).
Назначение соединительной муфты, не только соединять (это то как раз можно сделать и глухой муфтой), но и компенсировать углы перекоса.А углы перекоса надо считать, соответственно с учетом допусков на втулке и обойме и как правило надо играть коэф..смещения венцов, чтобы выйти на желаемый угол перекоса. И зубья на втулке поэтому не такие уж и простые. И если они бочкообразные кстати, то на зубофрезерном вот так вот запросто их не сделать без специальных приспособлений или вообще специальных станков.
Какие углы перекоса валов ? 2 втулки сидят на одном валу, 3 втулка их объединяет между собой. Вы прежде чем писать хоть посмотрите на чертеж. Назначение конструкции подключать и отключать привод. И вот что бы это подключение проходило без заклинивания, необходимо понять как прорисовать все это с помощью компаса. Либо это "втулка зубчатой соединительной муфты" либо это просто "цилиндрическая шестерня с внешними зубьями" с дальнейшей затыловкой зубьев, как показано на Картинке ниже. Но вот в компасе затыловка иная, грубо говоря, просто галтель которая не обеспечит отсутствие заклинивания при переключении.
Уважаемый Golovanev если есть какие-то четкие методические указания, нормы , госты по проектированию подобных муфт прошу указать ссылки на них, таким образом вы быстрее докажете всем что вы тут самый образованный и просветленный
1) Если это просто цилиндричка, то и считайте ее как цилиндричку, а уж дальше все ручками доделаете.
А про то что пишите Вы (если просто для переключения - то скорее всего всё как в коробках передач, про ньюансы не скажу - не
занимался проектированием коробок)
2) Про зубчатые соединительные муфты и литературу
ГОСТ 5006-55 Муфты зубчатые
ГОСТ 5006-83 Муфты зубчатые. Технические условия
ГОСТ Р 50895-96 Муфты зубчатые. Технические условия
ЭЗТМ Нормаль ЭЗТМ 1250-64. Муфты зубчатые
Зоря-Машпроект ИЖАКИ.102.034-1-2009. Муфты зубчатые. Оформление чертежей. Допуски
Зоря-Машпроект 96С-26 Тепловой расчет зубчатых муфт
УралМаш, СТП Н58-71 Муфты зубчатые. Осн. параметры зацепл. и нормы точн. изгот. и установки
Айрапетов Э.Л. Метод расчета на прочность зубчатых муфт, ВНИИНМАШ, 1987
Айрапетов Э.Л., Косарев О.И. Зубчатые муфты, 1982
Айрапетов Э.Л., Мирзаджанов Д.Б. Зубчатые соединительные муфты, 1991
Мирзаджанов Д.Б. Соединительные муфты, 1989
Попов А.П. Зубчатые муфты в судовых агрегатах, 1985
Прыганов В.И. Методы и средства контроля зубчатых муфт, 1964
Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин, 2008 - с.371-373
Ивочкин М.Ю. Разработка методов анализа и синтеза зубчатых муфт и совершенствование на их базе зубчатых шпинделей прокатных станов, 2004 (Диссертация)
Планетарные передачи. Справочник. Под ред. докторов техн. наук В. Н. Кудрявцева и Ю. Н. Кирдяшева. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1977, с. 184-207
+ ряд статей
соединительная муфта обычно немного другая: подвижная часть скользит по шлицам (ну можно и шпонку), вторая часть свободно вращается на валу (нужны ли подшипники или достаточно втулки - зависит от режимов работы). в одной части наружный зуб, во второй - внутренний. третья часть (как на фрагменте, цилиндр) ненужна вовсе - там всего две части.
обработка торца зуба - смотрите литературу по станкам, там должно быть скорей всего в нормалях.
