Постоянно слышу, что, мол, гроверы лопаются, потому применять их чуть ли не запрещено. Но никто из тех "рассказчиков" самолично не держал в руке лопнувшего гровера и даже не видел издалека. Посему хочу собрать статистику. Предлагаю высказаться.
P. S. Попрошу не отвлекаться на вопросы эффективности стопорения гроверами, речь сейчас пока идёт о механической прочности самих гроверов: лопаются или не лопаются? И если лопаются, то хотелось бы понять причины. Может, проблема не в гроверах, а в превышении момента затяжки, например. В общем, я весь - внимание. :)
Не видел...
Цитата: Torque от 01.12.13, 09:51:03
гроверы лопаются, потому применять их чуть ли не запрещено.
дело в
Цитата: Torque от 01.12.13, 09:51:03
эффективности стопорения
Остальное притянуто за уши, я думаю...
Цитата: Torque от 01.12.13, 09:51:03
Постоянно слышу, что, мол, гроверы лопаются, потому применять их чуть ли не запрещено. Но никто из тех "рассказчиков" самолично не держал в руке лопнувшего гровера и даже не видел издалека. Посему хочу собрать статистику. Предлагаю высказаться.
P. S. Попрошу не отвлекаться на вопросы эффективности стопорения гроверами, речь сейчас пока идёт о механической прочности самих гроверов: лопаются или не лопаются? И если лопаются, то хотелось бы понять причины. Может, проблема не в гроверах, а в превышении момента затяжки, например. В общем, я весь - внимание. :)
При откручивании гайки бывает что и лопается, что естественно, т.к. для того и гровер что-бы удерживать гайку от отдачи
Не применяйте "многоразовых" гроверов. Бывает, что пружина гровера разгибается (и может лопнуть) после разборки соединения, или острые кромки гровера притупляются и гровер перестаёт выполнять свои функции. Процессы носят вероятностный характер, поэтому никаких статистических цифр вы не найдёте.
Поинтересовался данным вопросом у главного конструктора,т.к. тоже стало интересно-и раньше никогда о проблеме лопнувших пружинных шайб не слышал.Был получен вот такой ответ:
Пружинные шайбы чаще изготавливаются из стали 60С2. Если режим термообработки не нарушен,то гровер не лопается.Если нарушен,то лопается и, главное, лопается гровер в момент затяжки, и никто этого просто не замечает-Человеческий фактор.И только потом, когда раскрутят-увидят,что он лопнул.Собственно вся статистика)))
Отличные комментарии. Пока получается 3:1 в пользу свидетелей Иеговы поломок гроверов. :-))) Необнадёживающая какая-то статистика...
И, видите, получается, что у кого-то гроверы лопаются при откручивании гайки, а у иных - при закручивании. Это вообще меня вводит в замешательство.
Продолжим собирать статистику. :)
Перекалёные гроверы лопаются при затяжке- не выдерживают напряжений на кручение. Если гровер при откручивании слишком глубоко зацепится за металл, то может лопнуть из-за напряжений, возникающих при изгибе (разгибе). А сырой гровер может просто разогнуться при разборке или не спружинить при затяжке. Может, "статистики" достаточно?
Вы поймите, теорию все собравшиеся понимают прекрасно, я надеюсь. Да там и понимать-то особо нечего - все на ладони. Но меня интересует именно статистика поломок. Поэтому достаточно будет, когда выскажется хотя бы треть форумчан.
Можно предельно кратко: были случаи, не было прецедентов.
В идеале, конечно, голосовалку прикрепить бы, но я не знаю, как.
Цитата: Torque от 02.12.13, 17:17:30
Вы поймите, теорию все собравшиеся понимают прекрасно, я надеюсь. Да там и понимать-то особо нечего - все на ладони. Но меня интересует именно статистика поломок. Поэтому достаточно будет, когда выскажется хотя бы треть форумчан.
Можно предельно кратко: были случаи, не было прецедентов.
В идеале, конечно, голосовалку прикрепить бы, но я не знаю, как.
Отличная идея!!!!Я за!!!! Попросим уважаемых модераторов состряпать "голосовалку" -и все на голосования!)))
Если вы когда-нибудь смотрели передачу "Кто хочет стать миллионером?", то возможно обратили внимание, что самая неэффективная подсказка это "Помощь зала" ))
Да я спросить могу хоть трижды, а сделаю-то я всё равно по-своему. :)
Если поломка гровера не привела как минимум к инцеденту, то никто Вам статистики не даст. Слишком мелкая деталь. А лопнул гровер при закручивании или откручивании можно судить только по излому.
Цитата: Torque от 01.12.13, 09:51:03
Постоянно слышу, что, мол, гроверы лопаются, потому применять их чуть ли не запрещено. Но никто из тех "рассказчиков" самолично не держал в руке лопнувшего гровера и даже не видел издалека. Посему хочу собрать статистику. Предлагаю высказаться.
