Столкнулся тут с фотографией эпицикла от планетарной передачи автоматической коробки передач.
И никак не могу решить - зачем на вершине зубьев ступеньки?
Будут у кого какие реальные соображения?
Вариант a.
Выступы служат для какого-то технологического базирования при обработке эпицикла.
Вариант б.
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
Вариант г.
Выступ, контактируя с дном впадины зуба саттелита, препятсвует перетеканию масла в процессе зацепления. (Что отъ этого улучшается я пока не думал.)
Цитата: Golovanev от 13.02.15, 15:02:48
Столкнулся тут с фотографией эпицикла от планетарной передачи автоматической коробки передач.
И никак не могу решить - зачем на вершине зубьев ступеньки?
Будут у кого какие реальные соображения?
А в ответных деталях что?
АКПП от Митсубиси Лансер
Похоже именно то, что предположил Dometer
==================
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
==================
Цитата: Golovanev от 14.02.15, 18:05:27
АКПП от Митсубиси Лансер
Похоже именно то, что предположил Dometer
==================
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
==================
Я тоже согласен с Dometer.Это как в шлицевых прямобочных соединениях с вариантом базирования по дну впадин(впадина с подрезом по сторонам) по гост 1139-80.А тут аналогично,только по выступам.Если память не изменят,то нечно подобное используется в ГМП БелАзов,и ,если изменяет, то в других гидравлических механизмах(забыл уже,давно дело было).
Мое мнение - для масла. Не думаю, что выступ контактирует с дном, скорее просто разбивает "ванночку" (или как ее назвать?) масла у дна, одновременно уносит, дополнительно смазывая венец. Может еще кавитация была, если скорости большие. Дополнительно базировать какой смысл? И требования к точности с этих выступов никто не снимает, и потом, что проще точнее сделать: зуб или выступ, еще вопрос...
Ответная деталь немного озадачила. Ибо по картинке эпицикла можно подумать, что зацепление прямозубое. Однако, фотка саттелита опровергает такое представление.
Но если зубья косые, то базирование "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" работает при любом положении зубьев (в постоянном контакте а не только в моменты "зуб саттелита во впадине эпицикла"). Значит версия "базирования" обрела больше правдоподобия.
Цитата: JIK от 15.02.15, 20:59:21
...И требования к точности с этих выступов никто не снимает, и потом, что проще точнее сделать: зуб или выступ, еще вопрос...
Проблема не в точности зубьев, в сопряжении, в боковом зазоре зубьев. Не предусмотреть бокового зазора - получить заклинивание передачи когда что-то неравномерно нагреется. Но если зазор в зацеплении (боковой), предположим 200 мкм, то при отсутствии нарузки или в момент реверса нагрузки зуб саттелита может [радиально] провалиться на 600 мкм (а это уже ощутимо).
Цитата: Golovanev от 14.02.15, 18:05:27
АКПП от Митсубиси Лансер
Похоже именно то, что предположил Dometer
==================
В планетарных передачах блок саттелитов [водило] чато делают "плавающим" - базирование по боковым [рабочим] поверхностям зубев. Это уместно при больших постоянных нагрузках и малых оборотах. Иначе придётся делать жёсткое закрепление водила (что требует авиационной точности). Возможно, что выступы на вершинах служат для базирования по "вершина зуба эпицикла"-"впадина зуба саттелита" для [всё-таки] плавающего водила.
То есть это "дополнительное" базирование, служащее для исключения "проваливания" саттелита когда нет нагрузки.
==================
Похоже так и думаю - просто центрирование. Смотрю в рис. АКПП похоже минимум подшипников, а стало быть она получилась более компактная
Цитата: niklas от 16.02.15, 08:17:04
...более компактная
Наиболее загружены подшипники саттелитов. А остальные подшипники практически не испытывают радиальный нагрузки (вес воспринимают и толчки).