Но вообще сейчас в автопроме применяется кулачковые муфты - торцевые зубья-кулачки. проще в изготовлении (фрезеруются пальцевой или дисковой фрезой) и возможно прочнее. Во всех мотоциклах так сделано, и наших и импортных, оч надежно - не смотря на регулярное ударное включение на оборотах и под нагрузкой поломки чрезвычайно редки. Втыкание пониженной без сцепления и без сброса газа на мощном моторе - переживают (если конечно сил ноги хватит "вбить" передачу), втыкание без сцепления при сбросе газа - вообще штатная работа.
(https://forum.ascon.ru/proxy.php?request=http%3A%2F%2Fmotorazborka.ru%2Fdata%2Fpage_doska_ob%2Fp22760_1big.jpg&hash=80490f55aaec00ff0d696e0c195afefbec98510e)
http://gk170.ru/48/kulahkovaa-kpp-vaz-58671.html
Цитата: Ar4e от 11.10.17, 09:39:09
Назначение конструкции подключать и отключать привод.
Уверены?
да
затыловку зуба, как на картинке выше, кто-нибудь знает как делать ?
Первый раз вижу не вышибаемое уплотнительное кольцо на пластиковой зубчатой втулке.... На некоторых по моему финских автомобильных дробилках стоят подобные системы перед карданами, но они несут функцию разрушаемого элемента, а излишняя длина всего лишь для вставки... Затыловка такого типв выполнялась на зубонакатных станках (технологически). в остальных случаях хватало проточки и фаски.Ну да конструктор барин.
Обкаткой пальцевой фрезой.
Цитата: Jean от 11.10.17, 14:39:13
Первый раз вижу не вышибаемое уплотнительное кольцо на пластиковой зубчатой втулке.... На некоторых по моему финских автомобильных дробилках стоят подобные системы перед карданами, но они несут функцию разрушаемого элемента, а излишняя длина всего лишь для вставки...Ну да конструктор барин..
прочтите на превой странице что я писал
Цитата: Николай от 11.10.17, 14:40:15
Обкаткой пальцевой фрезой.
а в компасе? там затыловка какая-то вялая
Она не вялая. Просто руки не дошли.
Мало построить это средствами КОМПАСА (хотя и это не просто), надо еще это запрограммировать в 3D. Пока четкого алгоритма не сформировано.
Что касаемо затыловки - есть книга - Рабкин А.Л. Затыловочные станки, 1976, 128 с.
У меня она есть.
сейчас-то на ЧПУ пальцевой фрезой делать.
необязательно полукругом, можно просто заходные фаски дисковой фрезой - в каждую впадину фрезой тыкаешь. там ведь главное что бы зуб воткнулся. если бы тут люфт по зубьям был большой - о вообще фаска не нужна, у кулачков зазор большой - там чисто притупление кромки, никаких фасок, залетает на ходу без проблем.
ясно, в общем для понял , что прорисовывать это в модели нет никакого смысла, просто сделаю в чертеже как положено и все. Надеюсь без вращения будет втыкаться.
Кстати в во втулке с внутренними зубьями компас ругается про заострение зубьев, можно ли как то этого избежать , либо это не очень существенно. Я погуглил, но как то все расплывчато описано на просторах инэта, а времени досконально изучать , как всегда нет
И все таки лучше поизучать.... Заострение это серьезно. Тонкий зуб на вершине, чего же в этом хорошего то?
Болотовский И.А. Справочник по геометрическому расчету эвольвентных зубчатых передач, 1986
Про заострение конкретно - стр.132
И все таки как я погляжу считаете Вы "это" как соединительную муфту.
Тогда хоть посчитайте ее правильно. Измените коэффициенты смещения X1=0, X2=0.184 и уйдете от заострения, а то провалили исходный контур втулки с минусовым коэффициентом смещения, а потом ...... за заострение...
Почему ширина венца втулки в расчете такая же как обоймы? Это что так и есть...? Так так не бывает.
x1=0 нельзя ввести даже (если считать ка кмуфту)
если как шестерню с внутренним зацепом , то не хечет считать при одинаковом кол-ве зубьев
Значит у вас старая версия модуля расчета. Надеюсь он у вас лицензионный? Какой версии КОМПАС и моё приложение?