За время работы на заводе технологом по сборке (7 лет) ни разу не видел сломанного гровера и ни разу не слышал от слесарей, что гровера рассыпаются на сборке, хотя об опасности и возможности такой поломки постоянно слышал от конструкторов, что и было основанием не применять гроверные шайбы внутри изделий (стопорили проволокой или планками).
А вот тарельчатые шайбы (шайбы Бельвиля) довелось видеть рассыпавшимися, причем рассыпались они от удара о бетонный пол с высоты верстака.
Извините за офтоп, но за 5-ть лет на заводе не видел гроверов даже из пружинной стали с закалкой)) Что не затяжка гровер под гайкой расползается...
Цитата: Алхимик от 04.12.13, 20:01:09
Извините за офтоп, но за 5-ть лет на заводе не видел гроверов даже из пружинной стали с закалкой)) Что не затяжка гровер под гайкой расползается...
Если не секрет, о каких размерах идёт речь? У нас крепёж в основном М8, М10, М12.
А про маленькие гроверы - да - сам наблюдал не раз: М4 расползаются на ура.
Только на М8 что то вроде каленое, всем остальным имеет место быть расползание. Но может есть такие гроверы по ГОСТ, не коленные, конструктор не указал, а снабженец купил что по дешевле.
По ГОСТу, твёрдость гроверов по Роквеллу должна быть не менее 40 единиц. А из стали 70 допускается увеличение твёрдости аж до 50.
Из последнего: М6. Контроль затяжки отсутствовал.
А может следует гровер располагать между двумя плоскими шайбами?
Это - первая мысль, которая большинству приходит в голову. Но в таком случае, функция гровера теряется окончательно. Если при контакте с гайкой он, теоретически, чего-то там как будто защищает от самоотвинчивания, то с двумя плоскими шайбами гайка будет вращаться по второй шайбе, как по маслу. Одного пружинящего эффекта - недостаточно, нужно какое-то зацепление.
Но и, в то же время, вполне очевидно, что даже с одной плоской шайбой получается то же скольжение, но уже не гайки по предлагаемой второй плоской шайбе, а самой плоской шайбы по скрепляемой детали. Не стоит забывать и о том, что бытует мнение об отсутствии зацепления острых кромок гровера с гайкой и плоской шайбой. Но это, по моим наблюдениям, больше относится к размерам до М6 включительно.
Ну и, кто ещё не видел, очень рекомендую: http://www.boltscience.com/pages/junkertesthelicalspringwasher.htm .
http://www.boltscience.com/pages/helicalspringwashers.htm
Не пробовали применять Nordlockи?
Да, похоже, всё к этому и идёт. Я присматриваюсь к INFIX, но мне надо, чтобы со стороны скрепляемой детали была гладкая поверхность, а поэтому придётся подкладывать обычную плоскую шайбу.
Цитата: Torque от 06.12.13, 23:52:17
Из последнего: М6. Контроль затяжки отсутствовал.
Вы, если я правильно понял, предлагаете качество гровера отслеживать при контроле затяжки?
100% контроль производится в особо важных соединениях и "бесполезность" наличия гровера в таком случае, прямо пропорцианально классу прочности болта (гайки).
По поводу ...
Цитата: Torque от 01.12.13, 09:33:43
Это которым документом закреплено?
... Меня интересует, на что я могу сослаться, отказываясь от гроверов? Сами понимаете, что аргумент типа "это же очевидно, даже дуре ясно, что гровер не выполняет возложенные на него функции" и т. п. не катят. Нужен докУмент.
Посмотрите ссылки на буржуйские исследования здесь (http://etmru.ipboard.info/viewtopic.php?id=50) или здесь (http://cccp3d.ru/topic/44726-pruzhinnaia-shaiba-grover/)
Цитата: Torque от 08.12.13, 13:04:42
Да, похоже, всё к этому и идёт. Я присматриваюсь к INFIX, но мне надо, чтобы со стороны скрепляемой детали была гладкая поверхность, а поэтому придётся подкладывать обычную плоскую шайбу.
Под клиновую шайбу подкладывать плоскую обычную? Тогда это теряет смысл. Клиновые ставятся и под головку болта и под гайку. У клиновой специально наружная поверхность рифленая. Нельзя туда еще шайбы ставить.
Цитата: LoserCrane от 08.12.13, 20:58:10
Под клиновую шайбу подкладывать плоскую обычную? Тогда это теряет смысл. Клиновые ставятся и под головку болта и под гайку. У клиновой специально наружная поверхность рифленая. Нельзя туда еще шайбы ставить.
Вот я и пишу, что нельзя, а мне надо. Поэтому не всё так просто.
Цитата: Goran от 08.12.13, 18:08:36
Вы, если я правильно понял, предлагаете качество гровера отслеживать при контроле затяжки?
Нет, Вы не поняли. Я всего лишь хотел понять причины расползания гроверов. Из увиденного можно сделать вывод, что причина именно в перетягивании соединения. Или у Вас есть иная версия?
К тому же, если вспомнить тему обсуждения, это расползание при затяжке и приводит к поломке гровера. Теперь понимаете, не?