Но в таких агрегатах подшипники "выкидывают" не для пущей компактности (яко был вариант с большим количеством подшипников), но чтобы вообще всё как-то компоновалось, а потом ещё и из отдельных деталей собрать можно было.
Идея была хороша с центрированием, но инициатор вопроса прислал следующее фото и видео.... (((
Ни о каком центрировании по этой ступеньке и речи быть не может... Ступенька даже не касается впадины сателлита.
Видео - https://cloud.mail.ru/public/493955a1d825/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0.mov
Как подсказал коллега-это внутренняя база под кулачки или центровки, или база для зубомера(подсказал технолог по мех.обработке).
А как деталь изготовлена? Может быть чисто технологическое?
Эти ступеньки как-то обработаны?
Скорей всего да, база, а выступы - просто в место фасок выборки сделаны, что бы заусенец не мешался и кромка зуба не забивалась.
Вместо фасок, возможно.
База для зубомера - весьма сомнительно.
База для центровки - весьма сомнительно. В самом крайнем случае, если уж нет возможности забазироваться нормально, или если деталь нежесткая, то перед долбежкой зубьев внутреннюю поверхность проходят беззубым долбяком, потом меняют долбяк - и вперед.
В качестве фаски - ну можно же сделать долбяки с таким профилем, что будет и самая красивая фаска. А судя по фото, сделаны они неаккуратно. Это самое корректное определение, которое приходит на ум.
Если речь идет об обработке, где эти поверхности используются в качестве базы, то я мало верю в это. Проще уж и надежнее по поверхности зубьев центрироваться.
Ничего в голову не приходит, как только пробный проход для проверки наладки станка. Таким мы на старой работе увлекались весьма часто... И результат был весьма похожий, только мы не так уж сильно заглублялись в тело эпицикла. Да и пробный прорез либо срезается дальше при окончательной обработке, либо он не такой.
Весьма перемудрили изготовители...
Цитата: IgorT от 17.02.15, 09:10:40
А как деталь изготовлена? Может быть чисто технологическое?
Эти ступеньки как-то обработаны?
А ведь правильно вопрос поставлен!
Если заготовка выполнена литьём, то напрашивается наличие "пимпочки" для равномерного остывания зуба по всей высоте.
Цитата: obesov от 17.02.15, 10:57:19
Если заготовка выполнена литьём, то напрашивается наличие "пимпочки" для равномерного остывания зуба по всей высоте.
Нет, равномерного остывания зуба по высоте при такой форме с пимпочкой не будет.
Да и этот эпицикл наверное еще и цементирован, тогда наличие пимпочки явно отрицательно. Срезали кромки зуба между цементацией и закалкой для уменьшения вероятности скола кромок - ??? Маловероятно...
В общем, темный лес...
А почему качество поверхности эпицикла (судя по певой фотки) несопоставимо лучше, чем грубая обработка саттелитов ? (На фотке с сопряжёнными зубьями другой экземпляр эпицикла или другой (но то же со ступеньками) эпицикл ?)
Цитата: Kirilius83 от 17.02.15, 09:21:16
Скорей всего да, база, а выступы - просто в место фасок выборки сделаны, что бы заусенец не мешался и кромка зуба не забивалась.
То есть подозрения, что зубья эпицикла "заточены" для приработки зубьев саттелитов "со снятием стружки". (Для этого твёрдость эпицикала должна заметно выше быть, чем у зубте саттелитов). (Автовладельцам остаётся надеяться, что эта [индивидуальная] приработка совершается в производственных условиях, а не в период обкатки автомобиля)
Цитата: Dometer от 17.02.15, 11:27:36
То есть подозрения, что зубья эпицикла "заточены" для приработки зубьев саттелитов "со снятием стружки".
Зубья сателлитов прирабатывать по эпициклу? :%:
Та бросьте...
Цитата: Вячеслав от 17.02.15, 12:04:53
Зубья сателлитов прирабатывать по эпициклу? :%:
Та бросьте...