16,1
про "ваше приложение" не в курсе
Вам нужна 17 версия КОМПАСА и моего приложения.
:%:
а вот теперь мне нужно выпить
Без вращения может не воткнутся, в станках когда делают автоматическое переключение - ползучую скорость врубают, чтоб одна часть вращалась 0,5..1 об/сек, пока гидроцилиндр давит. При переключении вручную рукой проворачивают. Обработка торца зуба сильно картину не меняет, всеравно желательно проворачивать.
В старом модуле я считал наружный венец отдельно (как пару из двух одинаковых шестерен), внутренний отдельно, и оба без смещения.
ЗЫ а еще лучше не просто ползучую, а вращать туда-сюда, у нас так станки и программировали.
Если так, то проще посчитать как глухую муфту.
Цитата: Ar4e от 12.10.17, 09:38:04
:%:
а вот теперь мне нужно выпить
Golovanev - разработчик 2D и 3D Shaft для компаса. Вот и называет эту библиотеку своей :o:
С вашего позволения подниму тему-старушку.
Передо мной задача: создать чертежи для изготовления деталей грейферного крана. Детали есть, но изношенные. Там применяется зацепление как в зубчатой муфте (от редуктора передаётся вращение на барабан с тросом).
Вот что мне удалось намерять: число зубьев 40; диаметр впадин зубьев на обойме примерно 415 мм, диаметр вершин зубьев 377 мм, диаметр вершин остатка зубьев на колесе 408.
Применяю "Валы и механические передачи 2D" [версия 17.1, сборка R07, дата 15.06.2017], расчёт для "зубчатая муфта глухая"(с лицензией, всё законно).
Вбиваю z=40, m=10 без смещения и получаю диаметры большие чем в детали.
Добавляю смещение -0,29 (на значения ниже программа начинает ругаться при пересчёте) диаметры уже становятся ближе к измеренным.
Имею несколько вопросов:
1) Почему втулка на чертеже чертится без сферического закругления зубьев?
2) Почему нет возможности [без танцев с бубном] построить профиль обоймы, а только втулки?
3) Почему на визуализации зацепления не видно боковых зазоров между зубьями, компенсирующих смещение редуктора относительно барабана?
4) Как мне построить и обойму и втулку максимально схожими с железом?
Глухая муфта - беззазорная, это практически две шестерни, как
Цитата: Kirilius83 от 12.10.17, 10:07:25В старом модуле я считал наружный венец отдельно (как пару из двух одинаковых шестерен), внутренний отдельно, и оба без смещения.
Вам нужна муфта компенсационная, со сферическим профилем.
Здесь 2 варианта:
1 - полностью повторить имеющуюся, для взаимозаменяемости - если придётся ремонтировать частями. Но для построения нужно иметь обмеры НОВЫХ зубьев.
2 - делать "собственные" зубья, ни на кого не оглядываясь. Похоже, это ваш вариант.
- - - - -
На некоторых редукторах, используемых для "прямого присоединения" тросовых барабанов, есть размеры муфт (к примеру https://xn--80aqy.com.ua/reduktory/rk-500/), можно ориентироваться. Но там есть нюансы.
Зубчатая муфта на редукторе.png
Зубчатая муфта на редукторе -2.png
Муфта глухая. Предназначена для соосного соединения двух половин, с внешними и внутренними зубьями. Расчёт перекоса для таких муфт не предусмотрен. Уж так задолго до нас придумали. Соответственно и сферического закругления зубьев там не бывает. В приложении ВиМП в базовом комплекте.
Зубчатая соединительная муфта. Эта муфта допускает перекос осей, поэтому внешние зубья можно сделать, как прямые, так и бочкообразные, смотря, что выбрали при расчёте. Внутренние зубья в обойме в любом случае прямые. Поставляется в приложении ВиМП по отдельно оплаченной лицензии.