Цитата: Goran от 08.12.13, 18:08:36
100% контроль производится в особо важных соединениях
Да что Вы говорите!? А это кто-то ставил под сомнение? Зачем Вы об этом упомянули? Речь идёт как раз о таких соединениях, да.
Цитата: Goran от 08.12.13, 18:08:36
и "бесполезность" наличия гровера в таком случае, прямо пропорцианально классу прочности болта (гайки).
Да все это прекрасно понимают. Не думаю, что кому-то надо объяснять, что твёрдость гровера должна быть выше твёрдости болта (гайки). Кстати, Вы лучше вспомните, какова же она, эта твёрдость, у болта, например, класса прочности 8.8? Мы прочнее не используем. Сравните её с твёрдостью гровера. Да даже можете сравнить с болтами 10.9. Не поленитесь, дайте развёрнутый ответ. Очень интересно именно Ваше мнение.
Цитата: Goran от 08.12.13, 18:08:36
По поводу ...Посмотрите ссылки на буржуйские исследования здесь (http://etmru.ipboard.info/viewtopic.php?id=50) или здесь (http://cccp3d.ru/topic/44726-pruzhinnaia-shaiba-grover/)
Неужели Вы всерьёз думаете, что я не знаком с этими исследованиями!? Перед тем, как создать тему, я вник в суть вопроса, не сомневайтесь.
Тем не менее, спасибо за готовность помочь.
На предприятии, на котором я раньше работал (направление - приборостроение), не применяли гровер (самый ходовой М2, М2.5), а стопорили краской, т.к. были прецеденты их поломки.
Что касается этого видео: http://www.boltscience.com/pages/junkertesthelicalspringwasher.htm
Все наглядно, только не написано какая частота вибрации?! А от нее многое зависит!
Весьма занятно! 88)) Студентам покажу своим.
Поломка гровера возможна лишь при совпадении двух условий: низкое качество самого гровера (Китай рулит) и слишком большой момент затяжки (перетягивание). Наблюдалось только один раз. Правда над каждым сборщиком не стою. Количество не считаю. Но если бы все соблюдали технологическую инструкцию и закупки покупали не дешевое г...вероятность такого события стремилась бы к 0.
Цитата: Torque от 07.12.13, 01:11:33
Не стоит забывать и о том, что бытует мнение об отсутствии зацепления острых кромок гровера с гайкой и плоской шайбой. Но это, по моим наблюдениям, больше относится к размерам до М6 включительно.
Вы "курите"?! Какие-то странные посылы для мужика! ЕСЛИ "ГРОВЕР" КАЧЕСТВЕННЫЙ, то он "дерЁт" смежные поверхности "на раз"! Но, вообще-то, в "сети" есть материалы по сравнительным испытаниям ТРАДИЦИОННЫХ способов стопорения резьбовых соединений и ХИМИЧЕСКИХ! "Химия" значительно превосходит "гровер"! Применение "химии" для малых диаметров, на мой взгляд, гораздо ТЕХНОЛОГИЧНЕЕ и в производстве, и в ремонте, и в ТО. (Самые популярные "ширпотребовские" хим. стопоры/герметики - "абровские" "синий" и "красный".)
Цитата: Олеся_Орен от 30.09.16, 14:34:20
Поломка гровера возможна лишь при совпадении двух условий: низкое качество самого гровера (Китай рулит) и слишком большой момент затяжки (перетягивание). Наблюдалось только один раз.
При "перетяге" "гровер" ( без "перекала" ) "расползается"... (А, вообще-то, правильная термообработка маленьких деталей - не такая простая задача.)
Что касается видео: http://www.boltscience.com/pages/junkertesthelicalspringwasher.htm , то там, скорей всего, "фуфлыжный" "гровер" - без "зубчиков"! Которые, "по-нормальному", должны "вгрызаться" в смежные с "гровером" детали.
P.S.: а вообще - смотрите, ребята незабвенного Орлова... Почаще!
Добавлю свои пять копеек. Довелось бывать на финских судах постройки эдак 80-90-х годов. Там естественно стоят коммерческие дизели. Штуки здоровенные и крепятся где на болты, а где на шпильки. А вот для стопорения используют герметики. На судне их три вида - слабой, средней и сильной фиксации. Как ни странно используют для дизелей среднюю. Если не помогает, то крайние соединения ставят на герметик сильной фиксации. Со слов механика при наличии сильной и постоянной вибрации герметик на голову выше гровера. Дядьке было под 60 лет и стажа судового механика под 40. Думаю ему можно верить. Море ошибок не прощает...
Далеко можно и не "ходить": многие - "дачники" с бензоинструментами. В них (в БЕНЗОИНСТРУМЕНТАХ!) - очень много "химии". А вибрации, часто - ультразвук! ПричЁм: чем "выше" производитель, тем шире использование хим. стопорения. Также, хим. стопорение широко используется в современном автомобилестроении.
И тут Остапа понесло...