Форум пользователей ПО АСКОН

Профессиональные вопросы => Конструкторские и технологические задачи => Тема начата: Golovanev от 13.02.15, 15:02:48

Название: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Golovanev от 13.02.15, 15:02:48
Столкнулся тут с фотографией эпицикла от планетарной передачи автоматической коробки передач.

И никак не могу решить - зачем на вершине зубьев ступеньки?

Будут у кого какие реальные соображения?
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Dometer от 13.02.15, 15:14:44
Вариант a.
Выступы служат для какого-то технологического базирования при обработке эпицикла.

Вариант б.
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.

Вариант г.
Выступ, контактируя с дном впадины зуба саттелита, препятсвует перетеканию масла в процессе зацепления. (Что отъ этого улучшается я пока не думал.)
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: niklas от 13.02.15, 20:31:13
Цитата: Golovanev от 13.02.15, 15:02:48
Столкнулся тут с фотографией эпицикла от планетарной передачи автоматической коробки передач.

И никак не могу решить - зачем на вершине зубьев ступеньки?

Будут у кого какие реальные соображения?
А в ответных деталях что?
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Golovanev от 14.02.15, 18:05:27
АКПП от Митсубиси Лансер

Похоже именно то, что предположил Dometer

==================
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
==================


Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: FuG4s от 15.02.15, 16:49:51
Цитата: Golovanev от 14.02.15, 18:05:27
АКПП от Митсубиси Лансер

Похоже именно то, что предположил Dometer

==================
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
==================



Я тоже согласен с Dometer.Это как в шлицевых прямобочных соединениях с вариантом базирования по дну впадин(впадина с подрезом по сторонам) по гост 1139-80.А тут аналогично,только по выступам.Если память не изменят,то нечно подобное используется в ГМП БелАзов,и ,если изменяет, то в других гидравлических механизмах(забыл уже,давно дело было).
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: JIK от 15.02.15, 20:59:21
Мое мнение - для масла. Не думаю, что выступ контактирует с дном, скорее просто разбивает "ванночку" (или как ее назвать?) масла у дна, одновременно уносит, дополнительно смазывая венец. Может еще кавитация была, если скорости большие. Дополнительно базировать какой смысл? И требования к точности с этих выступов никто не снимает, и потом, что проще точнее сделать: зуб или выступ, еще вопрос...
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Dometer от 15.02.15, 23:35:34
Ответная деталь немного озадачила. Ибо по картинке эпицикла можно подумать, что зацепление прямозубое. Однако, фотка саттелита опровергает такое представление.
Но если зубья косые, то базирование "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита"  работает при любом положении зубьев (в постоянном контакте а не только в моменты "зуб саттелита во впадине эпицикла"). Значит версия "базирования" обрела больше правдоподобия.
Цитата: JIK от 15.02.15, 20:59:21
...И требования к точности с этих выступов никто не снимает, и потом, что проще точнее сделать: зуб или выступ, еще вопрос...
Проблема не в точности зубьев, в сопряжении, в боковом зазоре зубьев. Не предусмотреть бокового зазора - получить заклинивание передачи когда что-то неравномерно нагреется. Но если зазор в зацеплении (боковой), предположим 200 мкм, то при отсутствии нарузки или в момент реверса нагрузки зуб саттелита может [радиально] провалиться на 600 мкм (а это уже ощутимо).
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: niklas от 16.02.15, 08:17:04
Цитата: Golovanev от 14.02.15, 18:05:27
АКПП от Митсубиси Лансер

Похоже именно то, что предположил Dometer

==================
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
==================
Похоже так и думаю - просто центрирование. Смотрю в рис. АКПП похоже минимум подшипников, а стало быть она получилась более компактная
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Dometer от 16.02.15, 12:21:50
Цитата: niklas от 16.02.15, 08:17:04
...более компактная
Наиболее загружены подшипники саттелитов. А остальные подшипники практически не испытывают радиальный нагрузки (вес воспринимают и толчки).
Но в таких агрегатах подшипники "выкидывают" не для пущей компактности (яко был вариант с большим количеством подшипников), но чтобы вообще всё как-то компоновалось, а потом ещё и из отдельных деталей собрать можно было.
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Golovanev от 17.02.15, 08:01:35
Идея была хороша с центрированием, но инициатор вопроса прислал следующее фото и видео.... (((
Ни о каком центрировании по этой ступеньке и речи быть не может...  Ступенька даже не касается впадины сателлита.