Пример на скриншоте. Муфта в сборе, кстати, железнодорожного крана КД-251. И одна из деталей, которая одновременно втулка и обойма. Там соединение двухступенчатое. И изменения, которые добавили в расчёт с версии V17. Там же и ссылка на ролик, можно посмотреть и вопросы отпадут. Так, как Вы строите, тут добавлю, здесь убавлю, ничего хорошего не получится.
В папке КОМПАСа Samples есть пример оформления чертежей этой муфты и сборка с моделями деталей
2023-10-06_17-44-27.png2023-10-06_17-35-45.pngМуфты зубчатые соединительные.pdf
Цитата: СВ от 06.10.23, 15:51:37На некоторых редукторах, используемых для "прямого присоединения" тросовых барабанов, есть размеры муфт (к примеру https://xn--80aqy.com.ua/reduktory/rk-500/), можно ориентироваться. Но там есть нюансы.
У меня как раз подобный редуктор, но не РК-500, а РМ-500
Имею вот это от РМ-500
Припоминаю, что вроде бы ф448 при расчёте не получится, нужно его "принудительно" поставить, в расчёте муфты это есть (на стр.2)
Цитата: СВ от 09.10.23, 08:38:18Имею вот это от РМ-500
Извините, ввёл в заблуждение!
Редуктор 1ц2н-500-40-22-км-у2.
Нашел информацию (http://www.zarem.ru/reduktory-tcilindricheskie-dvukhstupenchatye/reduktory-1tc2n-450-1tc2n-500-tc2n-630-tc2n-710) по нему.
За чертёж вала спасибо отдельное!
Зубчатые полумуфты у них явно по одному принципу строятся, тоже имеется ф448.
- - - - -
Как у вас выглядит общий вид, любопытно взглянуть (желательно с разрезом по валам)?
Цитата: ТрындецЪ от 06.10.23, 15:35:04С вашего позволения подниму тему-старушку.
Передо мной задача: создать чертежи для изготовления деталей грейферного крана. Детали есть, но изношенные. Там применяется зацепление как в зубчатой муфте (от редуктора передаётся вращение на барабан с тросом).
Вот что мне удалось намерять: число зубьев 40; диаметр впадин зубьев на обойме примерно 415 мм, диаметр вершин зубьев 377 мм, диаметр вершин остатка зубьев на колесе 408.
Применяю "Валы и механические передачи 2D" [версия 17.1, сборка R07, дата 15.06.2017], расчёт для "зубчатая муфта глухая"(с лицензией, всё законно).
Вбиваю z=40, m=10 без смещения и получаю диаметры большие чем в детали.
Добавляю смещение -0,29 (на значения ниже программа начинает ругаться при пересчёте) диаметры уже становятся ближе к измеренным.
Имею несколько вопросов:
1) Почему втулка на чертеже чертится без сферического закругления зубьев?
2) Почему нет возможности [без танцев с бубном] построить профиль обоймы, а только втулки?
3) Почему на визуализации зацепления не видно боковых зазоров между зубьями, компенсирующих смещение редуктора относительно барабана?
4) Как мне построить и обойму и втулку максимально схожими с железом?
из моей практики: есть профиль зуба для эвольвентных шлицевых соединений, а есть профиль зуба для шестерен. и те и те- эвольвентные, но! там разный угол исходного профиля - для шестерен он 20 гр, а для шлицевых соединений он 30 гр. Для муфт на практике применяют и те и те.
так же сами исходные профили немного разные, да и для шестерен они тоже бывают разные.
Поэтому - может там профиль не тот который вы считаете?
Вот что получается из
"z=40, m=10";
в=15, наруж.диаметр=420 - по редуктору:
угол прекоса задаём 1,5°,
Зубчатая муфта з40 м10 -10.png
Зубчатая муфта з40 м10 -11.png