Логика в том, что если приработкой желать поправить взаимопригрешения угла наклона зубьев [косозубой передачи], то "инструментная" деталь должна быть одна, а "поправляемых" может быть много. Но не наоборот. При "инструментальном" эпицикле все саттелиты подгонятся под эпицицикл. Если же "заточить" все саттелиты, то каждый будет пытаться "догрызть" эпицикл "под себя". И если все эпициклы не идеально идентичны, этот процесс-спор не придёт к завершению.
Никаких приработок в коробке быть НЕ ДОЛЖНО.
Похоже, как уже заметили, что поверхности - литые.
А что если попросить сфотографировать строго перпендикулярно к торцам зубьев, издалека и с зумом - чтобы минимально искажался профиль зубьев на фото, чтобы свет чётко показывал форму зубьев, наложить это фото на рассчитанный профиль и свериться, что там совпадает/не совпадает?
Цитата: СВ от 17.02.15, 13:16:06
Никаких приработок в коробке быть НЕ ДОЛЖНО.
Я не настаиваю, что "в коробке". Приработать саттелиты под конкретный эпицикл можно отдельно (до установки в коробку).
Могу ещё предположить такую интерпретацию варианта "для масла":
Острая кромка снимает часть слоя масла с зуба саттелита, но за счёт ступеньки (выступа, гребня) это масло не перескаивает на нерабочий профиль зуба эпицикла, но [под действием центробежной силы] затекает на рабочий профиль с некоторой задержкой.
Цитата: Dometer от 17.02.15, 14:09:20
...Могу ещё предположить такую интерпретацию варианта "для масла":..
Тогда, по идее, любые зубчатые передачи должны обладать подобными "прогрессивными" профилями зубьев. Нет? :)
Цитата: Golovanev от 17.02.15, 08:01:35
Идея была хороша с центрированием, но инициатор вопроса прислал следующее фото и видео.... (((
Ни о каком центрировании по этой ступеньке и речи быть не может... Ступенька даже не касается впадины сателлита.
Видео - https://cloud.mail.ru/public/493955a1d825/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0.mov
Может этот эпицикл используется еще и в других механизмах, где эта штукенция нужна??? Может создатели АКПП использовали готовые уже решения, как это часто водится. Шпунтик от Даймлер-Бенц, фиговинка от Оппель...
Цитата: obesov от 17.02.15, 14:17:01
Тогда, по идее, любые зубчатые передачи должны обладать подобными "прогрессивными" профилями зубьев. Нет?
Не любые, а внутреннего зацепления.
Возможно, что "принцип улучшения смазывания" ещё проще. За счёт ступеньки создаётся пара канавок, в которых [на какое-то время] удерживается смазка (прилипает). В планетарных передачах со смазкой больше проблем, чем в "обычных"[внешнего зацепления] передачах. Если масло "перелить", то оно скопится во впадинах зубьев эпицикла, и при ударе саттелита в эту "ванну" происходит сильный нагрев масла. Если "недолить" - то есть риск обеднить смазываение. Дополнительные поверхности для удержания масла способствуют снятию остроты проблемы.
Цитата: Dometer от 17.02.15, 15:46:33
Не любые, а внутреннего зацепления.
Возможно, что "принцип улучшения смазывания" ещё проще. За счёт ступеньки создаётся пара канавок, в которых [на какое-то время] удерживается смазка (прилипает). В планетарных передачах со смазкой больше проблем, чем в "обычных"[внешнего зацепления] передачах. Если масло "перелить", то оно скопится во впадинах зубьев эпицикла, и при ударе саттелита в эту "ванну" происходит сильный нагрев масла. Если "недолить" - то есть риск обеднить смазываение. Дополнительные поверхности для удержания масла способствуют снятию остроты проблемы.
Про вспенивание масла не забыли? ;) Может это "успокоители" такие?