Видео - https://cloud.mail.ru/public/493955a1d825/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0.mov

Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: FuG4s от 17.02.15, 08:57:14
Как подсказал коллега-это внутренняя база под кулачки или центровки, или база для зубомера(подсказал технолог по мех.обработке).
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: IgorT от 17.02.15, 09:10:40
А как деталь изготовлена? Может быть чисто технологическое?
Эти ступеньки как-то обработаны?
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Kirilius83 от 17.02.15, 09:21:16
Скорей всего да, база, а выступы - просто в место фасок выборки сделаны, что бы заусенец не мешался и кромка зуба не забивалась.
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: JIK от 17.02.15, 10:05:24
Вместо фасок, возможно.
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Вячеслав от 17.02.15, 10:45:19
База для зубомера - весьма сомнительно.
База для центровки - весьма сомнительно. В самом крайнем случае, если уж нет возможности забазироваться нормально, или если деталь нежесткая, то перед долбежкой зубьев внутреннюю поверхность проходят беззубым долбяком, потом меняют долбяк - и вперед.
В качестве фаски - ну можно же сделать долбяки с таким профилем, что будет и самая красивая фаска. А судя по фото, сделаны они неаккуратно. Это самое корректное определение, которое приходит на ум.
Если речь идет об обработке, где эти поверхности используются в качестве базы, то я мало верю в это. Проще уж и надежнее по поверхности зубьев центрироваться.

Ничего в голову не приходит, как только пробный проход для проверки наладки станка. Таким мы на старой работе увлекались весьма часто... И результат был весьма похожий, только мы не так уж сильно заглублялись в тело эпицикла. Да и пробный прорез либо срезается дальше при окончательной обработке, либо он не такой.

Весьма перемудрили изготовители...

Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: obesov от 17.02.15, 10:57:19
Цитата: IgorT от 17.02.15, 09:10:40
А как деталь изготовлена? Может быть чисто технологическое?
Эти ступеньки как-то обработаны?
А ведь правильно вопрос поставлен!
Если заготовка выполнена литьём, то напрашивается наличие "пимпочки" для равномерного остывания зуба по всей высоте.
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Вячеслав от 17.02.15, 11:02:37
Цитата: obesov от 17.02.15, 10:57:19
  Если заготовка выполнена литьём, то напрашивается наличие "пимпочки" для равномерного остывания зуба по всей высоте.
Нет, равномерного остывания зуба по высоте при такой форме с пимпочкой не будет.
Да и этот эпицикл наверное еще и цементирован, тогда наличие пимпочки явно отрицательно. Срезали кромки зуба между цементацией и закалкой для уменьшения вероятности скола кромок - ??? Маловероятно...

В общем, темный лес...
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Dometer от 17.02.15, 11:27:36
А почему качество поверхности эпицикла (судя по певой фотки) несопоставимо лучше, чем грубая обработка саттелитов ? (На фотке с сопряжёнными зубьями другой экземпляр эпицикла или другой (но то же со ступеньками) эпицикл ?)

Цитата: Kirilius83 от 17.02.15, 09:21:16
Скорей всего да, база, а выступы - просто в место фасок выборки сделаны, что бы заусенец не мешался и кромка зуба не забивалась.
То есть подозрения, что зубья эпицикла "заточены" для приработки зубьев саттелитов "со снятием стружки". (Для этого твёрдость эпицикала должна заметно выше быть, чем у зубте саттелитов). (Автовладельцам остаётся надеяться, что эта [индивидуальная] приработка совершается в производственных условиях, а не в период обкатки автомобиля)
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Вячеслав от 17.02.15, 12:04:53
Цитата: Dometer от 17.02.15, 11:27:36
То есть подозрения, что зубья эпицикла "заточены" для приработки зубьев саттелитов "со снятием стружки".

Зубья сателлитов прирабатывать по эпициклу?  :%:
Та бросьте...
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Dometer от 17.02.15, 12:37:54
Цитата: Вячеслав от 17.02.15, 12:04:53
Зубья сателлитов прирабатывать по эпициклу?  :%:
Та бросьте...
Логика в том, что если приработкой желать поправить взаимопригрешения угла наклона зубьев [косозубой передачи], то "инструментная" деталь должна быть одна, а "поправляемых" может быть много. Но не наоборот. При "инструментальном" эпицикле все саттелиты подгонятся под эпицицикл. Если же "заточить" все саттелиты, то каждый будет пытаться "догрызть" эпицикл "под себя". И если все эпициклы не идеально идентичны, этот процесс-спор не придёт к завершению.
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: СВ от 17.02.15, 13:16:06
 Никаких приработок в коробке быть НЕ ДОЛЖНО.

Похоже, как уже заметили, что поверхности - литые.

А что если попросить сфотографировать строго перпендикулярно к торцам зубьев, издалека и с зумом - чтобы минимально искажался профиль зубьев на фото, чтобы свет чётко показывал форму зубьев, наложить это фото на рассчитанный профиль и свериться, что там совпадает/не совпадает?
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Dometer от 17.02.15, 14:09:20
Цитата: СВ от 17.02.15, 13:16:06
Никаких приработок в коробке быть НЕ ДОЛЖНО.
Я не настаиваю, что "в коробке". Приработать саттелиты под конкретный эпицикл можно отдельно (до установки в коробку).

Могу ещё предположить такую интерпретацию варианта "для масла":
Острая кромка снимает часть слоя масла с зуба саттелита, но за счёт ступеньки (выступа, гребня) это масло не перескаивает на нерабочий профиль зуба эпицикла, но [под действием центробежной силы] затекает на рабочий профиль с некоторой задержкой.
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: obesov от 17.02.15, 14:17:01
Цитата: Dometer от 17.02.15, 14:09:20
...Могу ещё предположить такую интерпретацию варианта "для масла":..
Тогда, по идее, любые зубчатые передачи должны обладать подобными "прогрессивными" профилями зубьев. Нет?  :)
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: niklas от 17.02.15, 14:20:07
Цитата: Golovanev от 17.02.15, 08:01:35
Идея была хороша с центрированием, но инициатор вопроса прислал следующее фото и видео.... (((
Ни о каком центрировании по этой ступеньке и речи быть не может...  Ступенька даже не касается впадины сателлита.

Видео - https://cloud.mail.ru/public/493955a1d825/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0.mov
Может этот эпицикл используется еще и в других механизмах, где эта штукенция нужна??? Может создатели АКПП использовали готовые уже решения, как это часто водится. Шпунтик от Даймлер-Бенц, фиговинка от Оппель...
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: Dometer от 17.02.15, 15:46:33
Цитата: obesov от 17.02.15, 14:17:01
Тогда, по идее, любые зубчатые передачи должны обладать подобными "прогрессивными" профилями зубьев. Нет?
Не любые, а внутреннего зацепления.

Возможно, что "принцип улучшения смазывания" ещё проще. За счёт ступеньки создаётся пара канавок, в которых [на какое-то время] удерживается смазка (прилипает). В планетарных передачах со смазкой больше проблем, чем в "обычных"[внешнего зацепления] передачах.  Если масло "перелить", то оно скопится во впадинах зубьев эпицикла, и при ударе саттелита в эту "ванну" происходит сильный нагрев масла. Если "недолить" - то есть риск обеднить смазываение. Дополнительные поверхности для удержания масла способствуют снятию остроты проблемы.
Название: Re: Ступеньки на зубьях эпицикла планетарной передачи
Отправлено: obesov от 17.02.15, 16:07:56
Цитата: Dometer от 17.02.15, 15:46:33
Не любые, а внутреннего зацепления.

Возможно, что "принцип улучшения смазывания" ещё проще. За счёт ступеньки создаётся пара канавок, в которых [на какое-то время] удерживается смазка (прилипает). В планетарных передачах со смазкой больше проблем, чем в "обычных"[внешнего зацепления] передачах.  Если масло "перелить", то оно скопится во впадинах зубьев эпицикла, и при ударе саттелита в эту "ванну" происходит сильный нагрев масла. Если "недолить" - то есть риск обеднить смазываение. Дополнительные поверхности для удержания масла способствуют снятию остроты проблемы.
Про вспенивание масла не забыли?  ;) Может это "успокоители" такие?